ЗОЖ в семье и детском саду – важный компонент формирования гармоничной личности дошкольника
31.01.2025
Совместная работа ДОУ и
семьи по приобщению детей дошкольного возраста к ЗОЖ немыслима друг без друга
на современном этапе развития общества. Цель взаимодействия ДОУ и семьи - это создание единого образовательного и
оздоровительного пространства в процессе вовлечения родителей в педагогическую
деятельность учреждения.
Всестороннее и гармоническое развитие детской личности требует
единства согласованности всей системы воспитательно – образовательных
воздействий взрослых и ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности
трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее
влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него
нравственно – положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые
уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные
жизненные позиции. От совместной работы родителей и педагогов зависит
дальнейшее развитие и воспитание привычки здорового образа жизни ребенка.
Здоровый образ жизни – поведение человека. Направленное на рациональное
удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной,
познавательной, половой, потребности в сне и отдыхе), способствующее
эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.
Здоровый образ жизни
должен включать:
- настрой на
здоровый образ жизни;
- достаточную
двигательную активность;
- умение
регулировать свое психическое состояние;
- правильное питание;
- четкий режим жизни;
- выполнение
гигиенических требований;
- умение
предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушение
законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в
детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к
ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге к
серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому
образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого.
Важным условием для реализации педагогической работы с дошкольниками
является формирование в детском саду здоровье сберегающего пространства, как на
территории учреждения (посадка деревьев и кустарников в целях защиты от шума и
загрязнений. При этом партерную посадку растений планируют таким образом, чтобы
растения не затрудняли проветриваемость игровых площадок. На территории
высаживают и растения, выделяющие природные фитонциды; черемуху, можжевельник,
тую, сосну, ель). Так и в помещениях
детского сада (регулярное проветривание, кварцевание помещений, закаливание
водой и воздухом, полоскание рта,
хождение босиком по массажным коврикам, мокрым и сухим полотенцам.
Точечный массаж стоп выполняется при хождении по мешочкам, наполненными
фасолью, горохом, по нашитым пуговицам разной величины, гальке).
Формирование
представлений ЗОЖ способствует создание предметно – развивающей среды в
группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками
и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и
бесед, физкультурных занятий, санитарно – гигиенических и закаливающих
процедур, прогулок, игр, сна. Составной частью здоровье сберегающего пространства
являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов,
выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских
работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для
родителей. Досуговые и оздоровительные
мероприятия, консультации, практические занятия, наглядная агитация,
открытые Дни здоровья. Во время открытого Дня здоровья родители могут
познакомиться с работой педагогического коллектива в данном направлении. В эти
дни все желающие имеют возможность посетить занятия, понаблюдать за
организацией игровой деятельности, принять участие в совместной деятельности
детей и взрослых, получить консультации педиатра, психолога и других специалистов детского
сада, принять участие в конкурсе рисунков, понаблюдать за своими детьми во
время праздника, поучаствовать в хореографическом кружке. Для обучения родителей
способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено
знакомство родителей с различными приемами и особенностями педагогического
воздействия на ребенка; организация и проведение специальных практических
занятий для родителей: «Играем вместе с ребенком«, «Читаем детям о здоровье», «
Наблюдения и опыты с целью формированию представлений о здоровом образе жизни».
В ходе этих занятий в качестве наглядного материала могут быть
использованы видеозаписи – наблюдения за разнообразной
деятельностью дошкольников в детском саду. Очень велико значение традиционных и
нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи.
I. Традиционные формы
воздействия:
коллективные, индивидуальные, наглядно
– информационные.
1. Коллективные:
а) родительские собрания
б) Конференции
в) Круглые столы.
2.Индивидуальные:
а)Педагогическиебеседы с родителями;
б) Тематическиеконсультации.
3. Наглядно – информационные:
а) Записи на магнитофон бесед с детьми;
б) Видеофрагменты
организации различных видов деятельности;
в) Фотографии;
г) Выставки детских работ;
д) Стенды, ширмы, папки – передвижки.
II. Нетрадиционные формы
воздействия ДОУ и семьи:
познавательные, информационно –
аналитические, досуговые.
1.Познавательные;
а) Семинары – практикумы;
б) Родительские клубы;
в) Педагогические гостиные;
г) Родительские собрания.
2. Информационно – аналитические:
а) Анкетирование;
б) Социологические опросы;
в) Почтовый ящик.
3. Досуговые:
а) Совместные досуги;
б) Праздники;
в) Участие в выставках, конкурсах, экскурсия.
4. Наглядно – информационные:
а) Дни открытых дверей;
б) Родительские уголки;
в) Фотовыставки;
г) Копилка добрых дел.