ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО
САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
Темерева Н.Н.,
МБДОУ детского сада № 527
Новые социально – экономические отношения в современном обществе
обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования,
развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень.
Утверждение и введение федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования повлекли за собой значительные преобразования организации
управления, потребовали совершенствования управленческой системы.
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» в
качестве одной из основных обозначена задача привлечения в систему
образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне
осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать
новые технологии и информационные системы. Особое внимание уделяется
профессиональной компетентности педагогов.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагогов
является его способность к саморазвитию, стремлении к росту,
самосовершенствованию.
Основными
критериями
саморазвития
педагогов
являются:
эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий
рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в
образовательный процесс ДОУ.
Использование проекта в дошкольной образовательной практике
рассматривается
как
педагогическая
инновация.
Педагогическое
проектирование это продуктивная деятельность, которая способствует
саморазвитию педагогов и создает условия для активного участия родителей
и воспитанников в образовательном процессе.
Прежде чем приступить к работе над использованием технологии
проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения
необходимо было решить ряд проблем:
низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях
проектного метода;
нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной
системы занятий в детском саду;
недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном
учреждении для реализации творческих проектов;
низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского
сада.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном
подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна
способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов
в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса,
способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить
качественные результаты педагогической деятельности.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это
оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен
занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Технология проектирования - является уникальным средством
обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей,
способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному
образованию.
Данная технология в дошкольном учреждении внедряется на
протяжении последних 2 лет. Педагогами было разработано и внедрено более
20 проектов («Цветущий детский сад», «Деревья нашего участка»,
«Покормите птиц зимой», «Школа пешеходных наук» и др.) разных по сроку
исполнения, стратегии реализации (с учетом специфики интересов и
возрастных особенностей детей группы, профессиональной компетентности
педагога, проектировочных умений и навыков), включению различных видов
творческой и практически значимой деятельности, способствующей
единению педагогов, детей и родителей.
В процессе разработки и реализации педагогических проектов педагоги
получили возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает
потребность личности идти по ступенькам роста — от проекта к проекту.
Проектирование помогло изменить роль воспитателей в управлении
педагогическим процессом: они выступают активными его участниками, а не
исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческих
группах помогла научиться работать в команде. Выработался собственный
аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Педагоги
свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения
поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже не
удачно выполненные проекты способствовали развитию профессионализма.
Понимание ошибок создавало мотивацию к повторной деятельности,
побуждало к самообразованию. Образовательный процесс детского сада стал
открытым для активного участия родителей воспитанников. Они были не
только источниками информации и оказывали реальную помощь и
поддержку ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также
стали непосредственными участниками образовательного процесса,
обогатили свой педагогический опыт.
Педагогические проекты были представлены на презентации
инновационной деятельности образовательного комплекс Октябрьского
района «Инновационное образование – инновационный район» в рамках II
этапа XVII городских открытых Педагогических чтений.
В перспективе планируем продолжать инициировать педагогов к
использованию технологии проектирования, т.к. работа по проектам
обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, способствует
наращиванию его образовательного потенциала.