Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Нетрадиционные техники рисования"
Уровень образования
- Дополнительное образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Художественно-эстетическое развитие
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575831 Директор/Заведующий Костицына Людмила Михайловна Дата подписания документа 29.07.2021 15:57:11 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
Учебный план
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 345197355402255976370865811722506627397297559350 Директор/Заведующий Костицына Людмила Михайловна Дата подписания документа 22.09.2024 20:25:53 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
Календарный учебный график
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 345197355402255976370865811722506627397297559350 Директор/Заведующий Костицына Людмила Михайловна Дата подписания документа 19.09.2024 08:03:04 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Практики
-
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста. Культурологический подход позволяет рассматривать сущность дошкольного образования через призму вхождения ребенка в культуру и его культурного развития. При этом ребенок рассматривается как субъект деятельности, способный к культурному саморазвитию в рамках доступного опыта (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева, Л.М. Кларина, Р.М. Чумичева).
Как подчеркивается в работах Т.Б. Алексеевой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Головановой, Н.Б. Крыловой, современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе.
Содержание современного образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:
• содержание, качество и направленность его действий и поступков;
• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
• принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
• принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Культурные практики - это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
Цель культурных практик: формирование общей культуры личности дошкольника, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности.
В ходе реализации культурной практики решаются одновременно различные задачи.
1. Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
2. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.
3. Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
4. Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
5. Физическое развитие: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Принципы
- Творчества. Ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.
- Психологической комфортности. Предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности.
- Целостности. Этот принцип обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом. Различные аспекты жизнедеятельности дошкольника, сохраняя свою специфичность, взаимообогащают друг друга, раскрывают 7 явления окружающего мира в их взаимосвязи и тем самым обеспечивают формирование у детей целостной карты мира.
- Деятельности. Заключается в следующем: основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса. Используя различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку).
- Вариативности. Предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки. - Непрерывности. Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только между детским садом и начальной школой, но и формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и семейного институтов воспитания.
- Минимакса. Предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории развития на уровне своего возможного максимума. Культурные практики охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.
Культурные практики:
- организуются в рамках детских видов деятельности, перечисленных в ФГОС ДО;
- решают задачи образовательной деятельности (образовательных областей);
- ориентированы на детские интересы (настоящие, и лежащие в зоне ближайшего развития)
- они являются приоритетом (а не цели и интересы взрослых);
- ориентированы на создание творческого продукта деятельности материального или духовного (сказка, игровой сюжет);
- предполагают проявления самостоятельных проб и действий в деятельности и поведении;
- организуются во взаимодействии со взрослыми с постепенным нарастанием самостоятельности детей;
- воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка, а ребенок - полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения;
- в культурных практиках ребенок овладевает разными видами деятельности и общения.
Виды и формы культурных практик
Культурные практики
Интегрированные виды деятельности
Содержание
Игротека (совместные игры воспитателя и детей сюжетно-ролевая, режиссерская,
игра-драматизация, строительно-конструктивная)
Игровая Коммуникативная Восприятие художественной литературы и фольклора Познавательно-исследовательская
Игровая
Музыкальная Изобразительная Трудовая
Двигательная
направлена на обогащение игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игр
Проект
форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит подготовка и публичная демонстрация детьми каких-либо продуктов (индивидуальных или совместных) их деятельности по определенной теме (рисунки, поделки)
Путешествие
форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит передвижение пешком или на транспорте по какой-либо территории, в том числе и онлайн с целью получения информации познавательного характера, либо закрепления ранее изученного материала в ходе реализации видов детской деятельности и решения интегрированных задач соответствующих образовательных областей
Выставка
форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит подготовка и публичная демонстрация детьми каких-либо продуктов (индивидуальных или совместных) их деятельности по определенной теме (рисунки, поделки)
Культурная идентификация и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом
форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит познание ребёнком мира культуры, а также осознание, одухотворения и реализация ребёнком себя в мире культуры
Формирование поведения и отношений
форма организации работы с детьми, в процессе которой ребёнок учиться разрешать возникающие конфликты со сверстниками, знакомится со способами разрешения: попытаться договориться между собой, предложить решение проблемы, которое бы всех устроило, уступить
Познания мира и самопознания
форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит познание ребенком себя во всём многообразии, изучение своих психических и физических характеристик, осмысление себя как личности
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 345197355402255976370865811722506627397297559350 Директор/Заведующий Костицына Людмила Михайловна Дата подписания документа 05.09.2024 11:29:01 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Используется. Через
личные сайты педагогов.
Городской проект «ОнлайнДетСад»
https://www.youtube.com/channel/UCcrcWYjkVHjNSd03XORaz5Q
Команда профессиональных педагогов дошкольного образования города
Екатеринбурга подготовила интересные и занимательные ролики для детей младшего
(с 3 до 5 лет) и старшего (с 5 до 7 лет) дошкольного возраста.