01.09.2023
Уважаемые родители (законные представители) воспитанников
МБДОУ детского сада № 527
Наш детский сад стал участником сетевой инновационной
площадки: «Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания
детей на основе российских ценностей и традиций».
Мы приглашаем Вас к тесному сотрудничеству и предлагаем
ознакомиться с концептуальными вопросами данной темы.
КОНЦЕПЦИЯ
деятельности сетевой инновационной площадки:
«Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания
детей на основе российских ценностей и традиций»
Обоснование актуальности. Семья есть величайшая ценность,
созданная человечеством за всю историю своего существования. Именно в ней
начинает закладываться будущее страны. Ценность семьи для маленького ребёнка –
быть эмоциональным «тылом», удовлетворять базисные потребности в безопасности и
любви родных и близких людей. Жизнедеятельность любой российской семьи – это
череда повседневных ритуалов, обычаев, традиций на основе её семейных
ценностей. Традиции являются неотъемлемой частью жизни как российского общества,
так и каждой отдельной семьи.
Российское общество нацелено на сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе,
традиционных ценностей российской семьи. Это крепкий брак, многодетность,
компетентное родительство, межпоколенная преемственность. Эти ценности были
отмечены в Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025
г. Они обозначены в недавно вышедшем Указе Президента Российской Федерации
«Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей» (от 9 ноября 2022 №809).
Важным ориентиром в построении образовательной стратегии в
вопросах взаимодействия с семьями на основе российских ценностей и традиций
является Федеральная образовательная программа дошкольного образования,
введенная приказом Минпросвещения России «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования от 25.11.2022 г. № 1028. В
числе основных целей Федеральной программы выделено приобщение подрастающего
поколения к традиционным духовно-нравственным ценностям российского народа,
социокультурным нормам, национально-культурным традициям своей семьи, большой и
малой Родины.
Проблемное поле сетевой инновационной площадки. Современные дети
– поколение виртуальной коммуникации и мультикультурной среды. С одной стороны,
у них больше возможностей быть толерантными, с другой – более лёгкое отношение
к «своему родному». Дело в том, что так сложилось, что два последних поколения
родителей воспитаны и воспитывают своих детей и внуков преимущественно на
общемировых ценностях.
Однако в современной социальной ситуации российскому обществу
приходится защищать свои национальные ценности, национальное достояние своей
богатой многонациональной культуры. Сегодня Россия остаётся почти единственной
страной с еще крепкими традиционными ценностями. Далека наша страна от
воплощения идеи «гендерной нейтральности» в отличие от стран Запада, которые
являются лидерами «семейных инноваций». Под давлением защитников «прав
человека» там вносятся поправки в понятия, которые переворачивают исконное
представление о сущности семьи и брака. Так, в ряде стран мира брак
определяется не как союз мужчины и женщины, а союз двух людей, вместо
словосочетания «муж» и «жена» используются нейтральные термины: «партнёры»,
«супруги». Понятия «мать» и «отец» заменяются словами «parent one» и «parent
two».
Тем не менее сегодня российская семья существенно поменялась как
ценность и социокультурная реальность. Стали иными экономические условия её
жизни, система норм и семейных ценностей. Разрушились традиционные уклады,
преобразовались межпоколенные родственные и соседские связи, изменилось ролевое
поведение мужчин и женщин в семье и многое другое. Все это не лучшим образом
отражается на детско-родительском общении, потенциально и реально уменьшает
воспитательные возможности семьи. Но по-прежнему российская семья – институт
сохранения и трансляции культуры, а традиция – компонент культуры. Поэтому
нынешнему поколению родителей требуется разносторонняя психолого-педагогическая
компетентность в умении опираться на российские национальные ценности и
традиции в семейном воспитании.
Цели создания сетевой инновационной площадки:
- Создать сетевую инновационную площадку на базе дошкольной образовательной организации (ДОО) российского региона для комплексного выполнения задач ФОП ДО по приобщению подрастающего поколения к традиционным духовно-нравственным ценностям российского народа, социокультурным нормам, национально-культурным традициям своей семьи, большой и малой Родины.
- Обеспечить профессиональную поддержку и научно-консультативное сопровождение
сетевого взаимодействия ДОО в вопросах воспитания детей на основе российских
ценностей и традиций.
Задачи деятельности сетевой инновационной площадки:
- Методическое обеспечение деятельности ДОО в реализации направлений деятельности инновационных площадок.
- Способствовать разработке и внедрению эффективных средств
психолого-педагогической поддержки родителей в семейном воспитании детей на
основе российских ценностей и традиций. - Обеспечить широкую трансляцию результатов инновационной деятельности ДОО по
обогащению педагогических практик воспитания детей раннего и дошкольного
возраста на традициях российской духовно-нравственной культуры средствами УМК
«Мозаичный парк».
Новизна в деятельности сетевой инновационной площадки.
Инновационной задачей в обновлении взаимодействия семьи и
образовательной организации должно стать внимание к разным аспектам
воспитательного опыта родителей. Прежде всего, это этнопедагогическая составляющая
родительской компетентности, понимаемая как умение родителя опираться в
семейном воспитании на народную мудрость и опыт, использовать в воспитании
народные средства и обычаи. Гендерная компетентность родителей, которая в
прежние времена формировалась легче и естественнее, сегодня же, в условиях
остроты этой проблемы в мире, требует разумной поддержки. Овладение родителями
разными практиками досуговой культуры также нуждается в содержательном
обогащении и представляется инновационной задачей.
Направления деятельности сетевой инновационной площадки.
Первое направление: Взаимодействие детского сада и семьи по сохранению и трансляции культурных традиций семейного воспитания.
Второе направление: Традиции семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста.
Третье направление: Творческие семейные проекты по изучению российских традиций воспитания и образования.
Благодаря приобщению детей в семье к культурным национальным традициям происходит упорядочивание жизни и времяпрепровождения в семье, совместных бытовых повседневных дел и проведения досуга. Как для детей, так и родителей именно традиции наполняют отчий дом уютом, теплом, что становится детскими воспоминаниями о семье как о повторяющихся, наполненных знакомыми символами, событиях. Молодым родителям важно помочь научиться превращать обычные рутинные семейные обязанности в интересные ритуалы, семейные традиции и следовать им. Ведь семья проповедует те ценности, с которыми малыш пойдёт по жизни. Семейные традиции и ритуалы поддерживают размеренность и постоянство жизни ребёнка.
Организация интересного и содержательного семейного досуга закладывает основы
нравственности человека, раскрывает внутренний мир и индивидуальные качества,
стимулируют творческую активность личности дошкольника. Семейные традиции
помогают детям впитывать в себя культуру, разлитую в окружающей обстановке дома
и ближайшего социума, что является интеллектуальным и духовно-нравственным
стимулом для развития личности ребёнка.
Сроки работы сетевой инновационной
площадки: три года.
Алгоритм реализации целей и задач работы сетевой инновационной
площадки.
Определяется сеть пилотных площадок. ДОО как инновационная
площадка получает свидетельство о соответствующем статусе, а также необходимую
методическую и консультативную помощь по реализации выбранного направления.
Руководитель ДОО вместе с педагогическим коллективом составляет дорожную карту
работы по реализации идей площадки.
В течение года проводятся научно-методические вебинары,
научно-практические семинары по направлениям деятельности сетевой инновационной
площадки. Корректируются рабочие планы образовательных организаций, намечается
разработка, апробация и трансляция инновационных решений и подходов. В ходе
реализации задач проводятся круглые столы, мастер-классы по обмену
инновационным опытом реализации задач, сообща решаются возникающие затруднения.
В завершении сроков реализации деятельности сетевой площадки
проводится итоговая научно-практическая конференция по результатам её
деятельности.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты реализации направлений сетевой площадки
обозначены в описании каждого из направлений.
Для отслеживания хода работы рекомендуется использовать Журналы
взаимодействия с родителями по психолого-педагогическому сопровождению семей с
детьми 2-3, 3-5, 5-7 лет. Для педагогов они помощник в самоанализе
содержательной направленности взаимодействия с семьями, динамики и
результативности социального партнёрства с родителями.
Для отслеживания изменений и оценки качества социального
партнёрства ДОО с родителями в вопросах воспитания детей на основе российских
ценностей и традиций будет предложена самооценочная мониторинговая методика.
Научный руководитель: Арнаутова Елена Павловна, кандидат
педагогических наук, специалист в области семейного воспитания, автор более 160
научных и методических публикаций.
Со-руководители: Каралашвили Елена Арчиловна, кандидат
биологических наук, доцент, почётный работник общего образования РФ,
руководитель организационно-методического отдела издательства «Мозаичный парк»,
автор пособий. Павлова Любовь Ивановна, старший методист издательства
«Мозаичный парк», аспирант БелГУ, автор пособий.
Наша деятельность
будет проходить в рамках направления № 3: Творческие семейные проекты по
изучению российских традиций воспитания и образования. Участие в проекте принимают воспитанники старшей группы № 1, старшей группы № 2, подготовительной группы.
Актуальность. Если раньше мир детства был миром «почемучек»,
анализирующих и ищущих причину, то для детей информационной эпохи более значим
вопрос – «Зачем?» Это означает, что они хотят знать цель и что, как следствие,
будет в будущем. Поиску ответа на эти вопросы во многом способствует
проектно-исследовательская и творческая деятельность с участием семей
воспитанников.
Проект – это «маленькая жизнь» одной какой-то важной идеи,
воплощаемой в реальность. Проекты помогают детям впитывать в себя культуру,
разлитую в окружающей обстановке внутри дома и за его пределами, что является
интеллектуальным стимулом для развития личности ребёнка. Проектная деятельность
позволяет интегрировать в себе содержание различных практик (игровых,
коммуникативных, информационно-познавательных и др.) и даёт ребёнку ответ на
интересующий вопрос: «Зачем это надо?», в частности, зачем надо знать и изучать
российские традиции воспитания и образования. И взрослым надо быть готовыми
доходчиво и убедительно объяснить детям в процессе творческих проектов,
например: «Зачем нужно чтить память героев страны и уважать героев труда», «Зачем
встречать гостя хлебом да солью и что это значит?» «Зачем на Руси говорили:
счастливого пути и скатертью дорога», «Зачем изучать свой семейных род» и т.п.
Проектная деятельность – это общий семейный труд, а по завершению – большой
праздник, т.к. в конце детей всегда ожидает сюрприз. Какой и зачем – смогут
ответить педагоги-участники проекта.
Проблемное поле. В педагогической практике работы с детьми и
семьями воспитанников активно используются разные виды проектной деятельности
(исследовательские, познавательные, творческие и др.). Семье свойственно
откликаться на сотрудничество в логике своих потребностей, когда уважается их
система ценностей и взглядов, есть изначальное доверие неограниченному
потенциалу семьи в развитии и самореализации всех ее членов и искренняя
включенность в их реальный жизненный опыт. В таком, весьма деликатном общении,
можно не заметить, подчас, то назидательного тона, то нарушения границ
партнера. Обращаясь к семейному опыту, педагогам важно заботиться об этике
общения, чтобы не травмировать ни детскую психику, ни эмоции родителей.
Вызывает обоснованную тревогу факт обесцененности народной
педагогики среди традиций современной семьи. Дело в том, что уже которое
поколение родителей воспитано и воспитывает своих детей на общемировых
ценностях в пространстве мультикультурной интеграции. Работа инновационной
площадки по данному направлению сосредоточена на собирании по крупицам
российских традиций воспитания и образования, в том числе, семейного. И в их
числе могут быть событийные моменты или семейные даты, наполненные значимыми
для конкретной семьи символами (день первого шага, крещение, окончание д/сада и
школы, совершеннолетие, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь,
проводы в армию, бракосочетание и иные даты). Все это представляет важные
инициации детей и взрослых, способствующие обретению зрелости, освоению науки
жить. В прежние времена «навыки взросления» были заложены во все: в традиции
народных праздников, обычаи по организации семейного быта и труда, ведение
домашнего хозяйства, обустройство жилья. Даже в песенное мастерство исполнения
лирических, плясовых, хороводных, трудовых, обрядовых традиций было заложено
видение законов, по которым устроен наш мир. Люди дорожили народной культурой и
передавали ее из поколения в поколение. Дать возможность нынешним отцам и
матерям «примерить» ее к своей жизни, прочувствовать и осознать ее
педагогическую ценность, научиться на нее опираться – один из важных смыслов
погружения семьи в палитру разных проектов, чтобы рассмотреть изучаемый вопрос
с различных ракурсов и сторон.
Цель: Сосредоточить междисциплинарную
интеграцию специалистов образовательных организаций на комплексном решении
вопросов изучения и распространения российских традиций воспитания и
образования через организацию проектно-исследовательской и творческой
деятельности детей и взрослых.
Задачи:
- Вовлекать родителей в проектную деятельность по приобщению к
российским традициям семейного воспитания и образования, в том числе, памятным
датам России.
- Стимулировать детскую инициативу и любознательность в
совместных детско-родительских творческих проектах.
- Способствовать повышению интереса детей и их родителей к
истории российских традиций духовно-нравственного воспитания и образования.
Ожидаемые результаты:
- Социологический опрос семей воспитанников по изучению
социокультурных традиций и обычаев, материалы обобщения его результатов.
- Сбор и обработка практических материалов и инновационного
опыта разнообразной практики коллективных творческих проектов.
- Описание детско-родительских проектов в рамках региональных
дат семейного календаря, рекомендованных Федеральной образовательной программой
дошкольного образования.
- Обобщение родительских практик по приобщению детей к традициям
духовно-нравственного воспитания.
- Представление индивидуальных и межсемейных проектов в разных
форматах: описательного рассказа, видеоэкскурсий, семейного макета из поделок,
сувениров, фотоколлажей, презентаций и пр.
ДОРОЖНАЯ КАРТА
сетевой инновационной
площадки
«Социальное партнёрство
детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских
ценностей и традиций»
(все этапы дорожной
карты являются примерными и прописываются с учётом условий конкретной
дошкольной образовательной организации)
Срок действия площадки 3 года: 1 сентября 2023 г. – 31 августа 2026 г.
Задачи этапа |
Мероприятия |
|
Начальный этап – первый год апробации сентября 2023 год |
||
·
Анализ
имеющихся условий в ДОО: - предметно-пространственной среды, - социокультурной среды; - уровня компетентности педагогических кадров, характера
профессиональных затруднений; - форм и методов взаимодействия с родителями и ближайшим
социумом; - состояния практики семейного воспитания с учётом
направления площадки. ·
Корректировка
планирования работы ДОО с учётом инновационной деятельности площадки. ·
Организация
работы творческой группы для реализации инновационных задач деятельности
площадки. ·
Ознакомление
с современным педагогическим инструментарием – учебно-методическим комплектом
«Мозаичный парк». ·
Проектирование
развивающей предметно-пространственной среды с использованием игрового
оборудования УМК «Мозаичный парк». ·
Организация
совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми, реализация
разновозрастного общения. Создание психолого-педагогических условий,
обеспечивающих эмоциональное благополучие воспитанников, педагогов и
родителей в ходе реализации направлений площадки. ·
Организация
методического сопровождения педагогов как соисполнителей реализации
инновационных задач площадки. ·
Организация
психолого-педагогической поддержки родителей в обогащении практики семейного
воспитания детей. ·
Анализ
выполнения начального этапа (31 августа 2024 г.) |
·
Подготовка
документов на площадку (до 02 сентября 2023 г.) ·
Участие
в научно-практических семинарах по направлениям деятельности сетевой
инновационной площадки (1 раз в два месяца по плану кураторов площадки). ·
Проведение
социологических опросов, анкетирования, экспресс-бесед с детьми, родителями,
педагогами по разным аспектам направлений площадки; анализ и обобщение
полученных данных. ·
Участие
в круглом столе по обсуждению внедрения УМК «Мозаичный парк» в практику ДОО
(в режиме онлайн). ·
Работа
заседаний творческой группы ДОО по разработке и реализации инновационных
решений в деятельности площадки (по необходимости). ·
Адресные
консультации для педагогов ДОО с учётом их профессиональных затруднений в
общении с родителями (коммуникативные и иные тренинги, в том числе, по
разрешению конфликтных ситуаций в общении с родителями; по применению
интерактивных методов общения с родителями и пр.). ·
Наглядное
и онлайн информирование родителей воспитанников о ходе и результатах работы
площадки, апробация различных способов вовлечения семей. ·
Отчёт
о работе площадки за год по выбранным направлениям (31 августа 2024 г.) |
·
Научный
руководитель, кураторы проекта. ·
Руководители
ОО, педагогические коллективы ДОО, творческие группы. ·
Социальные
партнёры. |
Основной этап – второй год апробации 1 сентября 2024 год |
||
Внедрение в образовательный процесс
методического инструментария УМК «Мозаичный парк». Разработка и апробация моделей взаимодействия в системе
«ДОО–Семья–Социальные партнёры» (с учётом направлений деятельности площадки)
для распространения российских ценностей и традиций в семье и работе ДОО. Вовлечение родителей воспитанников в социальное партнёрство
с ДОО как полноправных участников образовательного процесса. Расширение и обогащение социального и предметного
компонентов развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
Организация центров активности в группах ДОО и мест уединения детей.
Организация в ДОО различных объединений и клубов по интересам для обеспечения
эффективного общения и взаимодействия детей, педагогов, родителей. Активное
вовлечение родителей воспитанников в социальное пространство ДОО как
полноправных субъектов образовательного процесса. Анализ выполнения основного этапа. |
·
Обсуждение
вариантов использования УМК «Мозаичный парк» в образовательном процессе в ДОО
и взаимодействии с родителями воспитанников в формате проведения
консультаций, педсоветов, мастер-классов и пр. ·
Подготовка
предложений для руководителя и кураторов сетевой инновационной площадки с
целью коррекции работы площадки. ·
Участие
в научно-практических семинарах (1 раз в два месяца) по использованию
материалов УМК «Мозаичный парк» с учетом направления деятельности площадки. ·
Систематическое
проведение в ДОО практикумов, мастер-классов, интерактивных педсоветов по
направлениям работы площадки. ·
Календарное
проведение совместных праздников (общегосударственные, народные, межсемейные
и пр.); игровых детско-родительских досугов; клубных форм работы, включая
кружковую работу и клубы по интересам; дополнительных услуг; тематических
выставок, социальных акций, родительских конференций, создание мини-музеев,
использование электронных ресурсов и др. с целью апробации инновационного
опыта. ·
Совместные
мероприятия с объектами ближайшей социокультурной среды (библиотеки,
различные общественные объединения, досуговые детские центры, парки и пр.) в
вопросах духовно-нравственного воспитания детей. ·
Сбор
и накопление практических материалов взаимодействия педагогов с родителями по
направлениям работы площадки. ·
Представление
опыта и промежуточных результатов работы по направлениям деятельности
площадки на методических семинарах муниципального, регионального уровней (в
течение года). ·
Использование
разных средств распространения родительских практик по приобщению детей к
традициям духовно-нравственного воспитания, связанным с памятными датами
России, историей военного прошлого семей, российскими датами чествования
семейных ценностей и др. ·
Участие
во Всероссийском Фестивале инновационных практик социального партнёрства
«ДОО–Семья–Социальные партнёры», оценка результатов основного этапа. |
·
Научный
руководитель, кураторы проекта ·
Руководители
ОО, педагогические коллективы ДОО, творческие группы. ·
Социальные
партнёры. |
Заключительный этап – третий год апробации 1 сентября 2025
год |
||
·
Обобщение
результатов инновационного опыта реализации задач площадки. ·
Трансляция
результатов инновационного опыта социального партнёрства между ДОО и семьёй
среди педагогических коллективов, для родителей и общественности. ·
Трансляция
результатов инновационной деятельности ДОО по обогащению родительских практик
воспитания детей дошкольного возраста на традициях духовно-нравственного
воспитания средствами УМК «Мозаичный парк». ·
Аналитическая
оценка результатов внедрения инновационных подходов к социальному партнёрству
с родителями по воспитанию детей на российских ценностях и традициях. |
·
Проведение
образовательно-игровых циклов занятий, детско-родительских досугов, семейных
проектов и пр. по направлениям инновационной площадки. ·
Круглый
стол по обмену опытом сетевого взаимодействия и анализу деятельности
инновационной площадки. ·
Встречи
с родителями по обмену практиками воспитания детей дошкольного возраста на
традициях духовно-нравственного воспитания. ·
Подготовка
публикаций для СМИ о результатах деятельности площадки, видеоматериалов,
мультимедийных презентаций и пр. ·
Научно-практическая
конференция по итогам деятельности сетевой инновационной площадки. |
·
Научный
руководитель, кураторы проекта. ·
Руководители
ОО, педагогические коллективы ДОО, творческие группы. ·
Социальные
партнёры. |
Уважаемые, педагоги
МБДОУ детского сада № 527.
Просим Вас пройти социологический
опрос педагогов ДО
Уважаемые, родители
(законные представители) детей МБДОУ детского сада № 3.
Просим Вас пройти социологический
опрос родителей (законных представителей) воспитанников (анкеты находятся у
воспитателя группы)