РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬ-КА

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 527
(МБДОУ детский сад № 527)
пер. Утренний, д. 6, Екатеринбург, Свердловская область, 620025
Тел./факс: (343) 226-89-10
е-mail: mdou527@eduekb.ru; https://527.tvoysadik.ru
ОКПО 95003774; ОГРН 1069672044640; ИНН/КПП 6672207536/668501001
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол от «29» августа 2024 г.
№1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МБДОУ детского сада № 527
от «29» августа 2024 г. № 41/1 - о
Заведующий
МБДОУ детским садом № 527
___________ Л.М. Костицына

Рабочая программа
вокального кружка
«До-ми-соль-ка»
МБДОУ детского сада № 527
2024 -2025 уч.гг.

Разработчик: Саркисян Нина Валерьевна
музыкальный руководитель
высшая квалификационная категория

Екатеринбург
2024

1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка…………………………………………………3
1.2 Цель и задачи………………………………………………………….4
1.3Принципы и подходы к формированию программы……………….5
1.4Возрастные и индивидуальные особенности детей…………………5
1.5 Планируемые результаты………………………………………..…...5
2.Содержательныйраздел………………………………………………..6
2.1 Описание образовательнойдеятельности………………………….6
2.2.Особенности взаимодействия семьями воспитанников…………….7
3.Оранизационныйраздел
…………………………………………...7
3.1 Организация деятельности……………………………..……………..7
3.2. Тематический план …………………………………………….……..8
3.3 Перспективное планирование………………………………..………10
3.4Материально-техническое обеспечение программы………...………17
3.5 Методическоеобеспечение…………….…………………………….18

2

1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
Программа кружка
«Домисолька » реализуется в рамках
художественно-эстетического направления развития дошкольников и
направлена на формирование у детей певческих навыков средствами
различных техник вокала и исполнительскогомастерства
Актуальность, педагогическая целостность данной
программы
вокального пения воспитания состоит в том, чтопение – один из
любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим
потенциалом
эмоционального,
музыкального,
познавательного
развития. Благодаря пению успешно развиваются: слух, (тембровый и
динамический) музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно
осуществляется общее развитие, формируются высшие психические
функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь,
ребенок учится взаимодействовать со сверстниками.
Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой
жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение,
эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было
правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с
удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по
постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения,
используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают
оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную
роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается
дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание,
повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает
качество иммунных процессов.

Программа
содержит
представлено помесячно.

перспективное

планирование,

которое

3

1.2 Цель и задачи программы:
Цель: формирование вокальных умений и навыков у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
-углубить знания детей в области музыки.
-развить у детей музыкально - слуховые способности.
Воспитательные:
привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и
исполнять ее;
-привить навыки сценического поведения;
Развивающие:
-развить музыкально-эстетический вкус;
-развить музыкальные способности детей;
Коррекционные:
-создать условия для пополнения словарного запаса;
-стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую
активность ребенка;
-развивать координацию при выполнении основных движений пальцев
рук и артикуляционных движений, произвольную регуляцию поведения;
-развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, потребность

самовыражения в процессе музыкальной деятельности.

4

1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Принцип
непрерывного
общего
развития
каждого ребенка
предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное,
эмоциональное, духовно–нравственное, физическое и психическое
развитие и саморазвитие каждогоребенка.
Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного
содержания занятий. При организации образовательного процесса
наиболее эффективно образовательная область «Художественноэстетическое
развитие»
интегрируется
со
следующими
образовательнымиобластями:
«Социально-коммуникативное
развитие»развитие
свободного
общения со взрослыми и детьми, формирование умений и навыков в
продуктивной деятельности.
«Познавательное развитие»- формирование целостной картины мира,
игры во время вокализации, импровизация музыкальных композиций.
3.Принцип учета индивидуальных возможностей и способностейдетей.
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания
личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего
мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте
активизируется
самостоятельность
мышления,
развивается
познавательный интерес детей илюбознательность.
Формирование личности.
Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность,
начинает объективно себя оценивать, усложняется эмоциональная
жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие
чувства.
Расширение сферы деятельности ребенка. Ребенок осваивает цели и
мотивы различных видов своей деятельности; формируются
определенные навыки, умения, способности и личностные качества
(настойчивость, организованность, общительность, инициативность,
трудолюбие и др.).
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться певческий
аппарат гортани- появляются вокальные связки и голос приобретает
новые, но пока еще скромные возможности.Голос в этом возрасте
приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся
более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого.
5

Налаживается вокально-слуховая координация. Все более чистым
становится интонирование мелодии голосом. Дети на 4-6-м году жизни
могут воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения
мелодии, чисто интонируют ее отдельные отрезки.
1.5 Планируемые результаты
По итогам реализации программы дети смогут:
овладеть навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой
дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы,
чисто интонировать мелодию в поступенномдвижении вверх ивниз.
-усвоить ритмический рисунок, движение мелодии, петь слаженно.
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности с
помощьюпедагога.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами:
умение ребенком применять знакомые песни в играх, процессе
праздников, развлечений, а также в самостоятельнойдеятельности,
методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации программы будут проходить в форме
концерта.
2.Содержательный раздел
2.1 Описание образовательнойдеятельности
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить
особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту
интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса
определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей
правильно петь (слушать,
анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и
голоса) нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер деятельности;
активная концертная деятельностьдетей;
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на
улице, вгостях;
-атрибуты (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры,
пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (муз. центр,ноутбук, микрофон, СDдиски с записями музыкальногоматериала)
6

В работе над формированием вокально-хоровых навыков у
дошкольников огромноезначениеимеет в первую очередь работа над
чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная
артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение
гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания
гласных;
умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить
согласные в разном ритме и темпе.
К слуховым навыкам можно отнести:
слуховой самоконтроль;
слуховое внимание;
представления о певческом правильном звуке и способах его
образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает
музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл
конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он
достигается:
выразительностью мимики лица;
выражением глаз;
выразительностью движения и жестов;
тембровой окраской голоса:
динамическими оттенками и особенностью фразировки;
наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое)
значение.
Певческое дыхание. Ребенок осваивает следующую технику
распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям
объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом,
зафиксировать его мышцами;
спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому
укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда
сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

7

2.2Особенности взаимодействия с семьямивоспитанников
Целью работы с семьями воспитанников
является поддержка
стремления родителей развивать певческую деятельность детей в ДОУ
и дома
Основные задачи:
информирование друг друга о возможностях художественноэстетического развития детей в условиях детского сада и семьи;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и
формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей сдетьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с
педагогами мероприятиях, организуемых в группе,ДОУ;
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий
для их удовлетворения всемье.

3.Организационный отдел
3.1. Организация деятельности
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 4 до 6 лет).
Занятия по данной
программе проводятся два раза в неделю во второй половине дня
продолжительностью 20 минут. Общее количество занятий в
соответствии с нормативной документацией составляет 72 ч.

8

3.2. тематический план
Тема
Сентябрь
Познакомить с дыханием во время пения.
Пение –
упражнение для развития слуха и голоса.
Познакомить с правильной певческой
установкой
Разбор упражнений для развития слуха и
голоса.
Октябрь
Знакомство с песней

Разбор песен

Работа над упражнениями развития слуха и
голоса
Ноябрь
Закрепление песен.
Работа над упражнениями развития слуха и
голоса.
Разучивание песни
Работа над песней

Декабрь
Работа над дикцией.
Разучивание песен

цели
Развивать умение правильно дышать во
время пения.
Закрепить умение детей слышать
поступенное движение
мелодии вверх и вниз.
Развивать умение детей петь легким,
естественным голосом.
Работать над мелодической линией
песни, с показом рукойнаправление
движения, выучить слова.
Работать над правильным
звуковедением, дыханием в
серединефразы.
Закрепить выученные упражнения.
Закрепить работу над правильным
дыханием,
выразительным исполнением песни.
Работать над правильным
звуковедением, дыханием всередине
фразы.
Петь легко, без форсирования.
Закрепить работу над правильным
звуковедением,дыханием в середине
фразы
Чѐтко проговаривать текст, включая в
работуартикуляционный аппарат
Петь легко, без форсирования, с четкой
дикцией. Выполнять паузы, точно
передавать ритмическийрисунок, делать
логические ударения в соответствии с
текстом песен.
9

Январь
Выразительность в пении.
Разучивание песен-попевок.
Работа с упражнениями для развития слуха
и голоса.
Творческие задания

Разучивание песен

Февраль
Сценическая культура исполнения песен.
Разучивание новой песни
Творческие импровизации.
Знакомство с песней

Март
Упражнение для развития слуха и голоса

Разучивание новой песни.
Сольное исполнение песни.
Апрель
Творческие импровизации.

Разбор новой песни

Закрепление певческих навыков.

Май

Развивать умение детей ощущать и
передавать интонацию в
пенииупражнений.
Развивать умение детей соотносить своѐ
пение с показом рук,добиваясь при этом
осмысленного,
эстетичного,выразительного и
разнообразного музыкального действия
Закрепить навыки хорового и
индивидуального пения смузыкальным
сопровождением и без него.
Развивать умение детей работать с
микрофоном
Проработать трудные ритмические
места с хлопками, маракасами, бубнами.
Закрепить ранее выученный материал.
Работать над мелодической линией
песни, показать рукой
направление движения, выучить слова.
Работать над умением детей различать
высокие и низкиезвуки, упражнять в
чистомпропеваниипоступенных и
скачкообразных движений.
Работать над дикцией и выразительным
исполнением.
Закрепить умение петь в унисон, а
капелла, используядвижения рук.
Развивать творческую активность
каждого ребенка , инициативу,
самостоятельность в поисках
нужнойпевческой интонации
Развивать умение детей петь легко, без
форсирования, с четкой
дикцией.
Развивать умение выполнять паузы,
точно передавать ритмический
рисунок, делать логические ударения в
соответствии стекстом песен.
Работать над выразительным
10

Подготовка к празднику «День Победы»
Закрепление певческих навыков.
Подготовка к празднику «День защиты
детей»
Итоговое занятие.

исполнением песен.
Работать над звуковедением, дыханием,
артикуляцией,четкой дикцией.
Закрепить ранее выученные песни.
Закрепить вокальные навыки детей.

3.3 Перспективное планирование
Сентябрь
Содержание работы
Задачи

Музыкальный
материал
«Осы»
Ребята вращают
перед грудью
указательными
пальцами и на выдохе
продолжительно
произносят: «З-з-з…»
«Ветер»

1.Упражнения на
дыхание

Развивать умение
управлять
мускулатурой
дыхательных мышц.

2.Артикуляционная
гимнастика

Укреплять мягкое небо
расслаблять
дыхательные мышцы.

3. Игровое распевание

Развивать музыкальную «Карабас Барабас и
память, внимание.
куклы» А.Евтодьева
Совершенствовать
звуковысотный слух

4.Пение

Петь естественным
«Осенняя шуточная»
голосом, без
Н.Куликова
напряжения, правильно
брать дыхание между
музыкальными фразами
и перед началом пения

«Поезд»
Дети становятся в ряд,
изображая поезд.
Поезд медленно
трогается «пх-пх», все
быстрее и быстрее,
потом
останавливается.

11

Октябрь
Содержание работы

Задачи

1.Упражнение на
дыхание

Развивать длительный
выдох

2.Артикуляционная
гимнастика

Укрепление гортани.
Работа над дикцией.

«Вечер»
Все стихло, но слышно
как стрекочет кузнечик
«тр-тр-тр», кричит
филин «у-у-у-у»,
кукушка «ку-ку»

3.Игровое распевание

Развивать чистое
интонирование
Петь выразительно,
эмоционально.
Работать над чистотой
интонирования.

«Кот и мышка»
А.Евтодьева
«Модница Осень»
М.Басовой

4. Пение

Музыкальный
материал
«Шарик»
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!...
Поднять руки вверх –
вдох, медленно
опускать вниз –
длительный выдох с
произнесением звука
«Ш-ш-ш..»

12

Ноябрь
Содержание работы

Задачи

Музыкальный
материал
«Дятел»
Дети на выдохе
произносят как можно
дольше «д-д-д…»,
ударяя кулачками друг о
друга.

1.Упражнение на
дыхание

Формировать более
прочный навык
дыхания, укреплять
дыхательные мышцы,

2.Артикуляционная
гимнастика

Совершенствовать
дикцию детей
посредством тренировки
подвижности и точности
движений языка и губ

«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко
раскрыть. Язык
медленно горизонтально
передвигать из стороны
в сторону, тянуть язык
к уголкам рта.
Поочередно менять
положение языка 4 – 6
раз.

3.Игровое распевание

Развивать
эмоциональность, петь
по ролям
Петь выразительно, в
темпе, начинать после
вступления всем
вместе.

«Медвежонок и пчела»
А.Евтодьева

Вызвать желание
участвовать в
концертной

Выступление для детей
младшей группы
«Посмотрите-ка на

4.Пение

5.Концертная
деятельность

«Приглашаем в наш
сад » И.Якушкиной

13

Декабрь
Содержание работы

деятельности

нас!»

Задачи

Музыкальный
материал
«Дед Мороз»
Как подул ДедМороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Дети берут снежинки
на ниточках и долго
дуют на них, наблюдая
за кружением
снежинок.

1.Упражнение на
дыхание

Подготовить речевой
аппарат к дыхательным
и звуковым играм.
Развивать дикцию и
артикуляцию

2.Артикуляционная
гимнастика

Подготовить речевой
аппарат к дыхательным
и звуковым играм.
Развивать дикцию и
артикуляцию.

Работа с губами:
(покусать зубами
верхнюю и нижнюю
губу).
Упр. «Я обиделся»,
«Я радуюсь».

3.Игровое распевание

Продолжать развивать
дикцию, артикуляцию,
дыхание.

«Стрекоза и рыбка»
А.Евтодьева

4.Пение

Петь выразительно, в
характере песни.
Формировать умение
петь и двигаться
одновременно.

А.Ермолов «Зимняя
сказка»

Задачи

Музыкальный
материал

Январь
Содержание работы

14

1.Упражнение на
дыхание

2Артикуляционная
гимнастика.

3.Игровое распевание

4. Пение

Февраль
Содержание работы
1.Упражнение на
дыхание

2.Артикуляционная
гимнастика

Продолжать
формировать более
прочный навык
дыхания, укреплять
дыхательные мышцы.
Подготовить речевой
аппарат к дыхательным
и звуковым играм.
Развивать дикцию и
артикуляцию.

«Мышка
принюхивается»

Упражнять детей в
различении звуков по
высоте
Петь выразительно, не
выкрикивая, слушать
вступление.

«Лягушка и муравей»
А.Евтодьева

Гудок парохода.
Набрать воздух через
нос, задержать на 1—2 с
и выдохнуть через рот
со звуком у-у-у, сложив
губы трубочкой.

«Сами с усами»
Н.Анисимов

Задачи

Музыкальный
репертуар
Правильно распределять «Паровоз» - Короткий
дыхание, расслаблять
вдох, долгий выдох;
мышцы диафрагмы,
«Машина»- вибрация
развивать динамический губ. «Самолёт»- на звук
слух.
«У» (протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и понижая
голос)
Развивать певческий
Пропевание лечебных
голос, способствовать
звуков – Ж,Ш,З,С,В,
15

правильному
звукообразованию,
охране и укреплению
здоровья детей.

Н,М(по М.Лазареву)

3.Игровое распевание

Развивать мелодический «Снежная королева»
слух, чувство лада
А.Евтодьева

4.Пение

Побуждать детей к
активной вокальной
деятельности.
Закреплять умение петь
в унисон, а капелла,
пропевать звуки,
используя движения
рук.

Деда- непоседа»
Т.Боковой

5. Концертная
деятельность

Поддерживать детей в
стремлении выступать
перед публикой

Концерт для детей
младшей группы «Мы
маленькие звездочки!»

Март
Содержание работы

Задачи

1. Упражнение на
дыхание

Активизировать работу
диафрагмы и
равномерного вдоха и
выдоха.

2. Артикуляционная
гимнастика

Способствовать
правильному

Музыкальный
материал
«Воздушный шар»
М.Картушиной,
«Подуй на пальцы»
Дети складывают
пальцы в щепоть,
подносят их ко рту и,
сделав носом
энергичный вдох, дуют
на пальцы короткими
активными выдохами,
энергично работая
мышцами живота.
Упражнение
«Обезьянки».
16

3.Игровое распевание

4.Пение

Содержание работы
1. Упражнение на
дыхание

звукообразованию, охране
и укреплению здоровья
детей.
Расширять диапазон
«Машенька и медведь»
детского голоса ;точно
А.Евтодьева
попадать на первый звук..
Связывать звуки в
«легато».

Продолжать развивать
умение у детей петь под
фонограмму и с
микрофоном.
Формировать
сценическую культуру
(культуру речи и
движения).

Апрель
Задачи
Формировать более
прочный навык
дыхания, укреплять
дыхательные мышцы.

«Весенняя песня для
мамы» Т.Кожуховской

Музыкальный
материал
«Аромат цветов»
Дети через нос делают
спокойный вдох,
задерживают дыхание и
продолжительно
выдыхают, произносят
«А – ах!»
В апреле, в апреле луга
запестрели.
С прогулки букеты
приносим в апреле.
Крапивы немного домой
притащи –
Пусть бабушка сварит
17

зеленые щи.
2.Артикуляционная
гимнастика

Подготовить речевой
аппарат к работе над
развитием голоса.

Трактор
Энергично
произносить д-т, дт, меняя громкость и
длительность
(укрепляем мышцы
языка).

3. Игровое распевание

Развивать дикцию,
артикуляцию, дыхание

«Волк и Красная
шапочка» А.Евтодьева

4.Пение

Закреплять певческие
навыки. Усиливать
интерес к певческой
деятельности

«Манная каша»
А.Абелян

Май

1.Выступление перед детьми младших групп
« Песни весело поем!»
2.Выступление на родительском собрании с концертными номерами

3.4. Материально-техническое обеспечение программы
-демонстрационная доска-проектор;
-дидактический материал;
-репродукции картин;
-видеоматериал по музыкальному искусству мира;
-атрибуты для занятий (шумовые инструменты);
18

-звукозаписывающая аппаратура, музыкальный центр;
-музыкальные носители: диски, флеш-накопители;
-компьютер, проектор; Фортепиано, синтезатор;
3.3. Методическое обеспечение программы
1.Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
2.Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
3.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
4.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
5.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2010.
6.Учим
петь система
упражнений
для развития музыкального
слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
7.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель
Т. М. Орлова С. 8.И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
9.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Т. М. Орлова
С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

19

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».