Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 527 (МБДОУ детский сад № 527) пер. Утренний, д. 6, Екатеринбург, Свердловская область, 620025 Тел./факс: (343) 226-89-10 е-mail: mdou527@eduekb.ru; https://527.tvoysadik.ru ОКПО 95003774; ОГРН 1069672044640; ИНН/КПП 6672207536/668501001 ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол от «29» августа 2024 г. №1 УТВЕРЖДЕНО Приказом МБДОУ детского сада № 527 от «29» августа 2024 г. № 41/1 - о Заведующий МБДОУ детским садом № 527 ___________ Л.М. Костицына РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ художественной направленности кружок «Нетрадиционные техники рисования» Разработчик: Халилова Эльмира Залимхановна Возраст воспитанников 2-3 лет Срок обучения: 1 год Екатеринбург 2024 Пояснительная записка. Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера. Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста. В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Актуальность. Заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как: • Умение одухотворять живую и неживую природу • Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира • Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им • Стремление заботиться о других • Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное • Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним • Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства С другой стороны, ребёнок набирается опыта изо деятельности: • Учится быть оригинальным • Учится использовать средства выразительности • Учится давать оценку своей и чужой деятельности • Учится проявлять инициативу, самостоятельность • Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. как Основная цель программы. Создание условий для развития мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования. Формирование у детей раннего возраста художественнотворческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи. Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения. Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы. Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги). Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке. Новизна и отличительные особенности программы. Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография ,монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. Техника рисования. В ходе реализации программы, дети знакомятся со рисования: следующими техниками Кляксография с трубочкой: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается. Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается. Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Оттиск печатками: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка )до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку). Оттиск поролоном Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск пенопластом Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт. Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи. Принципы программы. системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе; наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала; цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия; доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному); проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций; развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора. Подходы и методы результативности программы: • Систематические занятия. • Игры, игровые приемы. • Беседы, работа с наглядным материалом. • Практические упражнения для отработки необходимых навыков. • Чтение и заучивание художественной литературы. • Рассматривание репродукций картин. • Организация и оформление выставок детских работ. • Индивидуальная работа. • Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа. Используемые методы позволяют: • развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Возраст детей. Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности, от 2-х до 3-х лет (1 младшая группа). Форма организации детей на занятии. Групповая. Форма проведения занятия. Комбинированная (индивидуальная практическая работа). и групповая работа, самостоятельная и Организация занятий кружка. Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью 15-20 минут. В год проводится 72 занятия. По окончанию каждого занятия организуются выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ. Педагогическая диагностика художественно – эстетических навыков детей (мониторинг) проводится два раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае.) Направления работы. Программа содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу. Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Качество детских работ зависит от: • грамотного методического руководства со стороны взрослых; • уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.) • степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом; • развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др. План работы с родителями: Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Формы работы с родителями: 1. Родительское собрание «Игры с красками» 2. Анкетирование «Развитие творческого потенциала ребёнка» 3. Показ презентации «Нетрадиционные техники рисования» 4. Консультация «Творчество детей». 5. Оформление выставки детских работ. Перспективное тематическое планирование занятий № Тема занятия сентябрь «Как мы рисуем» 1, 2 ,3 (знакомство с разными техниками рисования) «Домашние животные» 4, 5 (рисование кистью, аппликация) 6 «Орехи для белочки» (рисование поролоновым тычком) Программное содержание Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Познакомить с разными нетрадиционными техниками рисования. Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать кисть в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности. Познакомить детей с гуашевыми красками; продолжать учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. 7, 8 октябрь 1, 2 3, 4 октябрь 5, 6 ноябрь 7, 8 Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками. Познакомить с техникой печатания «Осенние листочки» листьев. Развивать наблюдательность, внимание, (отпечаток листьев) мышление, память, мелкую моторику, речь, учить различать кленовые листья; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. «Дождливая погода за Учить рисовать пальчиками. Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции, окном» формировать интерес и положительное отношение (рисование пальчиками; кистью) к рисованию. «Поможем жучкам Учить детей правильно держать в руке восковый спрятаться в траве» карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; (рисование восковыми закреплять знания цветов; вызывать интерес к мелками; дорисовка рисованию цветными карандашами. деталей) Предложить рассмотреть картинку мухомора (обратить внимание на белые точки на шляпке «В мире грибов» гриба). На вырезанных из картона грибах они (рисование кисточкой; отсутствуют. Предложить детям нарисовать их, ватной палочкой) объяснить технику рисования пальчиком (примакивание). Развивать воображение, мелкую моторику рук, художественное восприятие. Рассмотреть иллюстрации облаков. Беседа с детьми о технике рисования пальчиком. Учить «Пушистые облака» располагать рисунки (облака) по всему листу (аппликация, бумаги (небо). Развивать эмоциональнопримакивание) чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус. Формировать умение компоновать изображения в «Вот такие овощи» 1, 2 (рисование кисточкой; ограниченном пространстве, формировать видение штамп) композиции, развивать воображение и фантазию. Продолжать учить детей рисовать пальчиками; «Ягодки на веточках» набирать краску; радоваться полученному (рисование пальцами; результату; закреплять знания основных цветов; 3, 4 дорисовка развивать интерес и положительное отношение к деталей) рисованию. Формировать умение смешивать основные цвета и «Цветы» получать новые. Совершенствовать умения в 5, 6 (Рисование мелками, техниках, Вызвать интерес к рисованию, рисование ладошками) стремление «Птички на веточке» (рисование штампом; 7, 8 рисование по трафарету) декабрь «Вот и зима 1, 2 наступила» (рисование кисточкой) «Снег идёт» 3, 4 (рисование ватными палочками) «Ёлочка - зелёная иголочка» 5, 6 (рисование фломастерами) «Открытка к Новому году» 7, 8 (рисование пальцами; дорисовка деталей) «Снеговик и его 3, 4 друзья» (рисование кисточкой) бь январь «Зимний узор» 1, 2 (рисование восковыми карандашами) «Покормим птичек» 5, 6 (рисование кисточкой, рисование крупой) Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. Учить проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакивать кисть в краску по мере надобности; воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность. Продолжать совершенствовать умения в разных техниках рисования Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми. Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно. Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. февраль «Украсим зимнюю одежду» 7, 8 (рисование кисточкой; дорисовка деталей) «Лесные звери» (рисование кисточкой; 1, 2 дорисовка деталей) «Снежинки» 3, 4 (рисование мятой бумагой) 5, 6 7, 8 1, 2 март 3, 4 5, 6 7, 8 Учить детей правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных цветов; развивать интерес и желание рисовать. Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета. Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки - рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. «Рисуем подарок для Продолжать учить детей пользоваться кисточкой, папы» рисовать круги от пятна, повторять изображение, (рисование кисточкой, заполняя свободное пространство листа; разные техники поддерживать игровое отношение к образу. рисования) Продолжать учить детей аккуратно наносить «Рыбки разные в аквариуме» краску на ладонь и делать отпечаток,;; закреплять (рисование ладошками, знания цветов; воспитывать эстетическое обрывная аппликация) восприятие. Воспитывать у детей нежное, заботливое «Букет для мамы» отношение к маме; закреплять умение рисовать (рисование слитные круги круговыми движениями, не карандашами) отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. Продолжать учить детей рисовать предметы «Светит солнышко в округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая окошко» (рисование кисточкой; краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», дорисовка деталей) «много». Продолжать учить детей правильно держать кисть, «Капель» обмакивать её всем ворсом в краску; учить (рисование кисточкой) передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. «Домашние Закреплять с детьми умение рисовать замкнутые животные» линии, похожие на круги; учить вести кисть по (рисование кистью; ворсу неотрывно, хорошо набирая краску на кисть; рисование по вызывать интерес к полученному результату. трафарету) апрель май май Продолжать учить детей ритмично проводить «Плывёт кораблик по линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; 1, 2 весенним ручейкам» учить ориентироваться на листе бумаги; развивать (рисование кисточкой) интерес к рисованию. Продолжать учить детей правильно держать в руке «Яблоки» фломастер, рисовать небольшие по размеру круги, (рисование располагать круги равномерно, не выходить за 3, 4 фломастерами; пределы контура; формировать интерес к дорисовка деталей) рисованию. Упражнять детей в быстрых, ритмичных «Трава на лужайке» изобразительных действиях кистью; продолжать 5, 6 (рисование кистью, учить рисовать вертикальные линии (траву); рисование пальчиками) воспитывать любовь к живой природе. Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в «Деревья проснулись» рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, 7, 8 (рисование кистью; рисование по мятой прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и бумаге) обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый «Бабочки и стрекозы» силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с 1, 2 (рисование кистью;) новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. «Забавные зверюшки Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить - полосатые игрушки» прямые линии в разных направлениях (слева 3, 4 (рисование кистью; направо и сверху вниз), соблюдая движение кисти разные техники по ворсу; воспитывать у детей отзывчивость. рисования) «Цветочная поляна» Продолжать учить детей рисовать красками, (рисование ватными используя ватные палочки; закреплять знания 5, 6 палочками, рисование цветов; формировать интерес и положительное по мокрой бумаге) отношение к рисованию. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и «Цветущая весна» (оттиск пенопластом, наносить оттиск на бумагу. Учить рисовать 7, 8 техника набрызг, тычок щетинной кистью цветы цветущих деревьев жесткой кистью) (черёмуха, жасмин); вызвать желание полюбоваться цветущей веткой, желание нарисовать; воспитывать эстетическое восприятие. Список литературы Веселя школа живописи для детей от 4-х лет. Алекс Бернфельс Издательство «Ниолапресс».2010. Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: « Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А.Лыкова. Издательский дом «Цветной мир». Москва 2012. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл. «Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010 Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Л. А. Парамоновой. Москва. ОЛМА Медиа Групп. 2011г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».) «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва 2005 «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006 « Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003 Шайдурова Н.В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004