Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 527 (МБДОУ детский сад № 527) пер. Утренний, д. 6, Екатеринбург, Свердловская область, 620025 Тел./факс: (343) 226-89-10 е-mail: mdou527@eduekb.ru; https://527.tvoysadik.ru ОКПО 95003774; ОГРН 1069672044640; ИНН/КПП 6672207536/668501001 ПРИНЯТА Педагогическим советом МБДОУ детского сада №527 Протокол от «29» августа 2024г. №1 УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детского сада № 527 Л.М. Костицына Приказ от «29» августа 2024 №41/1-о РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Социально - гуманитарной направленности Кружок «Кулинария» Преподаватель: Гаѐва Е.А. Возраст воспитанников 5-6 лет Срок реализации: 1 учебный год Екатеринбург 2024 Содержание I 1. 1.1 1.2 2. Целевой раздел программы. Пояснительная записка Цели и задачи реализации программы Значимые характеристики для разработки и реализации программы. Актуальность программы. Планируемые результаты освоения программы II. Содержательный раздел программы. Планирование деятельности кружка III. 3. 1 3.2 Организационный раздел. Организация деятельности детей Особенности организации развивающей предметнопространственной среды Материально-техническое обеспечение программы Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3. 3 3. 4 1.Целевой раздел. 1.Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная программа «Поварята» является общеразвивающей программой кулинарной направленности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Новизна программы дополнительного образования. Новизна программы заключается в использовании личностноориентированного подхода в процессе обучения и предлагает методическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действия обеспечивать и поддерживать процессы саморазвития и самореализации личности воспитанника, развитие его неповторимой индивидуальности. Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становится все более актуальным в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания будет способствовать воспитанию физического и нравственно-здорового поколения, развитию у воспитанников чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое. Данная программа пробуждает интерес детей к новому виду деятельности, решает проблему ранней профориентации, отвечает потребностям современных детей и их родителей. Она состоит в следующем: - дает возможность знакомства с различными рецептами приготовления полезных и вкусных блюд; - предлагает вариативный учебный план; - обеспечивает у дошкольников подготовку к трудовой деятельности, т.к. ребенок учится работать в коллективе, а также развивается мелкая моторика рук, внимание, усидчивость и терпение. Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к приготовлению различных блюд, но и раскрытию лучших человеческих качеств. Отличительные особенности программы можно выделить: - преемственность - взаимодополняемость используемых технологий приготовления различных продуктов, предполагающая их сочетание и совместное применение; - не подражание, а творчество - овладение технологией приготовления блюд не на уровне повтора и создания копии блюда, а на уровне творческого подхода и авторского замысла. Основные принципы построения программы: - принцип наглядности; - принцип учѐта возрастных особенностей детей; - принцип систематичности (от простого к сложному); - принцип деятельности; - принцип преемственности. 1.1 Цель и задачи рабочей программы Цель: формирование у старших дошкольников необходимых знаний, умений и навыков по приготовлению вкусной и здоровой пищи. Задачи: Образовательная: - Познакомить детей со спецификой работы в центре кулинарии: гигиеническими правилами и правилами безопасного пользования приборами и бытовой техникой, поведение на кухне; - обучить детей способам выполнения целостных трудовых процессов по приготовлению разных блюд; - расширить спектр представлений детей о продуктах, способах их приготовления и использования в пищу. Развивающие: - Развивать ряд специальных умений и навыков: пользоваться предметами труда по назначению, бытовой техникой; - развивать фантазию, творческий подход при оформлении разных блюд, сервировки стола; - развивать речевые навыки: грамотно согласовывать предметы с действиями с ними, последовательно рассказывать о технологии приготовления того или иного блюда. Воспитательные: - Воспитывать интерес к процессу приготовления вкусной и здоровой пищи; - воспитывать культуру поведения за столом; -воспитывать уважение к чужому труду, а также терпение, усидчивость и трудолюбие. Значимые характеристики для разработки и реализации программы. Актуальность программы. Кулинария – искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он ни занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен любой человек. Великие тайны кулинарии откроются перед теми, кто захочет научиться готовить по всем правилам, превращать сырые продукты во вкусную и полезную пищу. Умение хорошо, то есть правильно, вкусно, быстро и экономно готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни. Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям. Актуальность программы. Кулинария – искусство приготовления пищи. 1.1. «В здоровом теле - здоровый дух!» - говорили наши предки. Здоровье и настроение, труд во многом зависят от того как мы питаемся и отдыхаем. Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться. Умение вкусно готовить, красиво подавать блюдо, соблюдая правила сервировки – это воспитывает эстетический вкус. Навыки и умения, сформированные в детстве, закладывают установку в дальнейшей жизни. Дело в том, что дети, как правило, получают готовую пищу, не знают, как и из каких продуктов, она готовится, не имеют практического опыта, элементарных знаний и умений. Так как родители, в силу своей занятости не всегда имеют возможность донесть до ребенка нужную информацию в этом направлении, что может понести опасность упущения сенситивного периода. Именно по этой причине возникла идея о необходимости создания кулинарного кружка, где дети получат основы знаний и умений готовить пищу, соблюдать гигиену, культуру питания и безопасного поведения, как одно из важных направлений решения проблемы социальной адаптации детей. Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции. Чтобы соответствовать современным требованиям, был подобран интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, получению новых навыков, развивающих творческое мышление, воображение, фантазию, способствующих эффективной социализации. В программе материал подобран в соответствии с возрастом детей и поэтапным накоплением знаний. Актуальность программы «Поварята» в том, что обучение детей направлено на развитие их фантазии, творчества, кругозора. Многие занятия способствуют Формирование семейного микроклимата, повышению заинтересованности в дошкольном образовании всей семьи. 2. Планируемые результаты освоения программы По окончании первого этапа Программы ожидается, что воспитанники: - овладеют умениями соблюдать правила поведения, гигиены, ОБЖ при приготовлении блюд, а также последовательностью выполнения трудовых операций при приготовлении разных блюд (напитков, салатов, бутербродов); - будут иметь представление о приготовлении многообразия блюд из ягод, овощей, фруктов; - будут уметь пользоваться теркой, ножом, при помощи взрослого – электроприборами (чайником, миксером); - научатся взаимодействовать в процессе совместной деятельности. После окончания второго этапа предполагается, что дети овладеют следующими умениями: - самостоятельно готовить рабочее место; - отбирать необходимые продукты иготовить из них элементарные блюда; - уметь самостоятельно и при помощи взрослого составлять рецепты блюд, называть ингредиенты; - знать правила пользования электроприборами и кухонной бытовой техникой; - уметь сервировать блюда, соблюдать правила их подачи гостям; - самостоятельно приготовить любое знакомое блюдо, соблюдая все этапы осуществления трудового процесса; - соотносить полученный результат с поставленной целью. Дети осваивают умение работать самостоятельно по одному, а также в парах. II. Содержательный раздел. Планирование деятельности кружка. Сентябрь Занятие 1. Занятие 2. Занятие 3. Экскурсия на детского сада. кухню Цель: дать детям представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; развивать внимание, интерес к профессии повара; воспитывать уважение к чужому труду (По методике организации экскурсии в подготовительной группе). В мир "Кудесницы". Цель: познакомить Техника безопасности детей с правилами на кухне. техники безопасности и основными правилами гигиены, которые необходимо соблюдать в комнате кулинарии. Вызвать желание заниматься кулинарной деятельностью; развивать память, мышление, связную речь; воспитывать чувство безопасности. Посуда. Цель:учить детей различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды. Упражнять детей группировать посуду с помощью условных символов (показ, беседа, игра). Занятие 4. Продукты. Способы приготовления. Цель: закреплять их знания детей о продуктах питания, их назначении, существенных признаках. Учить детей группировать продукты питания с помощью условных символов (молочные, мясные, хлебобулочные). «Разговор о правильном питании». М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова стр. 10, р/т стр. 6. Октябрь Занятие 5 «В гости к Мухе – Цель: Познакомить Цокотухе». детей с процессом приготовления чая. Дать представление об основных видах чая (зеленого, черного и т.д.). Рассказать о том, что человек в заваривание чая вкладывает душу и любовь. Помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола к чаю. Учить пользоваться технологической картой. Развивать интерес, чувство вкуса, умение работать в коллективе. Воспитывать уважение к окружающим людям Занятие 6. Занятие 7. Напитки. Фрукты. Ягоды. Цель: Познакомиться с бытовой техникой – разными видами соковыжималок для мягких и цитрусовых Фруктов. Учиться правильно пользоваться ножом. Познакомиться с процессом приготовления напитков из молочных продуктов питания, киселя, яблочного и морковного соков. Воспитывать аккуратность, взаимовыручку. Учить правильно пользоваться ножом. «Разговор о правильном питании». М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова стр. 46, Р/т стр.37. Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов и ягод, их полезными свойствами и значением для организма; познакомить со значением витаминов и минеральных веществ. Познакомить детей с технологией приготовления морса; учить определять по вкусу основную составную часть морса. Воспитывать аккуратность. Продолжать формировать умение пользоваться технологической картой «Разговор о правильном питании». М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова стр.55 р/т стр.44. Занятие 8. Хлеб и его польза. Бутерброды. Цель: познакомить детей с историей возникновения хлеба, образованием слова "бутерброд".Рассказать о разновидности хлеба и о его пользе. Учить самостоятельно делать открытые бутерброды, оформлять бутерброды. Удовлетворять потребность детей в проявлении самостоятельности, фантазии. Развивать мелкую моторику рук Ноябрь Занятие 9. «Умные помощники». Цель: формировать представление детей о предметах бытовой техники, ее назначении, она облегчает труд человека. Познакомить с техникой безопасности (показ, рассказ, беседа); развивать интерес, внимание, речь. Занятие 10. Занятие 11. Занятие 12. Компот. Цель:продолжать знакомить детей с разнообразием напитков. Знакомить с работой бытовой техники (электрической плитой). Воспитывать аккуратность. Пирог с яблоками Цель: Дать представление о дрожжах. Познакомить с технологией приготовления дрожжевого теста и раскрыть его секреты. Удовлетворять потребность детей побыть в роли взрослого. Дать понять, что дрожжевое тесто можно готовить с различными добавками. Воспитывать терпеливость, самостоятельность. Семейный праздник Цель: создания (развлечение). социальной ситуации «Чайная вечеринка». для развития речи детей в процессе совместной познавательной деятельности с родителями в праздничной обстановке. Декабрь Занятие 13, 14. Занятие 15, 16. Торт на день рождение. Цель: Формировать навыки поведения в гостях, за столом. Познакомить детей с технологией приготовления торта. Формировать умение выбирать рецепт и готовить десерт, подбирать и делать украшение для торта; расширять представления детей о сладостях, их истории; формировать представления о профессии – кондитер; воспитывать умение работать в коллективе. Украшение новогодней Цель: продолжать елки. обогащать знания детей о кондитерских изделиях. Упражнять в замешивании, раскатывании теста, вырезании фигурок; развивать интерес, фантазию, моторику рук; воспитывать самостоятельность, аккуратность. Январь Каникулы Занятие 17. Занятие 18. Салат «Кубик». Фруктовый «Витаминка». Цель: познакомить детей с процессом приготовления салата. Формировать умение пользоваться технологической картой. Развивать навыки работы с ножом. Учить нарезать фрукты и овощи кубиками, оформлять готовое блюдо. Развивать внимание, моторику рук. Воспитывать чуткость, аккуратность, желание помогать. салат Цель: познакомиться с разнообразием салатов и заправок к ним, процессом приготовления салата (овощного, фруктового и т.д.). Продолжить учиться пользоваться технологической картой. Закрепить навыки работы с ножом: нарезать овощи и фрукты кубиками, оформлять готовое блюдо. Закрепить умение пользоваться теркой. Развивать моторику рук, внимание, творчество, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность, самостоятельность Занятие 19. Совместная работа с Цель: Участвовать в родителями. «Наша семейном творчестве кулинарная книга». и уметь представлять несложные рецепты приготовления вкусных блюд. Развивать связную речь, творчество, фантазию. Воспитывать умение слушать других, уважение к окружающим Февраль Занятие 20. Печенье «Сердечки». Занятие 21. Бутерброд «Хитрый». Занятие 22. Бутерброд «кораблик». Цель: упражнять в замешивании теста, умении раскатывать его. Дать возможность ребенку сделать приятное для любимых людей (подарок). Развивать моторику рук. Воспитывать аккуратность. Цель:закреплять умение самостоятельно делать открытые бутерброды, оформлять бутерброды. Удовлетворять потребность детей в проявлении самостоятельности, фантазии. Развивать мелкую моторику рук, фантазию. Воспитывать аккуратность. Цель: Продолжать учить детей самостоятельно делать бутерброды, красиво их оформлять. Развивать мелкую Занятие 23. моторику рук, творчество. Оформление стенда Цель: принять участие «Мы веселые ребята – в совместной поварята». проектной деятельности, отразить свои впечатления о занятиях в кружке. Развивать интерес, моторику рук. Воспитывать уважение к окружающим, трудолюбие, аккуратность. Март Занятие 24. Семейный праздник к 8 Цель: формировать марта. готовность родителей к «Кулинарный сотрудничеству с поединок». педагогом. Занятие 25. Масленица. «Блины». Занятие 26. Секреты обеда. Цель: продолжать знакомиться с бытовой техникой - блинницей. Обогатить свои представления о народных традициях здорового Цель: Формировать представление о культуре питания дошкольников и окружающих их взрослых, как составляющую здорового образа жизни; формировать и развивать осознанное отношение к своему здоровью; формировать представление об основных правилах питания, способствующих Занятие 27. сохранению здоровья человека; систематизировать знания детей о продуктах питания; формировать навыки правильного питания, а также желания и готовности реализовать эти навыки в повседневной жизни; развивать навыки коммуникативного общения. Разгадывание Цель: учить детей кроссвордов. разгадывать «Скатерть самобранка». кроссворды, отгадывать составляющие ингредиенты блюд. Развивать интерес к кулинарной деятельности Апрель Занятие 28. Занятие 29. Полезный завтрак лучшее начало дня. – Цель: сформировать у детей понятие о завтраке, о обязательном компоненте ежедневного меню и различных вариантах завтрака. Праздник Великой Цель: познакомить Пасхи. детей с православным Украшение яиц. праздником «Светлое Воскресенье Христово», с его историей; развивать интерес к культуре предков; Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству. Занятие 30. Занятие 31. Праздник Великой Цель: продолжать Пасхи. знакомить детей Печенье «Пасхальный православным зайчик». праздником «Светлое Воскресенье Христово», с его историей; развивать интерес к культуре предков; Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству. Праздник Великой Цель: православным Пасхи. праздником «Светлое «Пасхальные куличи». Воскресенье Христово», с его историей; развивать интерес к культуре предков. Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству. Май Занятие 32. Десерт «Банановый». Цель: Познакомить детей с рецептом приготовления полезных блюд из фруктов (банан). Актуализировать и расширить представление детей о фруктах, наличии в них полезных для организма человека Занятие 33. Десерт «Наливные яблочки». Занятие 34, 35. Оформление фотоальбома «Поварята». веществ. Ввести в словарь новые слова: ингредиенты. Совершенствовать технику владения кулинарным ножом, навыки его безопасного использования. Формировать желание самостоятельно или с небольшой помощью взрослого готовить несложное кулинарное блюдо. Цель: Познакомить детей с рецептом приготовления полезных блюд из фруктов (яблоко). Актуализировать и расширить представление детей о фруктах, наличии в них полезных для организма человека веществ. Закреплять технику владения кулинарным ножом, навыки его безопасного использования. Формировать желание самостоятельно или с небольшой помощью взрослого готовить несложное кулинарное блюдо Цель: Закрепить у детей знания названий блюд, последовательности их приготовления из составляющих ингредиентов. 3. Организационный раздел. 3.1 Организация деятельности детей. Групповые развлечения и праздники. № Месяц Тема занятия Цель занятия Экскурсия на кухню Цель: дать детям 1. Сентябрь детского сада. представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; развивать внимание, интерес к профессии повара; воспитывать уважение к чужому труду (По методике организации экскурсии в подготовительной группе). Семейный праздник Цель: создания социальной 2. Ноябрь (Развлечение). ситуации для развития речи «Чайная вечеринка». детей в процессе совместной познавательной деятельности с родителями в праздничной обстановке Семейный праздник к 8 Цель: формировать 3. Март марта «Кулинарный готовность родителей к поединок». сотрудничеству с педагогом. Форма обучения. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми. 3.2 Особенности организации предметно-пространственной среды. Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно- пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. На основе интеграции содержания и видов деятельности в группе организован центр активности по кулинарному направлению. Воспитание культуры здорового питания детей через ППРС требует к себе содержательного насыщения. Вокруг наших воспитанников создана среда насыщенная атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями здоровьесберегающего характера и посвящена именно культуре питания. Центр кулинарии оснащен разной кулинарной атрибутикой: Одноразовые ножечки, ложки, вилки, разделочные доски, тарелки, чашки и многое другое. Что дает возможность детям хорошо различать посуду и правильно ее называть, научиться приготовлению не сложных и вкусных и полезных блюд. Развивать моторику рук, интерес к профессии повара, воображение. Воспитывать аккуратность и умение работать сообща. Как сказал английский писатель Оскар Уайльд: «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми …». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательными, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! 3.3 Материально-техническое обеспечение программы. Для реализации данной программы необходим большой светлый кабинет. Помещение должно иметь естественное освещение и хорошо проветриваться. В наличии необходимо иметь оборудование: набор столовой мебели (столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; сушилки для тарелок; посуду: тарелки, ложки, набор чайной посуды, ведро эмалированное, чайники заварные, набор ножей одноразовых, столовый сервиз, чайник; косынки, фартуки; моющие средства. 3.4 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Список использованной литературы 1. Энциклопедия «Все обо Всем». 2. Ознакомление дошкольников с секретами кухни О. В. Дыбина. 3. Д. В. Габолкин 500 бабушкиных рецептов. 4. В. В. Серегин Качество продуктов – ваше здоровье. 5. М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова Разговор о здоровом и правильном питании. 6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М.: ЦГЛ, 2005г. 7. Алямовская В.Г. Ребенок за столом. (Методическое пособие по формирования культурно-гигиенических навыков.) - М.: ТЦ Сфера, 2005г. 19. Губарева И.Н. Кроссворды. – М.: Хатбер-М, 2002. 8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / под рук. Логиновой В.В. - СП: Детство-Пресс, 2002г. 9. Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. - М: Педагогическое общество России, 2002г. 10. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни. - М.: ТЦ Сфера, 2003г. 11. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2006г. 12. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. (Для воспитателей ДОУ, работающих по программе «разговор о правильном питании») - Волгоград: Учитель, 2007г. 13. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2005г. 14. Крулехт М. Дошкольник и рукотворный мир (пед. технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности). - СП: Детство Пресс, 2002г. 15. Курочкина И.Н. Современный эпитет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: Владос, 2001г. 16. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника. -Москва, 2004г. 12. Листова Г.С. Кружок кулинарии и культуры быта. - М.: Просвещение, 1976г. 17. Методические советы к программе «Детство» / под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. - СП: Детство-Пресс, 2001г. 18. Нефедова К.П. Бытовые приборы. Какие они? - Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. 19. Нефедова К.П. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? – Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. 20. Поваренная книга Вини-Пуха/ пер с англ. И. Перегудовой. – М.: Эгмонт Россия ЛТД, 2001. 21. Родина Н.М. Мировые пироги. Кулинария. – М.: Карапуз, 2003. 22. Русак О.Н., Маланян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2000г. 23. Сонькин В.Д. Законы правильного питания. - М.: Вентана-Граф, 2004г. 24. Станиславская С.А. 500 советов: овощи, фрукты. 25. Сушкова Н.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2008г. 26. Шипунова В.А. Овощной зоопарк. Детская кулинария. – М.: Карапуз, 2009. 23. Школа хороших манер/ пер. с англ. И. Перегудовой. – М.: Эгмонт Россия Лтд,2002.