ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОБЛЕМАМ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

01.03.2022

Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие всех детей с учетом их личных особенностей (возрастных, физических, психологических, интеллектуальных), образовательных потребностей, а также отношение к любому ребёнку как к неповторимой индивидуальности. Личностный подход базируется на том, что любая личность универсальна и основной задачей работы становится формирование индивидуальности и создание условий для становления творческого потенциала. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе - это необходимое условие для раскрытия природных возможностей и задатков каждого ребенка, гармонизации его развития.

Дошкольный возраст (3 - 7 лет) - это сензитивный период развития творческого потенциала ребенка. Почти все известные ученые, музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. В то же время, одаренность, рассматриваемая как потенциал личности, характерные личностные свойства, которые при определенных обстоятельствах могут остаться нереализованными.

Однако, с психологической точки зрения следует отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Поэтому одной из актуальных проблем психолого - педагогического сопровождения одаренных детей (как в условиях детского сада, так и в системе дополнительного образования) является организация консультативно - просветительской работы с родителями (законными представителями) воспитанников. В МБДОУ детском саду № 527 этому вопросу уделяется особое внимание.

Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей. Включение одаренного ребенка в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах способствует активному развитию способностей дошкольника. Система семейного воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его трудности. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать свои слабости.

Необходимо создать условия детско-родительских отношений для осуществления организации деятельности одаренного ребенка:

·       признание безусловной ценности ребенка;

·       выработка гибкой адекватной воспитательной стратегии;

·       рациональный подход в прогнозировании развития и реализации особых творческих и образовательных возможностей ребенка. предоставление ребенку свободы выражения;

·       отсутствие попустительской позиции в отношении развития у ребенка социально-бытовых, регуляторных навыков, а также видов деятельности не относящихся к области интересов, связанных с одаренностью.

Зачастую, все участники воспитательного процесса сталкиваются с проблемами, которые являются следствием неравномерного развития психики одаренных детей. При опережающем развитии отдельных функций, одаренный ребенок в других отношениях не только не отличается от своих ровесников, а иногда даже уступает им. Происходит нарушение мелкой моторики, снижение коммуникативной активности, повышенная тревожность и т.д. Появляется диссинхрония - неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств человека.  Распространенными видами диссинхронии являются различия темпов развития интеллектуальных и социально-коммуникативных процессов или неравномерность развития интеллектуальной и психомоторной сферы одаренного ребенка. Также встречаются дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности эмоциональных, регуляторных, личностных и других сторон психики. Сверхчувствительность такого ребенка, способность улавливать причинно-следственные связи окружающих явлений и событий могут способствовать формированию эмоциональной лабильности. Одаренные дети не только больше видят и тоньше чувствуют, они способны подмечать сходства и различия сразу нескольких явлений, предметов.

Но самой особой, самой трудной, с точки зрения помощи одаренным детям, является проблема формирования волевых установок, навыков саморегуляции, самоконтроля, планирования собственной деятельности. Нередко родители обеспокоены такой ситуацией: ребенок, проявляет склонность к любимому делу, но не умеет трудиться в случаях, когда требуются выраженные волевые усилия.

Педагоги детского сада отмечают, что часто у одаренных детей, возникают проблемы общения со сверстниками, отсутствуют навыки социального поведения. Это выражается в излишней конфликтности или даже в отчужденности ребенка от группы сверстников. Такие особенности развития одаренных детей во многом обусловливает необходимость оказания им педагогической и психологической помощи, а также моральной поддержки со стороны родителей и педагогов.

Одной из форм оказания необходимой помощи родителям одаренных детей в нашем Учреждении является оказание консультативно-просветительской работы.

Все формы консультативно-просветительской работы с родителями в полной мере учитывают личностные особенности одаренного ребенка, его родителей (законных представителей) и ориентируются на эффективную помощь в решении проблем.

Направления и формы взаимодействия педагогов с родителями в Учреждении:

1.   Организация работы по изучению семьи. Составление характеристики семьи воспитанника (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень семьи ребенка и др.). 

Формы взаимодействия: анкетирование, собеседование, наблюдение.Хочу такой сайт

2.   Организация психолого-педагогического просвещения родителей. 

Формы взаимодействия: проведение лекционных занятий по актуальным вопросам воспитания и обучения одаренных детей, размещение информации на стендах Учреждения, индивидуальная работа, консультирование.

          3. Организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников. 

Формы взаимодействия: семейные экскурсии, организация детских праздников, мастер-классы.

4. Вовлечение родителей в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Формы взаимодействия: организация творческих мастерских (совместно с родителями и детьми) по разным видам деятельности.

5.   Активное включение в работу с семьей специалистов Учреждения. 

Формы взаимодействия: индивидуальное и групповое консультирование.

          6. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, повышения мотивационно-волевых установок, находящихся за рамками сферы одаренности ребенка. 

Форма взаимодействия: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.

Проектирование воспитательного процесса в семье одаренного ребенка, направленное на развитие способностей ребенка и сглаживание его трудностей (стереотипности коммуникативных тактик, трудности социальной адаптации в коллективе сверстников) требует участия профессиональных педагогов.

В то же время, педагоги, организующие групповые занятия, имеют возможности в ходе наблюдения за ребенком определить сферу его интересов, наличие выраженных способностей и условий их актуализации, проанализировать особенности поведения и эмоционально-волевой регуляции в познавательной, игровой и коммуникативной видах деятельности. 

Дошкольный возраст - это огромная планета, где каждый ребёнок имеет свои таланты: художественные, актёрские, музыкальные. Важно беречь и уважительно относится к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. А еще очень важно помочь родителям принять своего ребенка, как уникальную и одаренную личность, помочь сделать все возможное для его развития.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.12.2022

Дата обновления: 13.12.2022

Дата публикации: 01.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».