Педагогическая работа с одаренными детьми

22.08.2023

Профилактическая работа с одаренными детьми: игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной саморегуляции 

Лепка страхов 

Цель: трансформация негативных явлений и образов в позитивные. Возраст: 3–18+. Материалы: пластилин (глина, соленое тесто и пр.), музыка для релаксации. Время проведения: 20–40 мин. Форма проведения: индивидуальная. Сначала ребенок выбирает любой кусок пластилина или другого пластичного материала и с закрытыми глазами начинает разминать его, слушая музыку, пытаясь думать о своих проблемах, страхах, переживаниях, обидах и пр. Здесь психолог сам выбирает то количество времени, которое необходимо ребенку в зависимости от его возраста и эмоционального состояния на данный момент. В целом 5–15 мин. достаточно для того, чтобы ребенок расслабился. Далее ему предлагается из полученного образа уже с открытыми глазами и так же под музыку слепить свои «страхи». Психолог или другой взрослый может участвовать в этом упражнении вместе с ребенком, тем самым показывая, что у него тоже есть страхи, и это вполне нормальное явление не только для детей, но и для взрослых. Затем можно поиграть с полученными страхами, например, попугать друг друга. После чего слепленные фигурки уничтожаются (их можно разорвать, расплющить, растоптать), а затем из этого же кусочка пластилина слепить что-то хорошее, доброе, красивое. Трансформация негативного образа в позитивный способствует изменению отношения ребенка к своим страхам, их принятию и, соответственно, проработке. Рисунок на стекле 

Цель: устранение негативных эмоциональных состояний. Возраст: 3–18+. Материалы: гуашевые краски, кисти, вода, стекло, музыка для релаксации. 167 Время проведения: 10–30 мин. Форма проведения: индивидуальная. Ребенку предлагается с помощью гуашевых красок нарисовать на стекле свой страх или другую отрицательную эмоцию (тревогу, обиду, злость, ненависть). Погружению в процесс рисования способствует специально подобранная релаксационная музыка, необходимо чувствовать состояние ребенка, тем самым подбирая соответствующее музыкальное сопровождение (усиливающее или снимающее напряжение). После того как ребенок нарисовал свой страх, ему предлагается рассказать о своем эмоциональном состоянии и о том, что хочется сделать с этим страхом. Иногда дети хотят его зарисовать другим цветом. Если изначально ребенок рисует черным цветом (что желательно, именно с черным ассоциируется страх), то он при зарисовывании понимает, что черный цвет другим не закрасить. Поэтому ребенок ищет другой способ избавления от страха. Некоторые дети хотят разбить стекло, но им предлагается иной, более конструктивный способ. Здесь психолог также подводит ребенка к желаемому способу уничтожения данного страха – смыванию его со стекла водой. Интересным является тот факт, что многие одаренные дети (особенно с академической одаренностью) сразу не догадываются о данном способе, что говорит о недостаточной креативности. Поэтому арттерапевтические техники способствуют не только катарсическим процессам, но и развитию воображения и, соответственно, мышления. Психологу необходимо грамотно использовать музыкальное сопровождение, сначала желательно включить музыку, нагнетающую тревогу, страх, грусть или даже злость. Однако в тот момент, когда ребенок смывает рисунок со стекла, должна звучать мажорная музыка. 

Лабиринт страхов 

Цель: осознание собственных страхов, их принятие и устранение. Возраст: 3–18+. Материалы: бланк с рисунком пустого лабиринта, простой и цветные карандаши, фломастеры, ластик, металлическая банка, спички. Время проведения: 20–50 мин. Форма проведения: индивидуальная. Ребенку предлагается бланк с рисунком пустого лабиринта, который необходимо заполнить страшными персонажами и вверху (в отдельном облачке) нарисовать «самый главный страх». 168 Далее идет обсуждение рисунка и затем ребенку предлагается такой исход событий, когда он попадает в этот лабиринт. Затем ребенок должен предположить, что произойдет дальше. Ребенок начинает «побеждать» каждый страх по отдельности на бумаге с помощью карандашей. Здесь очень важно не давать ребенку готовых решений, он сам назовет тот способ, которым можно победить каждый страх, главное – отобразить это на бумаге. «Победив» все страхи, он переходит к «главному страху» и решает, что с ним сделать соответствующим образом. После всего этого ребенку предлагается окончательно уничтожить эти страхи. После чего ребенок разрывает на мелкие кусочки лабиринт и бросает их в железную банку. Терапевтический эффект от разрывания бумаги достаточно сильный, сам процесс помогает снять напряжение и способствует формированию у ребенка чувства собственного превосходства и ощущения своей власти над страхами. Психолог уточняет у ребенка, могут ли теперь эти страхи вернуться обратно. Затем ребенку предлагается снова уже окончательно уничтожить эти страхи, тем самым подвигая его к сжиганию листа с лабиринтом. С целью соблюдения техники безопасности рекомендуем выполнять эту процедуру на улице. Детям дошкольного и младшего школьного возраста психолог говорит о том, что самостоятельно выполнять это упражнение не стоит, сжигать эти страхи можно только у психолога в этой специальной банке для страхов. Ребенку очень важно пронаблюдать процесс сгорания бумаги, он тоже имеет мощный эффект воздействия на эмоциональное состояние. Во-первых, наблюдение за пламенем расслабляет, а сам процесс окончательного уничтожения страхов стабилизирует эмоциональное состояние ребенка. Затем ребенок высыпает пепел в мусорное ведро. В конце занятия можно обсудить его состояние, однако иногда лучше обговорить это позже при возможности повторной встречи. Многие родители и педагоги отмечают, что после этого занятия эмоциональное состояние ребенка и, соответственно, его поведение меняются, нормализуется сон (если его беспокоили ночные кошмары), питание, улучшается учебная деятельность. 

Гора с плеч 

Цель: снятие напряжения, усталости. Возраст: 7–18+. Время проведения: 3–5 мин. Форма проведения: индивидуальная, групповая. 169 Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще чтото делать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад, опусти плечи. Сделай это упражнение 5–6 раз. Младший школьный возраст и младший подростковый возраст 

Смелое сердце Цель: формирование позитивной Я-концепции, уверенности в себе. Возраст: 3–12 лет. Материалы: гуашевые краски, кисти, вода, лист плотной бумаги, ножницы. Время проведения: 10–30 мин. Форма проведения: индивидуальная, групповая. Ребенок рисует на листе бумаги ярко-красной краской большое сердце и раскрашивает его. Ему рассказывается, что это смелое и доброе сердце, которое помогает многим людям, а главное, тем, кто его создаст. Далее с ребенком обсуждается, кого и от чего оно может защищать и каким образом помогать в разных жизненных ситуациях. Задача психолога подвести ребенка к его актуальным проблемным ситуациям и посмотреть на них со стороны, проанализировать. Однако основной терапевтический эффект достигается за счет создания конкретного материального образа, играющего функцию защиты от негативных жизненных моментов. Затем ребенок вырезает это сердце и забирает его домой. Дома он вклеивает в нарисованное сердце свою фотографию и помещает его на видное место – над кроватью или столом. 

Ковер-самолет 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Возраст: 5–15 лет. Материалы: музыкальное сопровождение. Время проведения: 20–30 мин. Форма проведения: индивидуальная, групповая. Усаживайтесь поудобнее (поза лотоса). Сегодня мы отправимся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Лягте на спину. 170 Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите. И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое – на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду. Вокруг много цветов, они кивают вам своими готовками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше. Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке. Надеюсь, что прогулка вам понравилась. Хочу такой сайт

Вулкан Цель: снятие напряжения, повышение эмоционального настроя. Возраст: 3–10 лет. Время проведения: 3–5 мин. Форма проведения: индивидуальная, групповая. Ребенок – «вулкан» – садится на корточки, сначала он спит, затем начинает тихо гудеть и медленно поднимается – просыпается. Психолог или группа помогают ему гудеть глухими утробными звуками – звуками земли. Затем он резко подскакивает, с громкими криками поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно: страхи, злость, обиду и прочее. 

Одень страшилку 

Цель: работа с предметом своего страха. Возраст: 5–11 лет. Материалы: черно-белый рисунок страшного персонажа (Бабы Яги, Волка, скелета и пр.), пластилин, стек или зубочистка. Время проведения: 20–40 мин. Форма проведения: индивидуальная, групповая. Ребенку предлагается сделать страшного персонажа добрым, красивым, смешным с помощью пластилина, разукрасить страшилку. Размазывание пластилина дает эффект расслабления через перенос внутреннего напряжения на объект страха. Затем с помощью стека или зубочистки ребенок рисует персонажу улыбку, тем самым превращая его в доброго. 

Солнце 

Цель: формирование позитивной самооценки. Возраст: 5–13 лет. Материалы: краски, кисти, лист бумаги. Время проведения: 10–20 мин. Форма проведения: индивидуальная, групповая. Ребенок рисует в центре листа круглое солнце с лучами. Психолог не оговаривает количество лучей, даже если ребенок пытается уточнить. В центре солнца он пишет большую букву «Я». Затем каждый лучик солнца он подписывает своими положительными качествами. Если ребенок не умеет писать, то только называет свои качества, а взрослый их записывает. Часто дети затрудняются с определением своих положительных качеств, тогда взрослый может предложить ему антонимы («какой ты чаще бываешь: добрый или злой»). Многие одаренные дети очень самокритичны, задача психолога убедить ребенка в том, что у него много положительных качеств, которые придают ему веру в себя и помогают добиться желаемого. Завершается упражнение тем, что ребенок озвучивает каждое свое качество, начиная с местоимения «я» («я умный, я добрый, я красивый, я смелый, я сильный»). 

Музыкальная мозаика Цель: ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов. Возраст: 3–10 лет. 172 Материалы: музыкальное сопровождение. Время проведения: 10–15 мин. Форма проведения: групповая. Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную – резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую – тонкие, изящные, нежные; под спокойную музыку – стоят без движения и «слушают» свое тело. 

На лесной поляне 

Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация. Возраст: 5–10 лет. Материалы: музыкальное сопровождение. Время проведения: 10–15 мин. Форма проведения: индивидуальная, групповая. Ведущий предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по полянке. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьи-непоседы снуют тудасюда. Возьми себя в руки Цель: обучение навыкам саморегуляции. Возраст: 7–12 лет. Время проведения: 1–2 мин. Форма проведения: индивидуальная. Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ показать свою силу – обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека». 

Врасти в землю Цель: обучение навыкам саморегуляции. Возраст: 7–12 лет. Время проведения: 1–2 минуты. 173 Форма проведения: индивидуальная. Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека. 

Дыши и думай красиво Цель: снятие эмоционального напряжения. Возраст: 7–13 лет. Время проведения: 5–10 мин. Форма проведения: индивидуальная, групповая. Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни: мысленно скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни; скажи: «Я – птица» – выдохни, вдохни; скажи: «Я – камень» – выдохни, вдохни; скажи: «Я – цветок» – выдохни, вдохни; скажи: «Я спокоен» – выдохни. Ты действительно успокоишься. Цветок Цель: приобретение навыков в саморасслаблении. Возраст: 5–12 лет. Время проведения: 10–20 мин. Форма проведения: индивидуальная, групповая. Теплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою головку вслед за солнцем. Дети по ходу рассказа выполняют соответствующие движения: садятся на корточки, голову и руки опускают; распрямляют корпус, руки разводят в сторону – цветок расцвел; голову слегка откидывают, медленно поворачиваются за солнцем. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. Выдохни, вдохни, скажи: «Я – цветок». Выдохни, вдохни, скажи: «Я спокоен». Выдохни. Ты действительно успокоишься. Замри Цель: приобретение навыков в саморасслаблении. Возраст: 5–12 лет. Время проведения: 10–20 мин. Форма проведения: индивидуальная, групповая. 174 Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!». Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Ктото обязательно согласится, и тебе снова станет интересно. 

Воздушный шарик Цель: снятие эмоционального напряжения. Возраст: 5–10 лет. Время проведения: 10–20 минут. Форма проведения: индивидуальная, групповая. Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом «надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты». Подростковый и старший школьный возраст Рассмотри предмет Цель: снятие эмоционального напряжения. Возраст: 10–18+. Время проведения: 10–20 мин. Форма проведения: индивидуальная. Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план... Чем вас заинтересовал этот предмет?.. Разглядите, каковы его цвет, форма? Каков он на ощупь?.. Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях... Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которые не видны на первый взгляд...»  Абажур Цель: экспресс-регуляция своего эмоционального состояния, быстрое снятие стресса. Возраст: 15–18+. Время проведения: 10–20 мин. Форма проведения: групповая, индивидуальная. Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Им дается следующая инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, закрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно. Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...»

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».