29.08.2022
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В содержательном разделе основной образовательной программы ДОУ представлены способы и направления поддержки детской инициативы. Наша задача создать необходимые условия для развития индивидуальности и инициативы детей. Результатом освоения общеобразовательной программы дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности у детей в разных видах деятельности.
СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ
ИНИЦИАТИВЫ
Построение
образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка является главным
условием развития и поддержки детской инициативы.
Сферы инициативы (по Н.А.
Коротковой) |
Способы
поддержки детской инициативы |
Творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность
ребенка, где развиваются воображение, образное мышление) |
-
поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени
и пространства; -
поддержка самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности |
Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности - рисование,
лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению
"сопротивления" материала, где развиваются произвольность,
планирующая функция речи) |
-
недирективная помощь детям, поддержка детской самостоятельности в разных
видах изобразительной, проектной, конструктивной деятельности; -
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности, материалов |
Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где
развиваются эмпатия, коммуникатив-ная функция речи) |
-
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу
и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; -
установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях |
Познавательная инициатива - любознательность (включенность в экспериментирование, простую
познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности
устанавливать пространственно-временные, причинно следственные и родовидовые
отношения) |
-
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей; -
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности, материалов |
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной
деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,
сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим
источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная
деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во
второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в
форме самостоятельной инициативной деятельности:
— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные
игры;
— развивающие и логические игры;
— музыкальные игры и
импровизации;
— речевые игры, игры с
буквами, звуками и слогами;
— самостоятельная
деятельность в книжном уголке;
— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору
детей;
— самостоятельные
опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности
воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
— развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к
получению новых знаний и умений;
— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к
активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
— постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;
постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие
сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую
инициативу;
— тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности,
доводить начатое дело до конца;
— ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
— своевременно обратить особое внимание
на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к
результату, склонных не завершать работу;
— дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребе-нок
действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто
намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
— поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого
ре-бенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Группа раннего возраста
Как создать условия для выбора?
Необходимо подготовить разнообразную по содержанию развивающую
предметно-пространственную среду. Должно быть отведено время на занятия по
выбору — так дети учатся сознательно делать его и реализовывать свои интересы и
способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы,
взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели - вот, что
является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
Образовательная и
игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной
деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и
долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал
сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать
опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации
прежних знаний при решении новых задач. Содержание развивающей среды должно
учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной
группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в
группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей и предлагаемые виды
деятельности учитывают разброс уровней развития
(кто-то может собрать пирамидку из 3
колец, а кто-то из 6 и т.д.).
Не все дети занимают активную позицию, тогда задача
воспитателя оказать помощь.
2-я младшая группа
В младшем дошкольном возрасте начинает
активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем
свидетельствуют много-численные вопросы, которые задают дети. Воспитатель
поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к
наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует
проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность,
создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.
Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как
утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малы-шам увидеть
в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим
одобрением и примером воспитатель поддерживает
стремление к положительным поступкам, способствует
становлению положительной са-мооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Младшие дошкольники — это в первую очередь деятели, а не наблюдатели. Опыт
активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил
возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных
упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их
использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в твор-честве (имитации,
подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
Средняя группа
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые
возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию
самостоятельности в познании способствует освоение деть-ми системы
разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа,
сравнения, умения наблюдать. Воспитатель специально насыщает жизнь детей
проблемными практическими и познавательными ситуациями,
в которых детям необходимо самостоятельно применить
освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для
постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали
2 или 3 машины и пр.). В своих познавательных интересах ребенок средней группы
начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется
в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?»
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и
отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру.
Нередко ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и теми же
вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется
большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное,
заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам,
готовность на равных обсуждать их помогает, с одной стороны,
поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с
другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому.
В свободной деятельности дети по желанию выбирают
интересные занятия в организованных в группе центрах активности. Это — центры
игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной
деятельности. Во время занятий и в свободной детской деятельности воспитатель
создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность,
совместно найти правильное решение проблемы (примеры таких ситуаций приведены в
конкретных разделах данного пособия). По мере того как дети учатся решать
возникающие перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и
уверенность в себе. Дети испытывают большое удовлетворение, когда им удается
выполнить без помощи взрослого действия, которые еще совсем недавно их
затрудняли. Эти маленькие победы воспитатель всегда высоко оценивает.
У детей средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональной
сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное
чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство
симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель спе-циально создает
ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к
окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления
внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам:
«Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы —
помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость
детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в
игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности.
Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение под-держать их
познавательную активность и развить самостоятельность, организация
разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и
полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого
набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена
части игр — примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15% игр должны быть предназначены
для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность ребятам,
опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
В средней группе активно развивается детская
самостоятельность. Посте-пенно совершенствуются умения дошкольников
самостоятельно действовать по собственному замыслу. Сначала эти замыслы не
отличаются устойчивостью и легко меняются под влиянием
внешних обстоятельств. Поэтому воспитателю необходимо развивать
целенаправленность действий, помогать детям устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом, учить находить и исправлять ошибки. Помощниками
в этом могут стать картинки, фотографии, мо-дели, наглядно, по шагам
демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к
результату. Это может быть последовательность процесса создания постройки,
выполнения аппликации, бытового труда и пр.
В режимных процессах, в свободной детской деятельности
воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие
проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить
имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного ре-шения
возникшей задачи.
Старшая и
подготовительная группы
Переход в старшую и особенно подготовительную группу связан с изменением
статуса дошкольников в детском саду. В общей семье воспитанников детского
сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и
эмоционально прочувствовать свое новое положение в детском саду. Такие мотивы,
как «Мы заботимся о малышах», «Мы — помощники воспитателя», «Мы хотим узнать
новое о мире и многому научиться», «Мы
готовимся к школе», направляют активность старших
дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в
самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает
условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он
постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои зна-ния и
умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает
желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до кон-ца, нацеливает на
поиск новых, творческих решений.
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же
затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному
решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта по-мощь должна быть
минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать
имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям
возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск
нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и
творчество, показывать детям рост их до-стижений, вызывать у них чувство
радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Следует отметить, что на седьмом году жизни нередко возникают сложности в
поведении и общении ребенка со взрослыми. Старшие дошкольники перестают быть
наивными и непосредственными, как раньше, становятся ме-нее понятными для
окружающих. Ребенок порой ведет себя вызывающе, манерничает, кого-то
изображает, кому-то подражает. Он как бы примеряет на себя разные модели
поведения, заявляя взрослому о своей
индивидуальности, о своем праве быть таким, каким он
хочет. Психологи связывают это с проявлением кризиса семи лет.
Появление подобных особенностей в поведении должно стать для близких
взрослых сигналом к перемене стиля общения с ребенком. Надо относиться к
нему с большим вниманием, уважением, доверием, активно поддерживать стремление
к самостоятельности. Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам
взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их
самостоятельности, ограничивает свободу. Необходимо поддерживать в детях
ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений:
поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению,
осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача
развития данных умений ставится воспитателем в раз-ных видах деятельности. При
этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и
самостоятельно осуществлять свой замы-сел: опорные схемы, наглядные модели,
пооперационные карты.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача
вос-питателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствуют создание
творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной
деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это — обязательные
элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в
увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема
самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поста-вить
спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или
придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем
оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становят-ся предметом
любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои сочинения,
обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие
дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые
игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств,
сломан-ные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из
космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети
испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что
будет, если...», «Как это изменить, чтобы...», «Из чего мы это можем
сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» —
подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими
дошкольниками. Периодически в «сундучке сюрпризов» появляются новые, незнакомые
детям объекты, пробуждающие их любознательность. Это могут быть «посылки из
космоса», таинственные письма с увлекательными задания-ми, схемами, ребусами,
детали технических устройств, зашифрованные записи и пр.
Разгадывая загадки, заключенные в новых объектах, дети учатся рассуждать,
анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают
радость открытия и познания.
Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. Он
показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интерес-ные и
сложные вопросы. В трудных случаях воспитатель специально обращается к книгам,
вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга
становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них
стремление к овладению чтении.