Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (ПОУ)

Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется
различным видам детской деятельности и решению задач развития у
дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач
положен культурологический и деятельностный подход в педагогике.
Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения
ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его
творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.
Условием реализации культурологического подхода в педагогике является
диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры
воспитателя,
специалиста.
Культурологический
подход
позволяет
рассматривать сущность дошкольного образования через призму вхождения
ребенка в культуру и его культурного развития. При этом ребенок
рассматривается как субъект деятельности, способный к культурному
саморазвитию в рамках доступного опыта (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева,
О.В. Солнцева, Л.М. Кларина, Р.М. Чумичева).
Как подчеркивается в работах Т.Б. Алексеевой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф.
Головановой, Н.Б. Крыловой, современное образование ориентировано на
наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и
физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в
обществе.
Содержание современного образования ориентировано на развитие
универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в
период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в
течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и
способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на
основе культурных норм и выражают:
• содержание, качество и направленность его действий и поступков;
• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его
действий;
• принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому
принадлежит ребенок;
• принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов
деятельности и поведения.
Культурные практики - это ситуативное, автономное, самостоятельное,
инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение
различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах,
командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми,
сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного
жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы,
помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства,
обиды, ревности, протеста, грубости.

Цель культурных практик: формирование общей культуры личности
дошкольника,
развитие
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных
качеств,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности, а также формирование предпосылок к учебной
деятельности.
В ходе реализации культурной практики решаются одновременно
различные задачи.
1. Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества.
2. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.
3. Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры;
знакомство с книжной культурой, детской литературой.
4. Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей.
5. Физическое развитие: становление целенаправленности и саморегуляции
в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Принципы
- Творчества. Ориентирует весь образовательный процесс на поддержку
различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Дети
участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где
придумывают и создают что-то новое.
- Психологической комфортности. Предполагает создание доверительной
атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса.
Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого
достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности.
- Целостности. Этот принцип обеспечивает систематизацию представлений
ребенка об окружающем мире и о себе самом. Различные аспекты
жизнедеятельности
дошкольника,
сохраняя
свою
специфичность,
взаимообогащают друг друга, раскрывают 7 явления окружающего мира в их

взаимосвязи и тем самым обеспечивают формирование у детей целостной
карты мира.
- Деятельности. Заключается в следующем: основной акцент делается на
организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов
деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает,
прежде всего, как организатор образовательного процесса. Используя
различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы
каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам
исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку).
- Вариативности. Предусматривает систематическое предоставление детям
возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки. Непрерывности. Реализация принципа непрерывности необходима для
обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только
между детским садом и начальной школой, но и формирования общих
подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и
семейного институтов воспитания.
- Минимакса. Предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим
темпом по индивидуальной траектории развития на уровне своего возможного
максимума. Культурные практики охватывают разные сферы активности
дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б.
Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие
социально-ориентированных,
организационно-коммуникативных,
исследовательских, практических, художественных способов действий,
которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при
поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.
Культурные практики:
- организуются в рамках детских видов деятельности, перечисленных в
ФГОС ДО;
- решают задачи образовательной деятельности (образовательных
областей);
- ориентированы на детские интересы (настоящие, и лежащие в зоне
ближайшего развития)
- они являются приоритетом (а не цели и интересы взрослых);
- ориентированы на создание творческого продукта деятельности
материального или духовного (сказка, игровой сюжет);
- предполагают проявления самостоятельных проб и действий в
деятельности и поведении;
- организуются во взаимодействии со взрослыми с постепенным
нарастанием самостоятельности детей;
- воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности
ребенка, а ребенок - полноправный субъект деятельности, взаимодействия и
общения;
- в культурных практиках ребенок овладевает разными видами деятельности
и общения.

Виды и формы культурных практик
Культурные
практики
Игротека
(совместные
игры воспитателя
и детей сюжетноролевая,
режиссерская,
иградраматизация,
строительноконструктивная)
Проект

Путешествие

Выставка

Культурная
идентификация и

Интегрированные
виды деятельности
Игровая
Коммуникативная
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора
Познавательноисследовательская
Игровая
Музыкальная
Изобразительная
Трудовая
Двигательная

Содержание
направлена на обогащение игр,
освоение детьми игровых умений,
необходимых для организации
самостоятельной игр

форма организации работы с
детьми, в процессе которой
происходит подготовка и публичная
демонстрация детьми каких-либо
продуктов (индивидуальных или
совместных) их деятельности по
определенной теме (рисунки,
поделки)
форма организации работы с
детьми, в процессе которой
происходит передвижение пешком
или на транспорте по какой-либо
территории, в том числе и онлайн с
целью получения информации
познавательного характера, либо
закрепления ранее изученного
материала в ходе реализации видов
детской деятельности и решения
интегрированных задач
соответствующих образовательных
областей
форма организации работы с
детьми, в процессе которой
происходит подготовка и публичная
демонстрация детьми каких-либо
продуктов (индивидуальных или
совместных) их деятельности по
определенной теме (рисунки,
поделки)
форма организации работы с
детьми, в процессе которой

взаимодействия
ребёнка с
окружающим
социумом
Формирование
поведения и
отношений

Познания мира и
самопознания

происходит познание ребёнком
мира культуры, а также осознание,
одухотворения и реализация
ребёнком себя в мире культуры
форма организации работы с
детьми, в процессе которой ребёнок
учиться разрешать возникающие
конфликты со сверстниками,
знакомится со способами
разрешения: попытаться
договориться между собой,
предложить решение проблемы,
которое бы всех устроило, уступить
форма организации работы с
детьми, в процессе которой
происходит познание ребенком себя
во всём многообразии, изучение
своих психических и физических
характеристик, осмысление себя как
личности

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».