30.08.2022
30.08.2022
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного
детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его
развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования
в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо
ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают
необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде
целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не
подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации воспитанников.
Настоящие требования
являются ориентирами для:
а) решения задач формирования Программы; анализа
профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения
характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
в) информирования
родителей (законных представителей) и общественности относительно целей
дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации.
Целевые ориентиры не
могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач,
включая:
· аттестацию педагогических кадров;
· оценку качества образования;
· оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей,
в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с
использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения
результативности детей);
· оценку выполнения муниципального (государственного) задания
посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
· распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.
Целевые ориентиры
программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего
образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы
настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного
образования.
Целевые ориентиры
образования в раннем возрасте:
· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
· использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.)
и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
· проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности
· соблюдает правила элементарной вежливости
· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих
предметов и игрушек; речь становится полноценным средством общения
· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в
движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит
действия взрослого;
· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им;
· проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом
участвует в сезонных наблюдениях
· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные
произведения культуры и искусства;
· с понимание следит за действиями героев кукольного театра,
проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх
· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры образования детей
младшего возраста (3-4 года)
• Ребенок интересуется окружающими предметами и
активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и
другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий.
• Использует специфические, культурно
фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки,
расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими
навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и
игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к
грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости
(самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до
свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные
представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице
и старается соблюдать их.
Целевые
ориентиры образования детей среднего возраста (4-5 лет)
• Владеет активной речью, включенной в
общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным
средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и
активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых
ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру,
предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам;
наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками,
не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру
природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и
сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально
откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев
кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и
сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной
деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
• У ребенка развита крупная моторика, он
стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и
пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными
движениями.
Целевые
ориентиры образования детей старшего возраста (5-6 лет)
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе,
обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным
вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как
лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне
зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности,
религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим
людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и
стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением,
которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет
разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные
ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной
речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика;
он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может
следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое
дело.
• Ребенок проявляет любознательность,
задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Целевые ориентиры образования детей дошкольного
возраста (6-7 лет)
• Открыт новому, то есть проявляет желание
узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к
обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных
ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту
окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку,
танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает
гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом
разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе,
семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные
ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые
нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что
такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу
о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом
образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
В ДОУ проводится оценка индивидуального развития
детей.
Целевые ориентиры на
этапе завершения дошкольного образования:
· ребенок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.;
· способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру,
к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется
в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания,
· может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять
звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка
развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым
и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Такая оценка
производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики
(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты
педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том
числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с
группой детей.