Здоровьесберегающие технологии

01.09.2023

Рабочая группа:

Халилова Эльмира Залимхановна

Жильченко Анастасия Николаевна

Куклинова Елена Григорьевна

Саркисян Нина Валерьевна

Шилова Ольга Игоревна


Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», считается невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.                                                                              

Необходимо активно внедрять здоровьесберегающие технологии, направленные на решение задач современного дошкольного образования – задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: воспитанников, педагогов и родителей. 

Основная цель работы по использованию здоровьесберегающих технологий – создание условий для формирования устойчивой мотивации   к сохранению и укреплению собственного здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом. 

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:

- внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность дошкольников.

- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу      жизни;

-  использование ИКТ для более наглядной демонстрации     преимущества здорового образа жизни.                                                                                                      

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психологии и педагогики. Вся работа по здоровьесбережению осуществляется комплексно, в течение всего дня.  Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Технологии обучения здоровому образу жизни:

·                     утренняя гимнастика; гимнастика после сна

·                     непосредственно образовательная деятельность (ОД) по физической культуре;

·                     обучение детей основам культуры здоровья;

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

·                     Стретчинг

·                     гимнастика для глаз;

·                     релаксация;

·                     физминутки;

·                     пальчиковая гимнастика;

·                     дыхательные упражнения;

·                     прогулки;Хочу такой сайт

·                     совместным мероприятиям родителей с детьми,

·                     самомассаж.

·                     Коррекционные технологии (частично):

·                     фонетическая ритмика

·                     сказкотерапия;

·                     коррекция плоскостопия.

Одной из основных задач на протяжении последнего года, над которой работали - является воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребёнка потребности   в здоровом образе жизни.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении  уделяем большое внимание для создания здоровьесберегающего пространства. В группах оборудованы физкультурный уголок, для развития физических качеств, формированию двигательных умений и навыков.

Каждое утро начинаем с весёлой утренней гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, лёгкий общий самомассаж, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.                  

                                                                                                                      

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое воспитание. Его основная задача – улучшение состояния здоровья и физического развития; формирование двигательных навыков; повышение работоспособности; расширение функциональных возможностей развивающегося организма. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания физкультурных занятий.

Одна из методик, которую используем на физкультурных занятиях и в режиме дня - игровой стретчинг.  Автором методики является Е. В. Сулим.  

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность.   Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность. 
Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки», «Кракатам»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и утки»;игры с лазанием: «Колдунчики», «Тай-тай-выручай» и очень много других игр.                              

После прогулок можно расположится на ковре, провести небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.

По окончании дневного сна проводим упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений.                                                              

Также в своей работе стрем имся использовать коррекционные технологии. Используем структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы.

Одним из новых видов коррекционной технологии является фонетическая ритмика. Дети обучаются сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи.    

Для поддержания психоэмоционального здоровья детей используется сказкотерапия. Работа идет на внутреннем подсознательном уровне.
Дети освобождаются от страхов, агрессии,  тревожности и других негативных эмоций. Дети приобретают уверенность, спокойствие, позитивный настрой.

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых с детьми. Для поддержания микроклимата постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей. В системе закаливания сон без маек является важной составляющей. Но учитывая различные обстоятельства, используем гибкий подход к детям. Часто болеющие дети и дети, имеющие медотвод, после отсутствия в детском саду по болезни спят в пижамах и раньше заходят в группу после прогулки на улице. Применение щадящего режима способствует постепенному восстановлению организма детей.

Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

Периодически пополняется имеющийся в группах методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.  

Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении проходят «Весёлые старты», «Дни здоровья», игровые и спортивно – познавательные программы, театрализованные представления. Также дети участвуют в районных соревнованиях. В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений. Им нравится, когда в развлечениях и досугах активное участие принимают мамы и папы.

Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка.   Для повышения родительской компетентности провоим беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаются статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна.

Данными действиями добиваемся активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада. Родители помогают организовывать спортивные развлечения для детей: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Сильные, ловкие, умелые». Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.

Применяя эти технологии в своей работе, достигли следующих результатов:

-повышение уровня физического развития детей.
-развитие основных физических процессов(памяти, мышления, воображения, восприятия).
-положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости в нашей группе (за последний год в среднем на 10 % и соответственно повышение процента посещаемости).

Считаем, что подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Работа продолжается…

Консультация Дыхательная гимнастика Стрельниковой.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».