02.09.2024
Организация профессионального развития педагогических работников
Принятие Федерального образовательного стандарта дошкольного образования и Профессионального стандарта педагога предъявляют новые требования к организации и содержанию дошкольного образования, к профессиональной квалификации педагогических работников, ставит перед ними новые, более сложные задачи. Увеличение и усложнение функций педагогических кадров в условиях перехода на стандарт дошкольного образования требуют постоянного профессионального развития педагогов.
Профессиональное развитие любого специалиста основывается на диалектическом принципе «от простого к более сложному». Управление профессиональным развитием педагогов представляет собой систему, основными подсистемами которой являются: деловая карьера; обучение персонала; мотивация и стимулирование; мониторинг развития и аттестация; ресурсное обеспечение профессионального развития; управление саморазвитием работника.
В Учреждении создан работоспособный педагогический коллектив, состоящий из 13 воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда
Уровень образования педагогов: все имеют педагогическое образование, 50% - высшее педагогическое образование.
В ходе аналитической деятельности были сделаны следующие выводы: коллектив педагогов достаточно стабилен. За последние 2 года появилась тенденция «омоложения» педагогического состава: 1 педагог – м/с, 3 педагога имеют педагогический стаж менее 1 года.
В ходе анализа были выявлены проблемы:
Недостаточный уровень компетентности молодых педагогов в вопросах нормативно – правового обеспечения ФГОС дошкольного образования; снижение активности части педагогов – стажистов при достаточно высоком уровне компетентности - проявление профессиональной стогнации, застоя.
Для решения данных проблем спланировали систему определенных действий и мероприятий, которые направлены на профессиональное развитие педагогов ДОУ.
Наметили направления профессионального развития педагога:
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
2. Организация работы по изучению и реализации новых образовательных стандартов и программ.
3. Овладение педагогами инновационными методиками и внедрение их в педагогическую деятельность.
4. Достижение более высоких результатов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
5. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.
Формы работы Методы и приемы
-дистанционное обучение по интересующей теме;
-педагогический совет (традиционный / нетрадиционный);
-семинары;
Консультации;
Коллективный просмотр педагогической деятельности;
-дискуссии;
-деловая игра;
-Вебинары;
-портфолио;
-тренинг;
-смотры-конкурсы;
-консультации;
- самоанализ;
- ИОМ педагога.
01.09.2022
Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями
Мобильность в условиях перемен, готовность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность принятия решений и ответственность за их результаты – эти характеристики деятельности состоявшегося профессионала относятся к современному учителю, важными чертами которого становятся постоянное самообразование, самосовершенствование компетенций в области психологии и педагогики, самокритичность, эрудиция и целеустремленность.
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ, спроектирована на принципе «построения взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников, процедур аттестации, базирующихся на требованиях профессионального стандарта».
С учётом новых трудовых функций педагога обозначается необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов педагогов собственного профессионального становления, обеспечив переход к адресной персональной переподготовке для работы с различными категориями детей. Индивидуальным образовательным маршрутом педагога называют целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу субъектную позицию в выборе, разработке и реализации личной программы развития при организации условий для методического сопровождения профессионального становления учителя.
Выбор формы индивидуального маршрута педагога как средства организации непрерывного профессионального образования целесообразен и по ряду других причин. Индивидуальный образовательный маршрут педагога — это документ, фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования в установленный разработчиком период (как правило, межаттестационный период). Посредством индивидуального образовательного маршрута реализуется право на выбор траектории повышения квалификации. Педагог разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут самостоятельно, с учетом предложений внешних методических служб и характера внутрикорпоративной культуры развития кадров. Акцент на разностороннюю подготовку учителя должен сочетаться с решением ранее обозначенных задач по расширению зоны взаимодействия субъектов образовательной деятельности и, как следствие, повышению открытости образования, которое в конечном итоге нацелено на развитие личности ребенка.