Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера. Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста. В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Актуальность заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяетформировать в ребёнке такие личностные качества, как: Умение одухотворять живую и неживую природу Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им Стремление заботиться о других Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства С другой стороны, ребёнок набирается опыта изо деятельности: Учится быть оригинальным Учится использовать средства выразительности Учится давать оценку своей и чужой деятельности Учится проявлять инициативу, самостоятельность Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, какотдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Основная цель программы. Создание условий для развития мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования. Формирование у детей раннего возраста художественно- творческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи. Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения. Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы. Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низконад листом бумаги). Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке. Новизна и отличительные особенности программы. Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ.