РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-гуманитарной направленности Играем, пишем, читаем Модуль комплекса Знай ка для дошкольников

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 527
(МБДОУ детский сад № 527)
пер. Утренний, д. 6, Екатеринбург, Свердловская область, 620025
тел. 226-89-10, е-mail: mdou527@eduekb.ru
ОКПО 95003774 ОГРН 1069672044640 ИНН/КПП 6672207536/668501001

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МБДОУ детского сада № 527
Протокол от «29» августа 2025 г
№1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
детским садом № 527
____________Л.М. Костицына
Приказ от «29» августа 2025 г
№ 38/2 - о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кружок «Играем, пишем, читаем»
(Модуль комплекса «Знай-ка»)

Разработчики:
учитель-логопед Мисюкова И.П.
учитель-логопед
Шилова О.И.

Екатеринбург 2025

ВВЕДЕНИЕ
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в
настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с
определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень
развития ребенка до школы во многом определяется степенью его обученности
этим умениям и навыкам.
В работах Л.С. Выготского было разработано понятие психологического
возраста,

характеризующегося

определенными

параметрами.

Каждый

возрастной период, если он полноценно прожит, заканчивается определенными
характеристиками психического развития ребенка, на которых строится
развитие в следующем возрастном периоде. В силу такого понимания развития
каждый возрастной этап уникален, и им нельзя пренебрегать. Если ребенок
вместо ведущей деятельности будет в основном заниматься другим видом
деятельности, то полноценного психического развития не происходит. В
дошкольном

возрасте

ведущей

деятельностью

является

игра,

которая

исчерпывает свое развивающее влияние к семи годам. Поэтому семь лет – это
рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом. В психологии
доказано, что в семь лет исчезает непосредственное поведение ребенка,
поэтому с семи лет возможно эффективное обучение по школьному типу. В это
время ребенок уже может подчиниться правилам поведения на уроке без
излишней перегрузки нервной системы, кроме того, в силу возникающих
психологических новообразований, семилетний первоклассник сам хочет стать
учеником и выполнять роль ученика со всеми необходимыми правилами.
Однако все это происходит в том случае, если развитие ребенка до семи лет
проходило преимущественно в игровой деятельности. Следует заметить, что в
настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине
прошлого века, вследствие того, что начиная с 6 – 7 лет сегодняшние
дошкольники почти не играют, а в основном учатся в подготовительных к
школе группах. При этом следует отметить, что дети все равно оказываются

неготовыми к школе, более того они готовы к ней в меньшей степени, чем их
сверстники пятьдесят лет тому назад, которых специально к школе не готовили.
Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в
форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеют
ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению,
которая не формируется на занятиях по школьному типу. Психологическая
готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной
деятельностью, которая формируется внутри ведущей деятельности, присущей
дошкольному возрасту, то есть в игре.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека.
Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.
Чернышевский Н. Г.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная,
охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять
ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его
познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности
в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным
умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта. Конечной
целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные
позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Программа способствует формированию активного отношения к
собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно
оценивать ее результаты. Реализуемая программа строится на принципе
личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия
взрослого с детьми.
Актуальность состоит в том, что данная программа дополняет и
расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию
речи так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к
письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность
Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет
использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим
компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок
является применение такой формы как интегрированная образовательная
деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном
соотношении в одно целое элементы математического развития и физической,
социальной деятельности,

элементы

развития

речи и конструктивной,

изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных
темпераментов на максимуме.
Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей
будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе
учебной деятельности ребенка предшкольного возраста, что осуществляется
специальным подбором и структурированием заданий, формой
представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

их

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе,
используются

практический

метод,

метод

дидактических

игр,

метод

моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с
другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям
усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения,
выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур,
зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое

внимание

уделяется

формированию

умений общаться

с

педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это
необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться
тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов
работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на
уровень, необходимый для успешного изучения программного материала
начальной школы.
Основные принципы работы:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность.
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность
для ребенка чувственных впечатлений, знаний,
ориентированность процесса обучения и воспитания;

умений,

личностная

Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность ведущую для этого периода развития;
Программа составлена в соответствии с ФГОС и дополняет компоненты
примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой) М.: Мозаика Синтез, 2014 г.

А так же в соответствии с

нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание
и формы организации педагогического процесса в ДОУ:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации.

•

«Типовое положение о дошкольн6ом образовательном учреждении»,

утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от
12.09.2008 № 666.
•

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию

и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.304913 (от29 мая 2013 года №28564).
•
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» ( утв.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27
октября 2011 г. №2562 « Об утверждении Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении».
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования».
Цель программы:
Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности,
развитие познавательных интересов и желания учиться в школе, воспитанию у
дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Задачи:
- Готовить детей к обучению чтению, развивать фонематический слух и
умение, проводить элементарный звуковой анализ речи
- Дать первоначальные математические представления
- Развивать память, внимание, мышление, воображение
- Воспитывать организованность в учебной деятельности
Содержание занятий опирается на программные требования:
1. Подготовка к обучению грамоте:
-Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
-Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

-Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым
звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.
-Учить делить слова на слоги.
-Дать первоначальные представления о предложении.
-Закреплять

умения

отвечать

на

вопросы,

самостоятельно

связно

и

последовательно передавать содержание текста.
-Совершенствовать умение составлять рассказы.
К концу обучения дети старшей группы должны знать:

-определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная
гласная, ударный слог;
-отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов,
словосочетаний, предложений и текстов;
-обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и
буквой Мягкий знак;
Дети должны уметь:
-различать гласные и согласные звуки;
-различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение,
набор отдельных предложений и текст;
-определять ударные гласные, слоги;
-определять в словах место и последовательность звуков;
-определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях,
предложений в тексте;
-выполнять звукобуквенный анализ слов;
-графически обозначать звуки, слоги и слова..

2. Развитие элементарных математических представлений:
-Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и
отношений между числами натурального ряда.
-Учить решать стихотворные задачи.
-Дать первоначальные представления
пространственной ориентировке.

о

геометрических

фигурах

и

о

-Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Обучающиеся должны иметь представление:
- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их
длины, ширины, высоты;
- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике,
многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления
целых фигур из их частей.
Знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в
году;
- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- состав чисел первого десятка;
- знаки >, <, = для записи сравнения;
- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.
Уметь:
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками,
найти нарушение закономерности;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных
действий;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;
- практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть,
стакан и т.д.);
1. Ознакомление с окружающим миром:
-Расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей;
дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.
-Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и
классификации.
-Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об
изменениях в ней и об её охране.
-Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)

К концу обучения дети старшей группы должны знать:
- элементарные правила поведения в городе и на природе;
- о правилах личной безопасности;
- о службах помощи;

- свой адрес, названия страны, города;
- родственные отношения
- о сезонных изменениях в природе;
- об условиях, необходимых для роста растений;
- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарного т.д.;
- зимующих птицы.
иметь представление:
- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в
поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
- о строении своего тела;
- о погоде в разных частях России в разное время года;
- о растительном и животном мире России;
- об образе жизни людей в других регионах России;
- о народных промыслах;
- о трех состояниях вещества на примере воды.
уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Структура программы
Данная программа состоит из трех разделов:




Обучение грамоте
Развитие элементарных математических способностей
Ознакомление с окружающим миром

Раздел «Подготовка к обучению грамоте» представлен программой курса
«Играем. Пишем. Читаем». Программа
решает вопросы практической
подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по
совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее
развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для
успешного изучения русского языка.
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление
интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по
подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной
речи и с подготовкой к обучению письму.
Программа раздела «Подготовка к обучению грамоте» курса «Играем. Пишем.
Читаем»

Курс «Играем. Пишем. Читаем» (автор - Астафьева Е.О.) помогает практически
подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную
речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством
которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание
ориентировано
на
решение
следующих
задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности
ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное
развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на
доступном уровне навыков связной устной речи детей.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить
на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково
ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке
отчетливого
и
ясного
произношения
звуков,
слогов,
слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над
звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки»,
которые
фиксируются
с
помощью
различных
фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над
совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к
обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме
развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен
двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация
движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства,
внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных
анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура
воспринимаемого предмета одновременно. Поэтому программа предлагает
тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, программа «Играем. Пишем. Читаем.» решает задачи подготовки
детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Продолжительность занятий

не превышает время,

физиологическими
особенностями
возраста
эпидемиологическими правилами и нормами»:

детей

предусмотренное
и

«Санитарно-

Курс обучения грамоте рассчитан на 1 год обучения.
Занятия проводятся с сентября по май - 6 занятий в месяц
Максимальный объем образовательной нагрузки: 30 минут – подготовительная
группа (6-7 лет).

Общее количество занятий в год – 54.
Сетка занятий
День недели

Название занятий

Время в режиме
дня

Ответственный

вторник

«Играем. Пишем. Читаем»

15.00 – 15.30

Учитель-логопед

четверг

«Играем. Пишем. Читаем»

15.00 – 15.30

Учитель-логопед

Форма отчетности:
Открытое мероприятие для родителей и педагогов. Мониторинг.
Календарно-перспективное планирование
по направлению программы «Подготовка к обучению грамоте»
курса «Играем. Пишем. Читаем» на 2025-2026 г
в подготовительной группе
№
ТЕМА

ИНТЕГРАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ОБЛАСТЕЙ

1

2

3

Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Речевое
Речевые звуки.
Понятия «звук», развитие
Познавательное
«буква»
развитие
Речевое
Различаем
понятия «звук», развитие
Познавательное
«буква» «слово», развитие
«предложение»

Вводное занятие

Пожиленко И.А.
«Волшебный мир
звуков и букв»

Вводное занятие

Пожиленко И.А.

Вводное занятие

Пожиленко И.А.
«Волшебный мир
звуков и букв»
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);

Понятие «звук».
Неречевые звуки

«Волшебный мир
звуков и букв»

4

Пространственн
ая ориентировка
на листе бумаги

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

Вводное занятие
Работа в тетради

5

Звук А. Буква А.

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

-четко произносить звук А;
-продолжать учить выделять
начальный ударный гласный
звук;
-анализировать звуковой ряд из
2, 3 гласных звуков;
-определять наличие звука А в
словах;
-дать представление о букве, ее
отличии от звука;

6

Звук А. Буква А.

Речевое
развитие
Познание
развитие

- определение позиции звука в
слове
- закрепление написания буквы
А.

7

Звук У. Буква У.

Речевое
развитие
Познание
развитие

8

Звук У. Буква У.

Речевое
развитие
Познание
развитие

9

Звук О. Буква О.

Речевое
развитие
Познание
развитие

10

Звук О. Буква О.

Речевое
развитие
Познание
развитие

-учить анализировать ряд из 2, 3
гласных звуков;
- учить определять наличие звук
У в словах;
-подбирать слова, в которых есть
звук У;
-закрепить знания об отличии
звука и буквы;
-познакомить с буквой У;
- закрепить подбор слов, в
которых есть звук У;
-закрепить знания о звуке и букве
У;
- -учить составлять из букв
разрезной азбуки и читать слова
уа, ау;
-читать слоги и слова по
букварю.
- четко произносить звук О;
-продолжать учить выделять
начальный и последний звук в
словах;
-анализировать звуковой ряд из
2, 3, 4 гласных звуков;
-определять наличие звука О в
словах;
-познакомить с буквой О;
- продолжать учить выделять
начальный и последний звук в
словах;
-анализировать звуковой ряд из
2, 3, 4 гласных звуков;
Чтение
букв,
лепка
из
пластилина

11

Звук И. Буква И

Речевое
развитие
Познание
развитие

- четко произносить звук И
изолированно и в сочетаниях с
другими гласными звуками;
-учить
выделять
начальный
гласный звук под ударением и
безударный;
-анализировать звуковой ряд из
2, 3. 4 гласных звуков;
- угадывать гласный звук по
беззвучной артикуляции;
- учить отбирать картинки на
звук И;
-познакомить с буквой И.

12

Звук И. Буква И

Речевое
развитие
Познание
развитие

- чтение букв
- анализ, синтез

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.

«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);

13

Звуки М, Мь.
Буква М.

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

14

Звуки М, Мь.
Буква М.

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

15

Звук
П,
Буква П

Пь. Речевое
развитие
Познавательное
развитие

-продолжать выделять последний
согласный
в
словах,
анализировать обратные слоги;
- подбирать картинки, названия
которых начинаются на звук П;
- познакомить с буквой П;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги ап, уп,
ип; па, пу, пи;

17

Звук Т, Ть. Буква Речевое
Т
развитие
Познавательное
развитие

четко произносить звук Т
изолированно и в сочетаниях
звуков;
-учить определять первый и
последний звук в словах;
- учить отбирать картинки со
звуком Т;
-определять место звука Т в
словах;
-познакомить с буквой Т;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги: та,
ту, ти, ат, ут, ит;.

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);

18

Звук
К,
Буква К.

Кь. Речевое
развитие
Познавательное
развитие

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);

19

Звук
Х,
Буква Х

Хь. Речевое
развитие

-продолжать выделять первый и
последний согласный в словах,
анализировать
прямые
и
обратные слоги обратные слоги;
-подбирать картинки, названия
которых начинаются на звук К;
-определять место звука К в
словах ( по картинкам);
-познакомить с буквой К;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги ка, ку,
ки, ак, ук, ик;
- читать слоги по таблице
слогов.
-подбирать слова со звуком Х,
определять место звука Х в

-подбирать слова со звуком М,
определять место звука М в
словах;
-выделять первый и последний
звук в данных словах, называть
гласные звуки в этих словах;
-познакомить с буквой М;
-из букв разрезной азбуки
составлять и читать слоги и слова
со звуком М;
читать слоги и слова по букварю.
-из букв разрезной азбуки
составлять и читать слоги и слова
со звуком М;
читать слоги и слова по букварю.

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);

Астафьева
«Играем,

Е.О.
читаем,

Познавательное
развитие

20

Звук
С,
Буква С

Сь. Речевое
развитие
Познавательное
развитие

21

Звук З, Зь. Буква Речевое
З.
развитие
Познавательное
развитие

22

Звук
Н,
Буква Н.

23

Звук Ы. Буква Ы

Нь. Речевое
развитие
Познавательное
развитие

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

словах;
-выделять первый и последний
звук в данных словах, называть
гласные звуки в этих словах;
-познакомить с буквой Х;
-из букв разрезной азбуки
составлять и читать слоги и слова
со звуком Х;
-читать слоги и слова по
таблицам.
четко произносить звук С
изолированно и в сочетаниях
звуков;
-учить определять первый и
последний звук в словах;
- учить отбирать картинки со
звуком С;
-определять место звука С в
словах;
-познакомить с буквой С;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
-читать по таблице слоги и слова.
- четко произносить звук З
изолированно и в сочетаниях
звуков;
-учить определять первый и
последний звук в словах, гласные
звуки в этих словах;
-учить отбирать картинки со
звуком З;
-определять место звука З в
словах;
-познакомить с буквой З;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
-читать по таблице слоги и слова.
-продолжать выделять первый и
последний согласный в словах,
анализировать слоги и слова;
-подбирать картинки, названия
которых начинаются на звук Н;
-определять место звука Н в
словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Н;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
-читать слоги и слова по
таблицам.
- четко произносить звук Ы;
-продолжать учить выделять
начальный и последний звук в
словах;
-анализировать звуковой ряд из
2, 3, 4 гласных звуков;
-определять наличие звука Ы в
словах;
-познакомить с буквой Ы;
-упражнять в составлении и
чтении слогов и слов из букв
разрезной азбуки;
-читать слоги и слова по

пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);

24

Звук Б, Бь. Буква Речевое
Б
развитие
Познавательное
развитие

25

Звук
Л,
Буква Л

26

Звук Ш. Буква Речевое
Ш.
развитие
Познавательное
развитие

27

Звук Ж. Буква Речевое
Ж.
развитие
Познавательное
развитие

28

Звук
В,
Буква В

Ль. Речевое
развитие
Познавательное
развитие

Вь. Речевое
развитие
Познавательное
развитие

таблицам.
-продолжать выделять первый и
последний согласный в словах,
анализировать слоги и слова;
-подбирать картинки, названия
которых начинаются на звук Б;
-определять место звука Б в
словах ( по картинкам);
-познакомить с буквой Б;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
-большая
буква
в
начале
предложения;
- читать слоги и слова по
таблицам.
- четко произносить звук Л
изолированно и в сочетаниях
звуков;
- учить определять первый и
последний звук в словах, гласные
звуки в этих словах;
- учить отбирать картинки со
звуком Л;
-определять место звука Л в
словах;
-познакомить с буквой Л;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
-большая
буква
в
именах
собственных;
-читать по таблице слоги и слова.
-четко произносить звук Ш
изолированно и в сочетаниях
звуков;
- учить отбирать картинки со
звуком Ш;
-определять место звука Ш в
словах;
-познакомить с буквой Ш;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
-дать понятие о правилах
написания слога – ши -;
-читать
по
таблице,
индивидуальным
карточкам
слоги и слова.
-учить отбирать картинки со
звуком Ж;
-определять место звука Ж в
словах;
-познакомить с буквой Ж;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
-четко произносить звук В
изолированно и в сочетаниях
звуков;
- учить определять первый и
последний звук в словах, гласные
звуки в этих словах;
-учить отбирать картинки со

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 1);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,

29

Звук Ф,
Буква Ф

Фь. Речевое
развитие
Познание
развитие

30

Звук
Д,
Буква Д

Дь. Речевое
развитие
Познание
развитие

31

Звук Г, Гь. Буква Речевое
Г
развитие
Познание
развитие

32

Звук Р, Рь. Буква Речевое
Р.
развитие
Познание
развитие

звуком В;
-определять место звука В в
словах;
-познакомить с буквой В;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
-большая
буква
в
начале
предложения;
-читать по таблице слогов и слов.
продолжать
анализировать
слоги и слова;
-подбирать картинки, названия
которых начинаются на звук Ф;
-определять место звука Ф в
словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Ф;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
-читать слоги и слова по
таблицам;
-большая
буква
в
начале
предложения
и
в
именах
собственных.
продолжать выделять первый и
последний согласный в словах,
анализировать слоги и слова;
-подбирать картинки, названия
которых начинаются на звук Д;
-определять место звука Д в
словах ( по картинкам);
-познакомить с буквой Д;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
-читать слоги и слова по
таблицам;
-большая
буква
в
начале
предложения
и
в
именах
собственных.
-продолжать выделять первый и
последний согласный в словах,
анализировать слоги и слова;
-подбирать картинки, названия
которых начинаются на звук Г;
-определять место звука Г в
словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Г;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
- большая буква в начале
предложения;
-читать слоги и слова по
таблицам.
-четко произносить звуки Р, Рь
изолированно и в сочетаниях
звуков;
-учить отбирать картинки со
звуком Р;
-определять место звука Р в
словах;
-познакомить с буквой Р;
-упражнять с разрезной азбукой:

пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);

составлять и читать слоги и
слова;
-читать
по
таблице,
индивидуальным
карточкам
слоги и слова.
- четко произносить звук Й
изолированно и в сочетаниях
звуков;
- дифференцировать звуки Й –
Ль;
- учить отбирать картинки со
звуком Й;
-определять место звука Й в
словах;
-познакомить с буквой Й;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
-читать по таблице слоги и слова
-закрепить знания о различиях
между гласными и согласными
звуками;
- четко произносить звук Э;
-учить выделять звук Э в ряду
звуков, слогов, слов;
-формировать навык подбора
слов со звуком Э;
-продолжать формировать навык
анализа прямых и обратных
слогов, слов различной звуковой
структуры;
-познакомить с буквой Э;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова.
-дифференцировать твердые и
мягкие согласные звуки в
слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Е;
- читать обратные и прямые
слоги, слова
-составлять из букв разрезной
азбуки слова
-читать по таблице слоги и слова.
-дифференцировать твердые и
мягкие согласные звуки в
слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Ь;
- читать обратные и прямые
слоги, слова; - составлять из букв
разрезной азбуки слова

33

Звук Й. Буква Й.

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

34

Звук Э. Буква Э

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

35

Буква Е.

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

36

Буква Ь

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

37

Буква Я

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

-дифференцировать твердые и
мягкие согласные звуки в
слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Я;
- читать обратные и прямые
слоги, слова; - составлять из букв
разрезной азбуки слова.

38

Буква Ё

Речевое
развитие

-дифференцировать твердые и
мягкие согласные звуки в
слогах и словах, по картинкам;

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»

Познавательное
развитие

- познакомить с буквой Ё;
- читать обратные и прямые
слоги, слова; - составлять из букв
разрезной азбуки слова.

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

- дифференцировать твердые и
мягкие согласные звуки в
слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Ю;
- читать обратные и прямые
слоги, слова;
- составлять из букв разрезной
азбуки слова.
-четко произносить звук Ц;
-учить выделять звук Ц в ряду
звуков, слогов, слов;
-формировать навык подбора
слов со звуком Ц;
-продолжать формировать навык
анализа прямых и обратных
слогов, слов различной звуковой
структуры.
-учить отбирать картинки со
звуком Ц;
-определять место звука Ц в
словах;
-познакомить с буквой Ц;
-четко произносить звук Щ;
-учить выделять звук Щ в ряду
звуков, слогов, слов;
-формировать навык подбора
слов со звуком Щ;
-учить отбирать картинки со
звуком Щ;
-определять место звука Щ в
словах;
-познакомить с буквой Щ;
-упражнять с разрезной азбукой:
составлять и читать слоги и
слова;
- дать понятие о правописании
слогов – ща -, -щу -;
-читать
по
таблице,
индивидуальным
карточкам
слоги и слова
- четко произносить звук Ч;
-учить выделять звук Ч в ряду
звуков, слогов, слов;
-формировать навык подбора
слов со звуком Ч;
- учить отбирать картинки со
звуком Ч;
-определять место звука Ч в
словах;
-познакомить с буквой Ч;
- дифференцировать твердые и
мягкие согласные в словах;
- определять место звука в слове;
«Ехала машина...»
Цели. Закрепляем знания ребенка
о
разделительном
свойстве
твердого
знака.
Учим
образовывать
глаголы
с

39

Буква Ю.

40

Звук Ц.
Ц.

Буква Речевое
развитие
Познавательное
развитие

41

Звук Щ.
Щ

Буква Речевое
развитие
Познавательное
развитие

42

Звук Ч. Буква Ч.

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

43

Буква Ъ

Речевое
развитие
Познавательное
развитие

(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);

Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая
тетрадь № 2);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(методическое
пособие);
Астафьева
Е.О.
«Играем,
читаем,
пишем»
(рабочая

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

Чтение букваря

Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Чтение букваря
Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Чтение букваря
Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Чтение букваря
Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Чтение букваря
Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Чтение букваря
Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Чтение букваря
Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Чтение букваря
Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Повторение
Речевое
пройденного
развитие
материала
Познавательное
«Знай-ка»
развитие
Повторение
Речевое
пройденного
развитие
материала
Познавательное
«Знай-ка»
развитие
Открытая НОД Речевое
для
детей
и развитие
родителей
Познавательное
развитие

помощью приставок. Закрепляем
навыки
звуко-буквенного
анализа и синтез
«Насекомые»
Цели. Учим ребенка разгадывать
ребусы, вставлять пропущенные
в слове буквы, обобщая их
(согласные в слове насекомые).
Закрепляем
навыки
звукобуквенного анализа.
Закрепление
пройденного
материала

тетрадь № 2);

Закрепление
материала

пройденного

Нищева Н. В. Букварь

Закрепление
материала

пройденного

Нищева Н. В. Букварь

Закрепление
материала

пройденного

Нищева Н. В. Букварь

Закрепление
материала

пройденного

Нищева Н. В. Букварь

Закрепление
материала

пройденного

Нищева Н. В. Букварь

Закрепление
материала

пройденного

Нищева Н. В. Букварь

Закрепление
материала

пройденного

Нищева Н. В. Букварь

Закрепление
материала

пройденного

Нищева Н. В. Букварь

Закрепление
материала

пройденного

Нищева Н. В. Букварь

Отчетная форма для родителей

Нищева Н. В. Букварь

Данная рабочая программа разработана на основе программ и методических
рекомендаций:
1.
Гербова В. В. «Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения
для детей 4-6 лет. Мозаика-Синтез;
2.
3.
4.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);
Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1; №2);
Нищева Н. В. Букварь;

5.

Пособие по обучению дошкольников правильному чтению / Н. С.

Жукова. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 96 с.;
6.
Ушакова, О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для
дошкольников : [книга для воспитателей детского сада и родителей] / под ред.
О. С. Ушакова. – 2-е изд. – М.: Сфера, 2009. – 208 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».