Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций

01.09.2023

Уважаемые родители (законные представители) воспитанников

 МБДОУ детского сада № 527

 

Наш детский сад стал участником сетевой инновационной площадки: «Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций».

 

Мы приглашаем Вас к тесному сотрудничеству и предлагаем ознакомиться с концептуальными вопросами данной темы.

 

КОНЦЕПЦИЯ

деятельности сетевой инновационной площадки:

«Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций»

Обоснование актуальности. Семья есть величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего существования. Именно в ней начинает закладываться будущее страны. Ценность семьи для маленького ребёнка – быть эмоциональным «тылом», удовлетворять базисные потребности в безопасности и любви родных и близких людей. Жизнедеятельность любой российской семьи – это череда повседневных ритуалов, обычаев, традиций на основе её семейных ценностей. Традиции являются неотъемлемой частью жизни как российского общества, так и каждой отдельной семьи.

Российское общество нацелено на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе, традиционных ценностей российской семьи. Это крепкий брак, многодетность, компетентное родительство, межпоколенная преемственность. Эти ценности были отмечены в Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. Они обозначены в недавно вышедшем Указе Президента Российской Федерации «Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (от 9 ноября 2022 №809).

Важным ориентиром в построении образовательной стратегии в вопросах взаимодействия с семьями на основе российских ценностей и традиций является Федеральная образовательная программа дошкольного образования, введенная приказом Минпросвещения России «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования от 25.11.2022 г. № 1028. В числе основных целей Федеральной программы выделено приобщение подрастающего поколения к традиционным духовно-нравственным ценностям российского народа, социокультурным нормам, национально-культурным традициям своей семьи, большой и малой Родины.

Проблемное поле сетевой инновационной площадки. Современные дети – поколение виртуальной коммуникации и мультикультурной среды. С одной стороны, у них больше возможностей быть толерантными, с другой – более лёгкое отношение к «своему родному». Дело в том, что так сложилось, что два последних поколения родителей воспитаны и воспитывают своих детей и внуков преимущественно на общемировых ценностях.

Однако в современной социальной ситуации российскому обществу приходится защищать свои национальные ценности, национальное достояние своей богатой многонациональной культуры. Сегодня Россия остаётся почти единственной страной с еще крепкими традиционными ценностями. Далека наша страна от воплощения идеи «гендерной нейтральности» в отличие от стран Запада, которые являются лидерами «семейных инноваций». Под давлением защитников «прав человека» там вносятся поправки в понятия, которые переворачивают исконное представление о сущности семьи и брака. Так, в ряде стран мира брак определяется не как союз мужчины и женщины, а союз двух людей, вместо словосочетания «муж» и «жена» используются нейтральные термины: «партнёры», «супруги». Понятия «мать» и «отец» заменяются словами «parent one» и «parent two».

Тем не менее сегодня российская семья существенно поменялась как ценность и социокультурная реальность. Стали иными экономические условия её жизни, система норм и семейных ценностей. Разрушились традиционные уклады, преобразовались межпоколенные родственные и соседские связи, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье и многое другое. Все это не лучшим образом отражается на детско-родительском общении, потенциально и реально уменьшает воспитательные возможности семьи. Но по-прежнему российская семья – институт сохранения и трансляции культуры, а традиция – компонент культуры. Поэтому нынешнему поколению родителей требуется разносторонняя психолого-педагогическая компетентность в умении опираться на российские национальные ценности и традиции в семейном воспитании.

Цели создания сетевой инновационной площадки:

- Создать сетевую инновационную площадку на базе дошкольной образовательной организации (ДОО) российского региона для комплексного выполнения задач ФОП ДО по приобщению подрастающего поколения к традиционным духовно-нравственным ценностям российского народа, социокультурным нормам, национально-культурным традициям своей семьи, большой и малой Родины.

- Обеспечить профессиональную поддержку и научно-консультативное сопровождение сетевого взаимодействия ДОО в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций.


Задачи деятельности сетевой инновационной площадки:

- Методическое обеспечение деятельности ДОО в реализации направлений деятельности инновационных площадок.

- Способствовать разработке и внедрению эффективных средств психолого-педагогической поддержки родителей в семейном воспитании детей на основе российских ценностей и традиций.

- Обеспечить широкую трансляцию результатов инновационной деятельности ДОО по обогащению педагогических практик воспитания детей раннего и дошкольного возраста на традициях российской духовно-нравственной культуры средствами УМК «Мозаичный парк».


Новизна в деятельности сетевой инновационной площадки.

Инновационной задачей в обновлении взаимодействия семьи и образовательной организации должно стать внимание к разным аспектам воспитательного опыта родителей. Прежде всего, это этнопедагогическая составляющая родительской компетентности, понимаемая как умение родителя опираться в семейном воспитании на народную мудрость и опыт, использовать в воспитании народные средства и обычаи. Гендерная компетентность родителей, которая в прежние времена формировалась легче и естественнее, сегодня же, в условиях остроты этой проблемы в мире, требует разумной поддержки. Овладение родителями разными практиками досуговой культуры также нуждается в содержательном обогащении и представляется инновационной задачей.


Направления деятельности сетевой инновационной площадки.


Первое направление: Взаимодействие детского сада и семьи по сохранению и трансляции культурных традиций семейного воспитания.

Второе направление: Традиции семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Третье направление: Творческие семейные проекты по изучению российских традиций воспитания и образования.

Благодаря приобщению детей в семье к культурным национальным традициям происходит упорядочивание жизни и времяпрепровождения в семье, совместных бытовых повседневных дел и проведения досуга. Как для детей, так и родителей именно традиции наполняют отчий дом уютом, теплом, что становится детскими воспоминаниями о семье как о повторяющихся, наполненных знакомыми символами, событиях. Молодым родителям важно помочь научиться превращать обычные рутинные семейные обязанности в интересные ритуалы, семейные традиции и следовать им. Ведь семья проповедует те ценности, с которыми малыш пойдёт по жизни. Семейные традиции и ритуалы поддерживают размеренность и постоянство жизни ребёнка.

Организация интересного и содержательного семейного досуга закладывает основы нравственности человека, раскрывает внутренний мир и индивидуальные качества, стимулируют творческую активность личности дошкольника. Семейные традиции помогают детям впитывать в себя культуру, разлитую в окружающей обстановке дома и ближайшего социума, что является интеллектуальным и духовно-нравственным стимулом для развития личности ребёнка.

 

Сроки работы сетевой инновационной площадки: три года.

 

Алгоритм реализации целей и задач работы сетевой инновационной площадки.

Определяется сеть пилотных площадок. ДОО как инновационная площадка получает свидетельство о соответствующем статусе, а также необходимую методическую и консультативную помощь по реализации выбранного направления. Руководитель ДОО вместе с педагогическим коллективом составляет дорожную карту работы по реализации идей площадки.

В течение года проводятся научно-методические вебинары, научно-практические семинары по направлениям деятельности сетевой инновационной площадки. Корректируются рабочие планы образовательных организаций, намечается разработка, апробация и трансляция инновационных решений и подходов. В ходе реализации задач проводятся круглые столы, мастер-классы по обмену инновационным опытом реализации задач, сообща решаются возникающие затруднения.

В завершении сроков реализации деятельности сетевой площадки проводится итоговая научно-практическая конференция по результатам её деятельности.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты реализации направлений сетевой площадки обозначены в описании каждого из направлений.

Для отслеживания хода работы рекомендуется использовать Журналы взаимодействия с родителями по психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми 2-3, 3-5, 5-7 лет. Для педагогов они помощник в самоанализе содержательной направленности взаимодействия с семьями, динамики и результативности социального партнёрства с родителями.

Для отслеживания изменений и оценки качества социального партнёрства ДОО с родителями в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций будет предложена самооценочная мониторинговая методика.

Научный руководитель: Арнаутова Елена Павловна, кандидат педагогических наук, специалист в области семейного воспитания, автор более 160 научных и методических публикаций.

Со-руководители: Каралашвили Елена Арчиловна, кандидат биологических наук, доцент, почётный работник общего образования РФ, руководитель организационно-методического отдела издательства «Мозаичный парк», автор пособий. Павлова Любовь Ивановна, старший методист издательства «Мозаичный парк», аспирант БелГУ, автор пособий.

Наша деятельность будет проходить в рамках направления № 3: Творческие семейные проекты по изучению российских традиций воспитания и образования. Участие в проекте принимают воспитанники старшей группы № 1, старшей группы № 2, подготовительной группы.

Актуальность. Если раньше мир детства был миром «почемучек», анализирующих и ищущих причину, то для детей информационной эпохи более значим вопрос – «Зачем?» Это означает, что они хотят знать цель и что, как следствие, будет в будущем. Поиску ответа на эти вопросы во многом способствует проектно-исследовательская и творческая деятельность с участием семей воспитанников.

Проект – это «маленькая жизнь» одной какой-то важной идеи, воплощаемой в реальность. Проекты помогают детям впитывать в себя культуру, разлитую в окружающей обстановке внутри дома и за его пределами, что является интеллектуальным стимулом для развития личности ребёнка. Проектная деятельность позволяет интегрировать в себе содержание различных практик (игровых, коммуникативных, информационно-познавательных и др.) и даёт ребёнку ответ на интересующий вопрос: «Зачем это надо?», в частности, зачем надо знать и изучать российские традиции воспитания и образования. И взрослым надо быть готовыми доходчиво и убедительно объяснить детям в процессе творческих проектов, например: «Зачем нужно чтить память героев страны и уважать героев труда», «Зачем встречать гостя хлебом да солью и что это значит?» «Зачем на Руси говорили: счастливого пути и скатертью дорога», «Зачем изучать свой семейных род» и т.п. Проектная деятельность – это общий семейный труд, а по завершению – большой праздник, т.к. в конце детей всегда ожидает сюрприз. Какой и зачем – смогут ответить педагоги-участники проекта.

Проблемное поле. В педагогической практике работы с детьми и семьями воспитанников активно используются разные виды проектной деятельности (исследовательские, познавательные, творческие и др.). Семье свойственно откликаться на сотрудничество в логике своих потребностей, когда уважается их система ценностей и взглядов, есть изначальное доверие неограниченному потенциалу семьи в развитии и самореализации всех ее членов и искренняя включенность в их реальный жизненный опыт. В таком, весьма деликатном общении, можно не заметить, подчас, то назидательного тона, то нарушения границ партнера. Обращаясь к семейному опыту, педагогам важно заботиться об этике общения, чтобы не травмировать ни детскую психику, ни эмоции родителей.

Вызывает обоснованную тревогу факт обесцененности народной педагогики среди традиций современной семьи. Дело в том, что уже которое поколение родителей воспитано и воспитывает своих детей на общемировых ценностях в пространстве мультикультурной интеграции. Работа инновационной площадки по данному направлению сосредоточена на собирании по крупицам российских традиций воспитания и образования, в том числе, семейного. И в их числе могут быть событийные моменты или семейные даты, наполненные значимыми для конкретной семьи символами (день первого шага, крещение, окончание д/сада и школы, совершеннолетие, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, проводы в армию, бракосочетание и иные даты). Все это представляет важные инициации детей и взрослых, способствующие обретению зрелости, освоению науки жить. В прежние времена «навыки взросления» были заложены во все: в традиции народных праздников, обычаи по организации семейного быта и труда, ведение домашнего хозяйства, обустройство жилья. Даже в песенное мастерство исполнения лирических, плясовых, хороводных, трудовых, обрядовых традиций было заложено видение законов, по которым устроен наш мир. Люди дорожили народной культурой и передавали ее из поколения в поколение. Дать возможность нынешним отцам и матерям «примерить» ее к своей жизни, прочувствовать и осознать ее педагогическую ценность, научиться на нее опираться – один из важных смыслов погружения семьи в палитру разных проектов, чтобы рассмотреть изучаемый вопрос с различных ракурсов и сторон.

Цель: Сосредоточить междисциплинарную интеграцию специалистов образовательных организаций на комплексном решении вопросов изучения и распространения российских традиций воспитания и образования через организацию проектно-исследовательской и творческой деятельности детей и взрослых.

Задачи:

- Вовлекать родителей в проектную деятельность по приобщению к российским традициям семейного воспитания и образования, в том числе, памятным датам России.

- Стимулировать детскую инициативу и любознательность в совместных детско-родительских творческих проектах.

- Способствовать повышению интереса детей и их родителей к истории российских традиций духовно-нравственного воспитания и образования.

Ожидаемые результаты:

- Социологический опрос семей воспитанников по изучению социокультурных традиций и обычаев, материалы обобщения его результатов.

- Сбор и обработка практических материалов и инновационного опыта разнообразной практики коллективных творческих проектов.

- Описание детско-родительских проектов в рамках региональных дат семейного календаря, рекомендованных Федеральной образовательной программой дошкольного образования.

- Обобщение родительских практик по приобщению детей к традициям духовно-нравственного воспитания.

- Представление индивидуальных и межсемейных проектов в разных форматах: описательного рассказа, видеоэкскурсий, семейного макета из поделок, сувениров, фотоколлажей, презентаций и пр.

  

ДОРОЖНАЯ КАРТА
сетевой инновационной площадки
«Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций»

(все этапы дорожной карты являются примерными и прописываются с учётом условий конкретной дошкольной образовательной организации)
Срок действия площадки 3 года: 1 сентября 2023 г. – 31 августа 2026 г.

Задачи этапа

Мероприятия

ИсполнителиХочу такой сайт

Начальный этап – первый год апробации сентября 2023 год

·         Анализ имеющихся условий в ДОО:

- предметно-пространственной среды,

- социокультурной среды;

- уровня компетентности педагогических кадров, характера профессиональных затруднений;

- форм и методов взаимодействия с родителями и ближайшим социумом;

- состояния практики семейного воспитания с учётом направления площадки.

·         Корректировка планирования работы ДОО с учётом инновационной деятельности площадки.

·         Организация работы творческой группы для реализации инновационных задач деятельности площадки.

·         Ознакомление с современным педагогическим инструментарием – учебно-методическим комплектом «Мозаичный парк».

·         Проектирование развивающей предметно-пространственной среды с использованием игрового оборудования УМК «Мозаичный парк».

·         Организация совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми, реализация разновозрастного общения. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие воспитанников, педагогов и родителей в ходе реализации направлений площадки.

·         Организация методического сопровождения педагогов как соисполнителей реализации инновационных задач площадки.

·         Организация психолого-педагогической поддержки родителей в обогащении практики семейного воспитания детей.

·         Анализ выполнения начального этапа (31 августа 2024 г.)

·         Подготовка документов на площадку (до 02 сентября 2023 г.)

·         Участие в научно-практических семинарах по направлениям деятельности сетевой инновационной площадки (1 раз в два месяца по плану кураторов площадки).

·         Проведение социологических опросов, анкетирования, экспресс-бесед с детьми, родителями, педагогами по разным аспектам направлений площадки; анализ и обобщение полученных данных.

·         Участие в круглом столе по обсуждению внедрения УМК «Мозаичный парк» в практику ДОО (в режиме онлайн).

·         Работа заседаний творческой группы ДОО по разработке и реализации инновационных решений в деятельности площадки (по необходимости).

·         Адресные консультации для педагогов ДОО с учётом их профессиональных затруднений в общении с родителями (коммуникативные и иные тренинги, в том числе, по разрешению конфликтных ситуаций в общении с родителями; по применению интерактивных методов общения с родителями и пр.).

·         Наглядное и онлайн информирование родителей воспитанников о ходе и результатах работы площадки, апробация различных способов вовлечения семей.

·         Отчёт о работе площадки за год по выбранным направлениям (31 августа 2024 г.)

·         Научный руководитель, кураторы проекта.

·         Руководители ОО, педагогические коллективы ДОО, творческие группы.

·         Социальные партнёры.

Основной этап – второй год апробации 1 сентября 2024 год

Внедрение в образовательный процесс методического инструментария УМК «Мозаичный парк».

Разработка и апробация моделей взаимодействия в системе «ДОО–Семья–Социальные партнёры» (с учётом направлений деятельности площадки) для распространения российских ценностей и традиций в семье и работе ДОО.

Вовлечение родителей воспитанников в социальное партнёрство с ДОО как полноправных участников образовательного процесса.

Расширение и обогащение социального и предметного компонентов развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Организация центров активности в группах ДОО и мест уединения детей. Организация в ДОО различных объединений и клубов по интересам для обеспечения эффективного общения и взаимодействия детей, педагогов, родителей. Активное вовлечение родителей воспитанников в социальное пространство ДОО как полноправных субъектов образовательного процесса.

Анализ выполнения основного этапа.

·         Обсуждение вариантов использования УМК «Мозаичный парк» в образовательном процессе в ДОО и взаимодействии с родителями воспитанников в формате проведения консультаций, педсоветов, мастер-классов и пр.

·         Подготовка предложений для руководителя и кураторов сетевой инновационной площадки с целью коррекции работы площадки.

·         Участие в научно-практических семинарах (1 раз в два месяца) по использованию материалов УМК «Мозаичный парк» с учетом направления деятельности площадки.

·         Систематическое проведение в ДОО практикумов, мастер-классов, интерактивных педсоветов по направлениям работы площадки.

·         Календарное проведение совместных праздников (общегосударственные, народные, межсемейные и пр.); игровых детско-родительских досугов; клубных форм работы, включая кружковую работу и клубы по интересам; дополнительных услуг; тематических выставок, социальных акций, родительских конференций, создание мини-музеев, использование электронных ресурсов и др. с целью апробации инновационного опыта.

·         Совместные мероприятия с объектами ближайшей социокультурной среды (библиотеки, различные общественные объединения, досуговые детские центры, парки и пр.) в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

·         Сбор и накопление практических материалов взаимодействия педагогов с родителями по направлениям работы площадки.

·         Представление опыта и промежуточных результатов работы по направлениям деятельности площадки на методических семинарах муниципального, регионального уровней (в течение года).

·         Использование разных средств распространения родительских практик по приобщению детей к традициям духовно-нравственного воспитания, связанным с памятными датами России, историей военного прошлого семей, российскими датами чествования семейных ценностей и др.

·         Участие во Всероссийском Фестивале инновационных практик социального партнёрства «ДОО–Семья–Социальные партнёры», оценка результатов основного этапа.

·         Научный руководитель, кураторы проекта

·         Руководители ОО, педагогические коллективы ДОО, творческие группы.

·         Социальные партнёры.

Заключительный этап – третий год апробации 1 сентября 2025 год

·         Обобщение результатов инновационного опыта реализации задач площадки.

·         Трансляция результатов инновационного опыта социального партнёрства между ДОО и семьёй среди педагогических коллективов, для родителей и общественности.

·         Трансляция результатов инновационной деятельности ДОО по обогащению родительских практик воспитания детей дошкольного возраста на традициях духовно-нравственного воспитания средствами УМК «Мозаичный парк».

·         Аналитическая оценка результатов внедрения инновационных подходов к социальному партнёрству с родителями по воспитанию детей на российских ценностях и традициях.

·         Проведение образовательно-игровых циклов занятий, детско-родительских досугов, семейных проектов и пр. по направлениям инновационной площадки.

·         Круглый стол по обмену опытом сетевого взаимодействия и анализу деятельности инновационной площадки.

·         Встречи с родителями по обмену практиками воспитания детей дошкольного возраста на традициях духовно-нравственного воспитания.

·         Подготовка публикаций для СМИ о результатах деятельности площадки, видеоматериалов, мультимедийных презентаций и пр.

·         Научно-практическая конференция по итогам деятельности сетевой инновационной площадки.

·         Научный руководитель, кураторы проекта.

·         Руководители ОО, педагогические коллективы ДОО, творческие группы.

·         Социальные партнёры.

 

Уважаемые, педагоги МБДОУ детского сада № 527. 

Просим Вас пройти социологический опрос педагогов ДО

 

Уважаемые, родители (законные представители) детей МБДОУ детского сада № 3. 

Просим Вас пройти социологический опрос родителей (законных представителей) воспитанников (анкеты находятся у воспитателя группы) 


Рабочая группа

02.09.2024

Проект "Книга - мой лучший друг". Воспитатель Гусева А.В.

05.09.2024

Проект Книга - мой лучший друг.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».