08.03.2023
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ
О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ
Беседа с детьми 4-5 лет на тему
«Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной?»
Цель: Сформировать у детей
представление о пользе и разнообразии каш.
Материал: Колоски злаков;
тарелочки с крупой; добавки к каше: варенье, сухофрукты, фрукты, орехи,
шоколад; тарелки с кашей – на каждого ребенка.
Ход беседы:
Воспитатель. Дети, что мы часто едим на завтрак?
Дети. Кашу.
Воспитатель. Какую кашу вы любите? (Ответы детей). Как вы думаете,
почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»? О ком так говорят?
Дети. Так говорят о слабых.
Воспитатель. Правильно. Каша – полезная еда, которая помогает
стать здоровым и сильным. В Древней Руси специальные каши варились в честь
любого важного события. У русских князей существовал обычай варить кашу в знак
примирения врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним кашу не
сваришь». А вы знаете, из чего варят каши? (Ответы детей).
Каши варят из крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если
отгадаете загадку.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно).
Воспитатель. Крупа получается из зерен. Послушайте рассказ о
зернышке.
Посадили весной в землю маленькие зернышки. Вскоре из них
появились зеленые ростки. Земля, вода и солнце помогали им расти. В конце весны
на каждом ростке появился колосок с маленькими зернами. Все лето колоски
набирались сил и наливались. Зерна в них пожелтели, стали крупнее. Осенью
колоски собрали и обмолотили. Из зерен сделали крупу, из которой можно было
варить кашу.
Давайте поиграем. Я буду показывать колоски, и загадывать загадки.
Вам надо отгадать загадку и показать блюдечко с нужной крупой.
Черна, мала крошка.
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалит. (Гречка).
Как во поле, на кургане,
Стоит курица с серьгами. (Овес).
В поле метелкой,
В мешке – жемчугом. (Пшеница).
Воспитатель. Молодцы. А теперь поиграем в игру «Отгадай и назови».
Я буду показывать колоски, а вы должны назвать растение, крупу, которую делают
из его зерен, и кашу из этой крупы.
- Колосок – просо; крупа – пшено;
каша – пшенная.
- Пшеница – манка – манная.
- Пшеница – пшеничная –
пшеничная.
- Овес – овсяная – овсянка.
- Гречиха – гречка – гречневая.
Воспитатель. Молодцы. Хотите еще поиграть? (Дети соглашаются).
Игра «Курочки и петушки». На тарелке вперемешку лежат бобы, горох, семена гречихи и манная
крупа. Сначала надо выбрать бобы, затем горох и гречку.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Что осталось на тарелке?
Дети. Манная крупа.
Воспитатель. Правильно. Какую кашу можно сварить из этой крупы?
Дети. Манную.
Воспитатель. Есть такая поговорка: «Кашу маслом не испортишь». Но
в кашу можно добавлять не только масло, но и ягоды, фрукты, изюм, варенье,
шоколад. А кто не любит очень сладкую кашу, можно добавить в нее орехи.
У воспитателя на столе стоит кастрюля с теплой манной кашей.
Воспитатель. Сейчас я каждому дам тарелку с кашей, а вы добавите в
нее что хотите: яблоки, бананы, изюм, варенье, орешки – и попробуете.
Дети пробуют кашу, обмениваются впечатлениями – кому с какой
добавкой больше понравилось.
Воспитатель. Теперь вы знаете, как сделать кашу вкусной.
Беседа с детьми 6-7 лет на тему
«Правильно ли Вы питаетесь?»
Форма проведения: тематическая беседа с детьми с элементами
ролевого диалога
Цель: демонстрация детям значимости их физического и
психического здоровья.
Задачи:
Оборудование: плакат с изображением пирамиды правильного
питания.
Ход беседы:
Прежде чем начать нашу беседу, я задам вам несколько вопросов,
ребята, а вы ответите на них, подняв руку. Вы любите болеть? Почему?
Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое
здоровье вообще? Как вы его понимаете и зачем нам нужно здоровье?
А кто из вас считает себя здоровым? Почему? Как вообще определить,
здоровы ли мы или нет? Что мы с вами можем назвать показателями здоровья?
Внешний вид, хорошее самочувствие, настроение. Ребята, а от чего же
зависит наше здоровье?
От образа жизни, режима работы и отдыха, занятий
спортом и от того, чем мы питаемся и как мы питаемся.
Сегодняшний наш разговор мы посвятим тому, что более
всего оказывает влияние на наше здоровье – правильному питанию.
Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны? Что вы
предпочтете на завтрак - гамбургер и кока-колу или овсяную кашу
и фруктовый сок? На обед - щи с говядиной и компот или картошку фри
со свининой под соусом и черный кофе? На полдник - творог, банан и ряженку или
курицу-гриль и чипсы с фантой? На ужин - рыбу с овощным салатом и чай или лапшу
быстрого приготовления с мясным полуфабрикатом, сникерс и чайный напиток?
Любителям чипсов, сухариков, кетчупов, майонезов,
газированных напитков, хот-догов, гамбургеров, картошки фри, которые
содержат множество очень вредных веществ, следует знать, что быстрая еда, с
красивым названием "Фаст Фуд", не просто вредна для нашего
организма, а просто очень опасна и несет серьезную угрозу нашему здоровью. При
сомнительных плюсах фаст фуда - быстроте приготовления и его особенном вкусе -
он обладает рядом несомненных и очень серьезных минусов. Наш желудок и кишечник
не приучены к такой пище, жирной и тяжелой. Она не содержит никаких полезных
веществ, она очень жирная, содержит много калорий. Куда легче и полезней для нашего
организма употреблять в пищу то, что веками ели наши предки - каши из различных
круп, первые блюда на обед и множество своих овощей и фруктов.
Частое употребление быстрой пищи чревато возникновением сердечных
заболеваний, аллергии, ожирения, диабета, расстройством желудка и печени, таких
заболеваний как гастрит, панкреатит, язва и рак желудка и кишечника.
Недаром большая часть населения США страдает от ожирения, ведь
фаст фуд давно стал частью их повседневной жизни и настолько же самой собой
разумеющейся, что он уже считается такой же полноценной едой, как и пища
домашнего приготовления.
Таким образом, ребята, не только ваше здоровье, но и внешний вид
напрямую зависит от того, что, в каких количествах и как вы едите.
Как мы должны питаться, чтобы быть здоровыми?
Ответ на этот вопрос один - это здоровое питание, самый верный
способ быть здоровым.
Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать
возраст, традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к
следующей пирамиде.
В ее основании - хлеб, зерновые и макаронные изделия.
Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных
продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого
помола (ржаной хлеб, хлеб с отрубями). В них много растительного белка,
витаминов и клетчатки. В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один
раз в день должна быть каша: овсяная, гречневая, рисовая, пшенная. Все эти
продукты содержат грубую клетчатку, которая просто необходима для нашего
кишечника.
Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.
В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180
кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но
россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем
столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи.
Ягоды, фрукты и овощи - настоящий кладезь витаминов.
В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные
продукты.
Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо - это
животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов. Вот чем объясняется
чувство сонливости после обильного употребления мясных блюд. Почки, печень,
сердце и легкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное.
Надо постараться контролировать количество пищи и перед мясным блюдом пожевать
салат или винегрет из сырых овощей и зелень. Регулярное употребление мяса
напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному
старению. Правильно употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150
граммов в день.
Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные полуфабрикаты включают
в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и
поэтому вряд ли приносят пользу.
Другое дело - рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от
мяса, рыба быстрее усваивается. В ней содержатся жирные кислоты и различные
минеральные вещества - йод, фтор, медь и цинк, которые повышают
сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение,
регулируется обмен фосфора и кальция. Полезны и морепродукты - кальмары, мидии,
морская капуста.
Молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным
продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. А в
кефирах и йогуртах к тому же содержатся полезные бифидобактерии, формирующие
иммунитет человека.
На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.
Как мало им отводится места. Так же мало их должно быть и в нашем
рационе. Действительно, излишнее потребление соли и сахара приводит к болезням
и ожирению. Любители сахара рискуют испортить себе зубы. Нужно приучать себя и
близких минимально употреблять эти продукты: вместо сахара, тортов, конфет,
например, полезнее кушать джемы и фрукты.
Организм ребенка особенно нуждается в правильном сбалансированном
питании, поскольку он интенсивно растет, развивается. Именно поэтому очень
важно следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в
течение дня.
Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали сегодня? Какой еде
нужно отдавать предпочтение? Как нужно питаться?
Беседа с детьми 5-6 лет на тему
«Где найти витамины?»
Цель: Познакомить со значением витаминов и
минеральных веществ в жизни человека.
Материал: Карлсон (игрушка); баночка квашеной капусты;
сухофрукты на тарелках – на каждого ребенка; лук, чеснок.
Ход беседы:
Воспитатель. Сегодня к
нам в окно залетел удивительный человечек. Угадайте, кто это?
Смешной человечек
На крыше живет.
Варенье он любит,
Конфеты и мед.
Дети. Карлсон!
Воспитатель (показывает куклу - Карлсона). Конечно же, Карлсон. Но
мне кажется, что он какой-то грустный, вялый.
Карлсон (за него говорит воспитатель). Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Карлсончик, дорогой, что случилось, почему ты такой
печальный?
Карлсон (грустно). Да что-то настроения нет, не хочется мне ни
озорничать, ни хулиганить. Хочется все время спать, лежать на своем любимом
диванчике. Я даже не хочу со своим другом Малышом гулять по крышам!
Воспитатель. А ешь ты с аппетитом?
Карлсон. Нет у меня аппетита! Я даже банку варенья не могу съесть
– не хочу и все!
Воспитатель. Так, все ясно! У тебя, дорогой Карлсончик, нехватка
витаминов.
Карлсон. А что такое витамины?
Воспитатель. Витамины – это вещества, которые необходимы нам для
здоровья и бодрости. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет,
становится вялым, слабым, грустным – таким, как ты сейчас.
Карлсон. А где же я возьму витамины?
Воспитатель. Давайте попробуем помочь Карлсону. Мы ведь знаем, что
очень много витаминов…. Дети, где?
Дети. В овощах, ягодах и фруктах!
Воспитатель читает сказку Н. Ю. Чуприной «Маша и фруктовый сад».
Воспитатель. Но когда овощи и фрукты долго хранятся, витаминов в
них становится меньше. Где взять витамины весной?
Дети. Можно вырастить на подоконнике свежую зелень, например лук.
Карлсон. Лук? Да я ел один раз – горький, невкусный, да еще в носу
щиплет и слезы текут.
Воспитатель. В луке есть вещества, которые защищают человека от
болезней. Есть даже такая поговорка: «Лук от семи недуг».
Карлсон. Надо же, какой он полезный. Теперь вы отгадайте, что это:
маленький, горький, луку брат.
Дети. Чеснок!
Карлсон. Да, угадали. А он тоже полезный?
Дети рассказывают о пользе чеснока.
Карлсон. Я понял, понял! Теперь буду есть только лук и чеснок.
Воспитатель. Карлсон, нет такого продукта, который содержал бы все
витамины, ведь их очень много. Нужно есть и фрукты, и молочные продукты, и
каши, и овощи. Отгадайте загадку.
Что за скрип, что за
хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ……..
Дети. Капуста!
Воспитатель. Знаешь, Карлсон, в капусте до конца зимы сохраняется
много витаминов. Много их и в квашеной капусте. Попробуй, она очень вкусная и
полезная. Раньше моряки, отправляясь в дальнее плавание, обязательно брали с
собой бочки с квашеной капустой.
Угощает Карлсона и детей квашеной капустой.
Карлсон. О-о.... Я чувствую, что сил у меня прибавилось. И
настроение стало лучше! Я-то ел чипсы, тортики, пил газировку, не знал, что
бывают продукты полезные и необходимые.
Воспитатель. Много витаминов содержится в сухофруктах.
Карлсон. Знаю, знаю. Сухофрукты – это изюм.
Воспитатель. И не только. Давайте поиграем.
Дети и Карлсон пробуют на вкус сухофрукты и отгадывают, из каких
фруктов они приготовлены, разгадывают кроссворд «Сухофрукты».
Карлсон. Спасибо, у меня уже очень хорошее настроение! Полечу на
рынок, куплю лук, чеснок, овощей, фруктов и конечно, сухофруктов.
Воспитатель. А мы тебе, Карлсончик, подавим баночку квашеной
капусты. Ешь и не болей!
Карлсон благодарит детей и улетает.
Приложение.
Н. Ю. Чуприна
МАША И ФРУКТОВЫЙ САД
Жила-была девочка Маша. Каждое утро она
приходила в свой фруктовый сад, где росли разные деревья и кустарники. Яблони,
вишни, сливы, черноплодная рябина, облепиха, шиповник, крыжовник, красная и
черная смородина встречали маленькую хозяйку шелестом листьев.
Маше нравилось гулять в саду, ухаживать за
деревьями и кустарниками, поливать и удобрять их.
Однажды Маша заболела. У нее поднялась
температура, горло покраснело, и стало больно глотать. Забеспокоились деревья и
кустарники, задумались, как помочь девочке. Пролетающий через сад ветерок
прошептал, что помочь их любимице могут их плоды. Ягоды шиповника, черной и
красной смородины богаты витаминами, которые помогут Маше справиться с
болезнями. А чай с вкусным и полезным малиновым вареньем снизит температуру и
уменьшит боль в горле. Утолить жажду и улучшить аппетит помогут компоты:
яблочно-вишневый, грушевый, сливовый.
Обрадовались деревья и кустарники, расправили
ветки, зашелестели листочками. Услышала их шум Машина мама и сразу догадалась,
что хотят сказать питомцы ее дочери. Приготовила она настой шиповника, заварила
чай с малиной, напоила Машу.
Поела девочка ягоды черной и красной смородины,
выпила полезный компот и сразу почувствовала себя лучше.
На следующий день Маша вышла в свой любимый
фруктовый сад. Она поблагодарила деревья и кустарники за помощь. Долго
шелестели они листвой, радуясь выздоровлению девочки.
Беседа с детьми 3-4 лет на тему
«Кто живет в Молочной стране»
Цель: Закрепить понятие о
пользе молока и молочных продуктов. Воспитывать культуру еды.
Материал: Молочные продукты;
миксер, бокалы и продукты для коктейля. На столе отдельно стоят гречка, соль,
сахар; яйцо, соль; мука, яйцо, соль.
Ход беседы:
Воспитатель. Ребята,
сегодня у нас замечательный и долгожданный гость. А какой, вы сейчас узнаете.
За дверью шорох мягких
лап:
- Примите угощение!
- Конечно, это …
Дети. Рыжий Ап!
Воспитатель. Какие тут
сомнения?
Появляется Рыжий Ап
(взрослый).
Рыжий Ап. Здравствуйте, дорогие ребята! Наконец-то я к вам
приехал! Вы меня ждали?
Дети. Да!
Рыжий Ап. Дело в том, что я вместе с другими молочными продуктами
живу в далекой Молочной стране. Вы знаете какие-либо молочные продукты?
Дети. Знаем.
Рыжий Ап проводит игру «Кто живет в Молочной стране» (с мячом).
Дети перечисляют: молоко, кефир, топленное молоко, сливки, сыр, глазированные
сырки, йогурт, сметана и т. д.
Рыжий Ап. Однажды несколько жителей страны поспорили.
Инсценировка сказки Н.Ю. Чуприной «Молоко, Йогурт и Кефир».
Рыжий Ап. Как вы думаете, какой же продукт все-таки самый главный?
Дети. Молоко.
Рыжий Ап. Почему вы так думаете? (Ответы детей.) Правильно. Из
молока получаются другие молочные продукты. Показывает стакан с жирным
молоком. Видите этот слой сверху молока? Это сливки. Вспомните, как мы их
используем? Для чего они нужны?
Дети. Сливки можно добавлять в чай, кофе.
Рыжий Ап. А еще сливки взбивают миксером и украшают ими торты,
пирожные. Много сливок есть нельзя, потому что они очень жирные, а вы знаете,
что много жирного ...
Дети. Есть вредно.
Рыжий Ап. Еще из сливок можно сделать сметану. Сливки аккуратно
снимают с молока, складывают в мисочку, и через некоторое время они
превращаются в сметану. Хотите поиграть? Тогда подходите ко мне.
Игра «Узнай по вкусу».
Дети с закрытыми глазами пробуют молочные продукты и называют их.
Рыжий Ап. Молодцы! Давайте еще поиграем, Какие блюда могут
получиться из этих продуктов, если к ним добавить молоко?
Рыжий Ап показывает группу продуктов, дети называют блюдо
(гречневая каша, омлет, блины и т. п.).
Рыжий Ап. Вот молодцы!
Воспитатель. Рыжий Ап, мы очень рады, что ты у нас в гостях, и
хотим подарить тебе песню, которая так и называется: «Рыжий Ап».
Дети поют песню.
Рыжий Ап. Как здорово! Я вас тоже не оставлю без подарка, сейчас
мы с вами вместе приготовим клубничный коктейль.
(Все строчки
стихотворения сопровождает действиями.)
Пакет клубничного молока –
Непременно от Рыжего Апа.
Три ложки сахара,
Два желтка,
Сок апельсиновый чуть-чуть покапать.
Нарезать дольками пол банана,
Сливки жирные – полстакана,
И наконец, добавить сюда
Кофейную чашку дробленого льда.
В миксере взбить
И разлить по бокальчикам –
Коктейль предлагается
Девочкам и мальчикам.
Дети пьют и благодарят
Рыжего Апа.
Приложение
Ю. Чуприна
МОЛОКО, ЙОГУРТ, КЕФИР.
В молочном магазине на соседних полках стояли
молоко, кефир, простокваша, творог, йогурт, ряженка, сметана. Люди покупали эти
молочные продукты, складывали в пакеты, приносили домой, и ставили в
холодильник. А в холодильник их ставили потому, что эти продукты страсть как не
любили тепло и жару. Им от теплого воздуха плохо становилось, и они скисали.
Однажды попали в один холодильник Молоко, Кефир
и Йогурт. Стоят себе, охлаждаются. Вдруг Молоко зашевелилось, засуетилось и
заговорило:
- Ну-ка, Кефир и Йогурт, подвиньтесь! Не годится
стоять мне, королю всех молочных продуктов, в тесноте. Мне простор нужен.
- Что это ты, Молоко, загордилось? Объясни-ка
нам! – попросил Кефир.
- А что объяснять-то! Мало того, что в мой
состав входит сто разных веществ, необходимых каждому человеку, так я еще легко
усваиваюсь организмом.
- Подумаешь, легко усваивается! – возразил
Йогурт. – Я тоже очень легко усваиваюсь. Зато у меня живут особые бактерии,
которые, попадая в организм человека, борются с возбудителями всяких
заболеваний! Вот!
- Я тоже очень полезный и лечебный продукт
питания. Меня дети очень любят! – не успокаивался Кефир.
- А я бываю и вишневый, и черничный, и
абрикосовый. Меня можно пить, а можно ложкой есть! – гордо произнес Йогурт.
Долго спорили Йогурт с Кефиром. Но тут снова
вмешалось Молоко:
- Как бы там не было, все равно я, Молоко,
являюсь основой и для тебя, Йогурт, и для тебя, Кефир, и для ряженки, и для
творога. Даже масло сливочное получается при сбивании сливок, а сливки
получаются из молока.
- Да, тут уж не поспоришь! Действительно, ты,
Молоко, - король всех молочных продуктов, - сказали Йогурт и Кефир.
Выслушав все это, Молоко подобрело:
- Ладно, брат Йогурт и брат Кефир, вы тоже очень
полезные, вы мне как братья, давайте рядом стоять на одной полке. Не надо нам
ссориться!
Беседа с детьми 5-6 лет на тему
«Каша - радость наша»
Цель: формировать у
детей необходимости заботы о своем здоровье и, в первую очередь,
правильном питании. Уточнить знания детей витаминов групп A, B, C, D.
Учить распознавать по вкусу фруктовые добавки в кашах.
Закрепить названия круп каш, навыки сервировки стола к
разным режимным моментам питания, КГН. Упражнять детей: в
отгадывании загадок, чтении слов, в наклеивании круп на готовую форму.
Воспитывать чувства дружбы, заботы друг о друге, доброжелательности,
вежливость. Вызвать у детей желание помочь сказочным героям, попавшим в беду.
Раскрепостить детей с помощью сказочно-игровой мотивации.
Материал: фигурки на панно:
мальчики - худой и полный, номер дома. На "коромыслах" -
"кастрюли" с крупой. На конторках - пенал с различными крупами,
"кастрюлька", клей, салфетки. Фланелеграф и для него - картинки
продуктов, подходящих группе витаминов A, B, C, D. На столах - салфетки,
пластмассовая посуда.
Предварительная работа. Проведение бесед о правильном питании: "Как правильно
есть", "Удивительное превращение яблока", "Самые полезные
продукты, "Пора ужинать", "Если хочется пить", "Плох
обед, если хлеба нет",
"На вкус и цвет - товарища нет". Изготовление
"кастрюль", пеналов с крупами. Вырезание овощей и фруктов. Сервировка
стола к завтраку, обеду, полднику, ужину. Заучивание загадок об овощах и
фрукта. Беседы на тему "Моя любимая каша". Составление "таблицы
витаминов".
Ход беседы:
- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к самому лучшему повару -
Якову. Живет он в деревне "Кашкино" дом №7. Посмотрите, кто идет!
Здравствуйте.
- Познакомьтесь, это два друга - Алеша и Сережа. Как вы
изменились! Сережа, ты так похудел! Алеша, ты так располнел! Что с вами
случилось?
Алеша: "Мы играли, как всегда. Бабушка мимо проходила. В
гости нас к себе звала - показать нам чудеса, угощений разных дать. И, вдруг,
вспомнил я, что с чужими и незнакомыми уходить нельзя. На прощанье нам она
вкусные, большие конфеты отдала. Только съели их, как вдруг, - похудел Сережка,
а я стал в миг полным. Вот беда! И с тех пор я ем только сладкое одно, а
Сережка - ничего".
- Да! Беда! Не оставим вас в беде. Идем в гости к повару. Он -
сказочный герой. С колдуньей той встречался. Может, он поможет вам.
- Вот дом его - №7. Давайте постучим.
/ Появляется "кастрюля и поет про кашу /(играет роль
взрослый)
- Здраствуйте! Мы пришли в гости к Якову.
Кастрюля: "Он ненадолго вышел. Проходите и немного подождите.
А пока, есть загадки у меня:
Приготовила я кашу для
ума.
Умными хотите быть? (Дa!
Да! Да!)
Найдите кастрюлю и
расскажите - какая в ней крупа,
И как называется каша
моя".
- Кто же подскажет мне о какой каше идет речь? (Пшенная). Почему
вы так решили? (В кашах много разных питательных веществ. А в пшенной есть
полезное вещество - калий. Он помогает работать мозгу, и мы лучше считаем,
решаем задачи: Поэтому ее называют кашей ума.)
Кастрюля: "Да,
правильно.
Есть каша, что силу дает.
Ешь ее чаще - проживешь много лет.
Даже поможет она,
Чтоб сохранилась твоя красота.
Какую крупу взяла я, чтобы получилась каша?".
- Кто догадался о какой
каше идет речь? (Геркулес)
Найдите кастрюлю с
геркулесовой кашей.
Кастрюля:
"Белая каша есть у меня.
Для очищенья полезна она.
Зернышки белые плавают в ней.
Станет вся кожа наша белей".
О какой каше идет речь? (Рисовой)
Найдите на коромысле
кастрюлю с рисовой кашей.
Кастрюля:
"Предлагаю кашу черную.
Не смотря на это - очень вкусную.
Все вещества в ней очень полезны.
В кровь попадая они помогают:
Не болеть и быстрей подрастать".
- Кто догадался?
(Гречневая) (дети подходят к кастрюле с гречневой кашей.)
Кастрюля: "Вы
любите каши?".(обращается к героям на панно)
Алеша и Сережа:
"Нет. Каши не вкусные".
Кастрюля:
"Как это не
вкусные!? Просто вы никогда не ели вкусную кашу. Рецепт вкусной каши прост.
Берем крупу любую, варим с молоком.
Затем добавим масла, посыплем сахарком.
А если в кашу добавить витамины,
То не страшны нам простуды и ангины".
Алеша: "Витамины?
Это же такие кругленькие желтенькие в аптеке продаются!"
Кастрюля: "Нет, в
кашу добавляют натуральные витамины".
- А мы с ребятами знаем
таблицу витаминов.
Игра "Найди место
продуктам в таблице" (дети выкладывают на фланелеграфе к "А",
"В", "С", "Д" карточки с различными продуктами в
которых превалируют витамин "А" или другой.)
Кастрюля: "Пока вы
играли, приготовила вам каши с разными фруктами. Попробуйте, с какой витаминной
добавкой каши. (дети пробуют кашу из риса с различными добавками фруктов)
Молодцы! Правильно
угадали".
- Кастрюля, а можно нам
самим приготовить такую кашу да всех гостей угостить?
Кастрюля: "Пусть
мне помогу две девочки и два мальчика. Наденьте фартуки и протрите руки влажной
салфеткой. Разложите кашу и добавьте фрукты".
- Спасибо, Кастрюля! А
скоро ли Яков придет? Может, вы за ним сходите и позовете?
Кастрюля: "Не могу.
Мне еще комбинированную кашу варить"
- Мы тебе поможем. Пока
ты ходишь, мы приготовим.
/ Кастрюля уходит /
- Что нужно сделать
прежде, чем заняться приготовлением каши? (Надо помыть руки, надеть фартук,
косынку повязать или специальную шапку надеть)
/ все ответы
сопровождаем действиями /
- Для приготовления каши
нужна посуда. Выберем посуду и сделаем разминку.
Вот большой стеклянный
чайник. Рядом маленькие ложки
- |
Беседа с детьми 5-7 лет на тему
«Хлеб – наше богатство»
Цели:
уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из чего: из каких
зерновых культур получают муку; познакомить с различными видами хлеба
и хлебобулочных изделий; уточнить какую форму имеют различные
изделия; воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря
которым хлеб появился на нашем столе.
Оборудование: репродукция
картин Шишкина “Рожь”, иллюстрации СС изображением пира, застолья, засушенные
колоски ржи, пшеницы, метелки овса. Початок кукурузы, виды хлеба и
хлебобулочных изделий, четные палочки, сюжетные картинки для сопровождения
беседы “Хлеб – наше богатство”.
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины Шишкина
“Рожь”; беседа “Откуда хлеб пришел”; экскурсия в хлебобулочный магазин;
изготовление хлебобулочных изделий из соленного теста для сюжетно
– ролевых игр; разучивание стихов и пословиц о хлебе.
Ход беседы:
Рассматривание репродукции картины “Рожь”, иллюстрации с
изображением пира, застолья.
Воспитатель: Посмотрите на репродукцию Кто может вспомнить
название картины и фамилию ее художника?
Когда – то человек попробовал зерна, и они ему понравились.
Человек тал растирать зерна камнями и так появилась мука. Затем человек
научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, а затем люди придумали
заквашивать тесто и получился вкусный, пышный хлеб. Без хлеба не обходилось ни
одно застолье. Дорогих гостей встречали солью и хлебом. Раньше пекли только
ржаной хлеб. Говорят: “Ржаной хлеб пшеничному родной батюшка”. Как вы понимаете
смысл этой пословицы? Закройте глаза, вдохните аромат ржаного и пшеничного
хлеба. Попробуйте их на вкус.
2. Рассматривание засушенных колосков ржи и пшеницы, метелки
овса, початок кукурузы.
Рассмотрите. Как называются эти растения?
Ответы детей.
Обратите внимание, что говорят колосья ржи и пшеницы,
метелка овса, початок кукурузы. Что схожего в этих растениях?
Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми
культурами. Из них готовят хлеб.
3. Выкладывание колоса пшеницы четными палочками.
4. Игра “Назови какой, какая, какое?”
Хлеб из ржи – ржаной.
Хлеб из пшеницы – пшеничный.
Каша из пшена – пшенная.
Каша из овса – овсяная.
Каша из ячменя – ячневая.
Каша из кукурузы – кукурузная.
Каша из гречихи – гречневая.
Поле с рожью – ржаное.
Поле с пшеницей – пшеничное.
Поле с овсом – овсяное.
Поле с ячменем – ячменное.
Поле с кукурузой – кукурузное.
Поле с гречихой – гречишное.
Поле с просом – просяное.
5. Игра “Доскажи
словечко”
Воспитатель: Доскажите
словечко, изменив слово хлеб по смыслу.
Я знаю пословицу о ….
Мама купила пшеничный ….
Дети едят суп с …
Ваня пошел в магазин за …
Я не люблю есть суп без ….
У меня дома нет …
6. Физминутка. Дети
встают в круг и показывают то, о чем говорится в стихотворении:
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
7. Беседа “Хлеб –
наше богатство”.
Хлеб – наше богатство, в
него вложен труд многих людей. Посмотрите на картины. Какой путь прошел хлебный
колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.
Говорят: “Хлеб всему
голова”.
Кто знает пословицы о
хлебе и труде (Кто не работает – тот не ест. Не трудиться – хлеба не добиться.
Хочешь есть калачи – не лежи на печи.).
Действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки
не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
8.
Рассматривание выставки натуральных хлебобулочных изделий.
Какие хлебобулочные
изделия вам знакомы, а какие нет?
Какие изделия имеют
прямоугольную форму? Квадратную? Круглую?
9. Составление
предложений.
Выберите, кого бы вы
хотели угостить и чем, и составьте предложение. Например: Я угощу Таню тортом.
Обратите внимание, что
правильно говорить тортом, торты.
10. Чаепитие.
Беседа с детьми 5-6 лет на тему
«Наши друзья – витамины»
Цель:
дать представление о пользе витаминов для здоровья, о том, где они
содержатся, научить детей выбирать самые полезные продукты, познакомить детей
со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека,
сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни.
Материалы:
конверт с письмом от Матроскина и Шарика, картинка с изображением различных
продуктов питания, витаминов, фруктов и овощей.
Ход беседы:
- Сегодня в садик принесли письмо из Простоквашино от кота
Матроскина и Шарика. У них случилась беда. Заболел Дядя Фёдор. А вот что пишут
Матроскин и Шарик: «Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки.
Решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете нам помочь.
Случилась беда. Заболел Дядя Фёдор. Не ест, не пьёт, песенки не поёт. Не радует
его ни мороженое, ни пирожное. Не знаем, чем его лечить. А вы все такие
красивые, здоровенькие, и щёчки у вас розовенькие. Наверное, секрет какой-то
знаете. Поделитесь с нами, как Дядю Фёдора вылечить. Только просим помочь
быстрее, а то ему совсем плохо.»
- Да, грустная история.
Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь вылечить Дядю Фёдора?
(выслушать ответы детей)
- Я знаю, что нам может помочь побыстрее вылечить Дядю Фёдора. Это
витамины! (показать картинку с изображением витаминов).
- А кто знает, что такое витамины?
- Витамины помогают детям и взрослым быть крепкими и здоровыми.
Одни витамины помогают детям расти, другие - глазам хорошо видеть, третьи -
голове - хорошо думать, быть умной. А есть витамины, которые защищают нас от
болезней.
- Где живут витамины? (В продуктах питания. Прикрепить к
доске картинку с продуктами)
- Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать
витамины с пищей. Если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает
часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт. А как вы думаете, в какое время
года мы получаем витаминов больше всего? (летом и осенью). Почему?
- А в другое время года, чтобы люди не испытывали недостатка в
витаминах, витаминки – таблетки продаются в аптеках. (показать).
- Особенно богаты витаминами овощи и фрукты.(прикрепить картинку с
овощами и фруктами к доске).
- Назовите овощи и фрукты, которые вы знаете и любите.
- Ну, и конечно же, нашим ребятам здоровыми, ловкими и сильными
помогает оставаться физкультура.
Физминутка.
Беседа с детьми 6-7 лет на тему
«Витаминная семья»
Цель:
дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и
необходимы человеку каждый день для здоровья, научить детей выбирать самые
полезные продукты, познакомить детей со значением витаминов и минеральных
веществ в жизни человека, сформировать представление о связи рациона
питания и образа жизни; воспитание способности к согласованному
взаимодействию; воспитывать у детей осознанное отношение к
необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы
противостоять болезням.
Оборудование: плакаты с изображением овощей,
плакаты о витаминах, рисунки, муляжи овощей и фруктов, овощи и фрукты,
свежие и вареные для салата, кухонный инвентарь.
Приемы и методы: сюрпризный момент (осень приносит корзину с
овощами и письмо от больного товарища), вопросы, беседа.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам стучится в дверь. Откройте,
пожалуйста. А это к нам пришла Осень. Здравствуй, Осень!
Осень: Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Осень, что ты нам принесла?
Осень: Я вам принесла «Письмо» и свои дары, но сначала отгадайте,
пожалуйста, мои загадки (прилагается).
Осень уходит, оставляет свои овощи и фрукты.
Воспитатель прощается с осенью и говорит, что осень принесла нам
для чего-то овощи, фрукты и письмо.
Читают письмо: «Здравствуйте, друзья! Это вам пишет Семен. Свое
письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах
«звездочки», все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться.
Я люблю: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси-колу. Это моя любимая
еда. Наверное, скоро я буду здоров!»
Воспитатель: Ребята, правда плохо быть больным? Почему? Как
выздороветь? Игровое действие. Воспитатель подзывает к себе детей и спрашивает:
«Кто из вас, ребята, знает, что закалке помогает и полезно нам всегда?»
Дети: Солнце, воздух и вода! Наши лучшие друзья!
Дети (поочередно)
Чтоб расти нам
сильными,
Ловкими и смелыми,
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем.
К солнцу руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем,
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем!
Воспитатель: Проверим!
Значит, возьмем за правило:
Утром долго не валяться,
Физкультурой заниматься!
Бегать, прыгать и скакать,
Душ прохладный принимать,
Спортом заниматься,
Водою закаляться.
Как следует поучиться -
И так всему научиться.
Воспитатель: Мы предлагаем всем, кто часто болеет, начинать день с
зарядки. Дети, еще, что мы делаем, чтоб поддержать наш организм всегда крепким
и здоровым?
Дети: Занимаемся физкультурой и спортом, оздоровительным бегом,
посещаем бассейн, ходим босиком, загораем. Употребляем в пищу овощи и фрукты,
свежими принимаем витамины, чеснок, лук, пьем отвары трав и плодов.
Воспитатель: Несмотря
на это, некоторые дети осенью склонны к болезням. Почему?
Дети: Потому что, не все люди закаленные, одеваются не по сезону,
постоянные дожди, холодные ветра, липкий снег. Осенью начинается грипп. Это
заболевание, которое сопровождается высокой температурой.
Воспитатель: Еще какие
признаки гриппа вы знаете?
Ответы детей (чихание, кашель, боль в
суставах, головная боль).
Воспитатель: Можно ли при гриппе ходить в садик? Почему? (можно
заразить других, могут быть осложнения, если не прививаться от гриппа) А вот
наши ребята не болеют! Как уберечь себя от болезней?
День особенный у нас!
День здоровья без
прикрас!
Будем многому учиться:
Как здоровыми нам быть,
Фрукты овощи, как мыть.
. .
Воспитатель: Помогает ли
нам «зеленый огород» на окне?
Дети: Да!
Воспитатель: Как?
Ответы детей (зеленый лук, чеснок круглый год).
Воспитатель: Есть ли
витамины в них?
Дети: Конечно!
Воспитатель: Витамины
могут ли принести вред?
Ответы детей (нужно употреблять в определенном
количестве, иначе можно отравиться).
Воспитатель: А как природа помогает поддерживать наше здоровье в
порядке?
Ответы детей.
Воспитатель ( стоит
перед детьми у стенда)
Детский сад, где наши дети
Очень весело живут,
Теплым солнышком налиты,
Свежим дождиком умыты,
В гости фрукты и овощи идут.
Осень нам принесла овощи, фрукты. А мы про них чуть не забыли. Что
же мы будем делать с ними?
Ответы детей.
Воспитатель: дети, а хотите приготовить витаминный завтрак,
используя лук, чеснок со своего огорода. А теперь, давайте дружно, за работу.
Приготовим витаминный салат из свежих овощей и фруктов; винегрет из вареных
овощей. Назовите, пожалуйста, какие продукты нужны для салата «Витаминный».
Какие продукты нужны для винегрета?
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, дети приступаем к делу. Мы сегодня становимся
волшебными поварятами. Давайте коротко вспомним правила на всю жизнь.
С чего нужно начать?
Дети: Помыть руки,
надеть фартуки, приготовить рабочий инвентарь и т.д.
Воспитатель: А теперь за
работу!
Ребята по выбору,
распределяют работу. Начинается дружная работа. Дети охотно помогают друг другу
( крошить, натирать на терке, складывать и т.д.)
Попутно вспоминают
загадки об овощах, пословицы, поговорки о труде.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О
ТРУДЕ.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Умелые руки – не знают скуки.
Делу время – потехе час.
Кто трудится, у того все сбудется.
Без труда и рыбку не вытащишь из пруда.
Сделал дело – гуляй смело.
Кто не работает, тот не ест.
Работа не волк – в лес не убежит.
Один за всех, все за одного.
Беседа с детьми 5-6 лет на тему
«Источники витаминов»
Цель: дать знания о
витаминах, о том, в каких продуктах питания они содержатся, воспитывать
привычку к здоровому образу жизни.
Материалы:
стенд (фланелеграф, доска), картинки с изображением консервированных фруктов и
овощей.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, подборка
интересных фактов о пользе овощей и фруктов.
Ход беседы:
Воспитатель: Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и
минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и
не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему фрукты и овощи должны
быть в вашем рационе каждый день и регулярно. Если каких-то витаминов не
хватает в организме, то начинаются сбои. Например, нехватка витамина «Е», что
наблюдается у большинства людей нашего региона, приводит к нарушению роста, к
снижению умственных способностей. Поэтому используют морскую капусту и
йодированную соль, которую мы припасли для нашего салата. Несмотря на разные
вкусовые пристрастия, каждому человеку и особенно ребенку, необходимо
разнообразное питание. Разнообразная пища – залог того, что организм получит
необходимые вещества.
Люди употребляют овощи, фрукты свежими,
сушеными, консервированными.
Интересно послушать
сообщение, как сделать запасы витаминов на зиму?
1 ребенок:
Снег летает за окном,
Ягод нет в саду пустом…
Снег для ягод – не беда,
Мы попросим их сюда.
В добрых банках за стеклом
Дышат ягоды теплом…
Воспитатель помещает на
стенд картинки, на которых нарисованы разные банки с вареньем, компотами:
2 ребенок:
Они зимой для деток
Сохраняют лето,
И хранят они нам всю
Витаминную семью!
Вот вишня в сахаре, на диво!
Вот маринованная слива!
И клубника есть на льду,
И смородина в меду…
Виноградный сок хорош –
Словно летом солнце пьешь!..
Пусть зима идет сюда
Белыми снегами,
Наши ягоды всегда дружат с малышами.
Воспитатель: Издавна на Руси квасили капусту. В квашеном виде
капуста не только хорошо сохраняется, но главное в ней сохраняются витамины.
Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук вез с собой на корабле 60 бочек
квашеной капусты. Именно благодаря квашеной капусте, которую ели Кук и его
спутники, они были здоровы и выдержали испытания на своем пути. Теперь-то мы
знаем, что не потерять бодрость и сохранить здоровье отважным мореплавателям
помогли, содержащиеся в квашеной капусте, витамины. Кроме этого, овощи еще и
лечат. Например, свекла выводит камни. Если в течение длительного времени пить
свекольный сок, то камни растворяются постепенно и безболезненно. Чемпион среди
низкокалорийных продуктов – огурец. Он содержит меньше 12 калорий на 100 грамм.
Регулярно включайте его в свое меню. Лук репчатый – от всяких болезней.
Посмотрите, какие витамины находятся в тех овощах, из которых мы
приготовили свой салат и винегрет. Они входят в наш рацион, нас лечат и
помогают остаться молодыми, здоровыми, крепкими и красивыми.
А теперь приглашаем всех
на дегустацию нашего фирменного блюда.
3 ребенок :
Чтобы быть здоровому,
Дары бери садовые!
Витаминная родня –
Дети солнечного дня!
Тот, кто ест моркови,
Станет сильным, крепким, ловким.
А кто любит, дети, лук –
Вырастает быстро вдруг.
Кто капусту очень любит,
Тот всегда здоровым будет.
Далее обращается к детям.
Чтобы это не забыть,
Нужно вместе повторить:
Тот, что много ест моркови…
Дети: Станет
сильным, крепким, ловким!
Воспитатель: Верно!
А кто любит, дети лук…
Дети: Вырастает
быстро вдруг!
Воспитатель: Так.
Кто капусту очень любит…
Дети: Тот всегда
здоровым будет!
Воспитатель: Молодцы,
дети! Теперь вы знаете, что нужно делать, чтобы быть сильными, крепкими и
здоровыми! Всегда помните об этом. Ведь здоровье – великая сила!