РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ художественной направленности кружок Мастерилка (старшая №3)

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 527
(МБДОУ детский сад № 527)
пер. Утренний, д. 6, Екатеринбург, Свердловская область, 620025
Тел./факс: (343) 226-89-10
е-mail: mdou527@eduekb.ru; https://527.tvoysadik.ru
ОКПО 95003774; ОГРН 1069672044640; ИНН/КПП 6672207536/668501001
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол от «29» августа 2024 г.
№1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МБДОУ детского сада № 527
от «29» августа 2024 г. № 41/1 - о
Заведующий
МБДОУ детским садом № 527
___________ Л.М. Костицына

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
художественной направленности
кружок «Мастерилка»

Разработчик: Смолина Татьяна Борисовна
Возраст воспитанников 5-6 лет
Срок обучения: 1 год

Екатеринбург
2024
1

Содержание
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка…………………………………………………………....................3
1.1. Цели и задачи реализации программы………………………………………....................3
1.2. Принципы и подходы к формированию программы……………………………...……. 4
1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста …………......… 5
1.4. Ожидаемые результаты обучения………………………………………………………… 5
II. Содержательный раздел программы
2.1. Модуль образовательной деятельности для воспитанников 5-6 лет…………………… 6
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………...…13
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ...……………….................... 14
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы .……………………………..... 14
3.2. Планирование образовательной деятельности……………………………................
15
3.2.1. Календарный учебный график………………………………………………………… 16
3.2.2. Учебный план…………………………………………………………………….
16
3.2.3. Расписание занятий …………………………………………………………….…… 17
3.2.4. Педагогическая оценка развития детей …………………………………….….… 17
IV. Дополнительный раздел
4.1. Методические рекомендации............................................................................................ 17

2

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Программа кружка «Мастерилка» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Работа
в кружке спланирована так, что она не дублирует программный материал по художественно эстетическому творчеству, а расширяет и углубляет сведения по работе с бумагой и картоном, по
работе с другими материалами; совершенствует навыки и умения, получаемые в непосредственно
образовательной деятельности. Работа кружка организуется с учётом опыта детей и их возрастных
особенностей.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у
детей пропадает интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок меняются. Важно, чтобы
в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать
повышению эффективности труда.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
− Конституция РФ, ст.43, 72.
− Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)
− Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»
− Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
− Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования».
− Устав Учреждения.
1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики,
оригами, работы с тканью.
Основные задачи образовательной программы кружка «Мастерилка»:
развитие:
• творчества;
• сенсорики, мелкой моторики рук;
• пространственного воображения;
• логического мышления, глазомера;
• конструктивного мышления детей.
овладение
• навыками творческого сотрудничества;
• начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.
воспитание:
• уважительного отношения к результатам труда;
• интереса к творческой деятельности;
• культуры поведения;
• внимательности, аккуратности, усидчивости;
• художественного вкуса.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы
3

Программа разработана в соответствии с возрастным, культурно-историческим, личностным,
деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Основные принципы:
1. Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского развития.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание соответствует
базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
3. Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать поставленные цели и
задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному
«минимуму», предполагает сотрудничество ДОУ и семей воспитанников.
4. Принцип системности и непрерывности:
― полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,
― наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий в
Учреждении,
― взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в Учреждении,
5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование
разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями.
7. Принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения
программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов;
8. Принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида
деятельности – игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
9. Принцип культур сообразности и регионализма, обеспечивающий становление различных
сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального
окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной,
правовой действительности уральского региона, с учетом национальных ценностей и
традиций в образовании.
Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных
организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2)
самостоятельную деятельность детей.
Программа предусматривает:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Формирование программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого
ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и
безопасных условий развития воспитанников;
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий
для самореализации;
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание
условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей
4

его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах
деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают
«открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;
- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в
ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей
самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества,
государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя)
в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и
человечества в целом.
1.2.Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Возрастная характеристика детей 5-6 лет
К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Дети проявляют высокую
познавательную активность. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться
восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются.
Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки;
форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по
возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники
испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с
несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте
продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном
плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что
является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Конструирование
характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Могут
заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным
способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе
схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько
раз (2,4,6 сгибов); из природного материала. В лепке детям не представляется трудности создать
более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов
прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
1.4. Ожидаемые результаты обучения
К концу года дети знают:
- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими
опасными предметами и материалами;
- технику и основные приемы для работы с разными материалами
- о свойствах материалов, с которыми они работают (ткань, нитки бумага, искусственные
материалы);
- правила композиционного построения изображений.
Дети умеют:
- работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
- использовать в работе приемы различных техник
- использовать схемы при изготовлении поделок;
- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
5

- творчески подходить к выполнению задания;
- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

II. Содержательный раздел программы
2.1 Модуль образовательной деятельности для воспитанников 5-6 лет
Сентябрь
П/п
1

2

3

4

5

6

7-8

Тема, цели
Презентация кружка «Волшебная мастерская».
Приглашение в мир мастерства и красоты
Цель: Развивать у детей положительную
мотивацию в деятельности кружка. Предоставить
детям возможность увидеть разнообразие
материала, из которого можно изготовить поделки,
вызвать желание поэкспериментировать с ним,
выявляя свойства и связи.
Изготовление рамок для фото
Цель: Разные виды макаронных изделий, клей,
краски, картон
Морская картина «Подводное царство»
Цель: учить детей создавать образ морских
животных, развивать творческие способности
детей, воспитывать аккуратность в работе
Цветочная история «Цветы»
Цель : учить детей создавать цветы из макаронных
изделий, развивать творческие способности детей,
воспитывать аккуратность в работе
«Книжка»(оригами)

Материал
Разные виды макаронных
изделий, клей, краски, картон

Разные виды макаронных
изделий, клей, краски, картон
пластилин синего и зеленого
цветов разных оттенков;
макаронные изделия разной
формы, картон
Разные виды макаронных
изделий, клей, краски, картон

Три прямоугольника формата
А4 (альбомный лист): два из
Закрепить
умение
следовать
инструкциям них белого цвета, третий –
с
одной
воспитателя; напомнить первые шаги оригами – окрашенный
складывание прямоугольника пополам; воспитывать стороны, клей.
усидчивость, аккуратность.
«Колоски»
(объёмная аппликация) Формировать у детей
умение вырезать объёмные, симметричные формы,
красиво располагать их, развивать эстетическое
восприятие.
«Осенний лес»
Коллективная работа(объёмная аппликация)
Закрепить у детей умение вырезать объёмные,
симметричные формы. Развивать творчество,
ручные умения, чувство формы. Воспитывать
художественный вкус.

Семь жёлтых полосок, клей,
лист картона

Наборы оранжевых, жёлтых,
бордовых прямоугольных
листочков бумаги, ножницы,
клей

Закрепить у дете

Октябрь
П/п
1

Тема, цели
Изготовление бусиков
Цель: Учить детей делать бусы, развивать

Материал
Разные виды макаронных
изделий, краски, нитки
6

2
3

4

5

6

7-8

фантазию, моторику рук
Коллективная работа
Цель Разные виды макаронных изделий, клей,
краски, картон
Бабочка из природного материала
Цель: Развивать фантазию, творчество,
воображение. Познакомить с новым способом
использования природного материала; Познакомить
с новым способом использования природного
материала;
Изготовление животных из шишек
Цель: Формировать практические навыки работы с
разнообразным природным материалом; при
изготовлении игрушки учить соразмерять ее части;
развивать воображение детей, желание сделать
игрушку красивой;
Карандашница
Развивать умение вырезать силуэты из журналов.
Развивать творческие способности при оформлении
поделки. Соблюдать правила работы с клеем.
Воспитывать аккуратность.
Шары(квилинг)
Знакомить с приёмом скручивания ролы из
цветных полосок. Развивать мелкую мускулатуру
рук.
Воспитывать
интерес
к
творческой
деятельности.
«Мышонок на сыре»
Учить передавать характерные особенности
мышки, закреплять приемы скатывания и
раскатывания, сплющивания, рисоединения частей.
Аккуратно раскрашивать свою поделку, предавая
ей индивидуальность.

Разные виды макаронных
изделий, клей, краски, ватман
(засушенные листья,
лепестки, семена).

Разные шишки, пластилин,
спички

коробочки и макароны, клей

Знакомить с при
Бумажные ленты (голубая,
красная,
жёлтая),
белая
бумага, ножницы, клей
Соленое тесто, гуашь, кисти,
нитки, леска, стеки,
зубочистки, подручный
материал, фольга

Учить передават

Ноябрь
П/п
1

2

Тема, цели
Изготовление картин «Птицы».
Цель: научить работать с пластилином и природным
материалом, закрепить навыки — размазывание
пластилина по рисунку; прививать эстетический
вкус, бережному отношению к природе, приучать к
аккуратности и внимательности.
Рамка для фото из природного материала
Цель: Учить детей создавать сюжетные композиции
из природного материала, вызвать желание сохранять
красоту природы в аранжировках и флористических
композициях

Материал
картон, карандаш, ластик,
пластилин и природный
материал: семена разных
деревьев, плоды рябины,
листья
картон ,засушенные листья,
акварельные краски,
кисточка, баночка для воды,
клей, ножницы

7

3

Аппликация из осенних листьев «Фея»
Цель: учить детей создавать образ осени, учить детей
создавать сюжетные композиции из природного
материала, вызвать желание сохранять красоту
природы в аранжировках и флористических
композициях

4

Осенние картины
Цель: Учить детей создавать сюжетные композиции
из природного материала, вызвать желание сохранять
красоту природы в аранжировках и флористических
композициях
Дом(оригами)
Развивать умение изготавливать модели из бумаги с
применением приёмов оригами и действовать с
ними; совершенствовать точность мелких движений
рук

5

6

7

8

«Стрекоза» (из семян клена).
Учить детей мастерить игрушки из природного
материала и пластилина. Развивать творческие
способности при оформлении поделки. Воспитывать
аккуратность.
Колобок(оригами)
Продолжать работу с прямоугольником и квадратом,
закрепить приёмы складывания; учить работать по
линиям, развивать мелкую моторику, фантазию,
воображение; воспитывать старание.
Игра «Лови» (из одноразового стаканчика
Учить детей мастерить игрушки из бумаги и
одноразового стаканчика. Развивать творческие
способности при оформлении поделки. Соблюдать
правила работы с ножницами и клеем. Воспитывать
аккуратность.

плотная белая бумага,
засушенные листья,
акварельные краски,
кисточка, баночка для воды,
клей, ножницы, оранжевая
нить
(засушенные листья,
лепестки, семена

Прямоугольник размером в
половину формата А4, два
цветных прямоугольника
размером 5*5 см, 2 синих
квадрата размером 3*3 см,
Развивать умение
клей.
Картон, пластилин, семена
клена

Учить детей масте
Жёлтый
прямоугольник
размером
20*30
см,
оранжевый
и
красный
квадраты размером 3*3 см,
два оранжевых кружка, клей.
одноразовые стаканчики, клей
цветная бумага, нитки

Учить детей масте

Декабрь
П/п
1

2

3

4

Тема, цели
«Барашек»
Цель: Учить скатывать из мелких кусочков бумаги
шарики, тем самым развивать мелкую моторику у
детей. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать
самостоятельность и доброжелательные отношения к
другим детям.
Дом – из бумаги (оригами)
Цель: Учить работать с бумагой. Закрепить умение
работать с ножницами. Развивать умение доводить
начатое дело до конца.
Рождественский сапожок
Цель: Воспитывать творческую активность,
самостоятельность. Учить детей аккуратно
намазывать клеем готовые формы, аккуратно
приклеивать на картон, составляя узоры
Изготовление новогодних игрушек

Материал
Газета, ватные палочки, клей.

Полоски цветной бумаги,
листы бархатной бумаги,
ножницы, клей
Ножницы, клей, ватман,
цветная бумага и картон

Ножницы, клей, ватман,
8

5

6

7

8

Цель: Воспитывать творческую активность,
самостоятельность. Учить детей аккуратно
намазывать клеем готовые формы, аккуратно
приклеивать на картон, составляя фигуры.
Ёлочка
(оригами)
Закрепить умение складывать лист бумаги в разных
направлениях, развивать глазомер, воспитывать
усидчивость, аккуратность.
«Снеговик-почтовик»(аппликация)
Развивать у детей воображение, умение передавать
разными средствами сказочность действия, образ
Снеговика-почтовика, сравнивать формы, составлять
композицию; воспитывать аккуратность.
«Матрёшка»(объёмная аппликация)
Развивать умение складывать узкую «гармошку»,
мелкую моторику рук, конструктивное мышление
детей. Воспитывать интерес к творческой
деятельности.
« Розочка»(бумагопластика)
Совершенствовать навыки работы с бумагой и
ножницами;
закреплять приёмы складывания;
развивать мелкую моторику рук.

цветная бумага и картон

Три квадрата зелёного цвета:
15*15 см, 10*10 см,5*5 см,
Закрепить умение с
клей, кисточки.

Белый прямоугольник, три
белых квадрата, узкая
коричневая полоска,
зелёный и синий квадраты.
Развивать у детей в
Цветные прямоугольники.
Два круга: большой и
маленький, конфетти

Развивать умение с
Салфетки, ножницы, клей

Январь
П/п
1
2

3

4

5-6

Тема, цели
Поделка из бумажных полосок «Петушок»
Цель: Закреплять умения и навыки в работе с бумажными
полосками, аккуратно пользоваться клеем и ножницами
Работа с цветными нитками
"Ваза с цветами"
Цель: Научить детей делать поделки из нового материала
(разноцветных ниток). Познакомить с новым способом
изготовления – отклеивание объемных форм цветными
нитками, развивать интерес к работе, желание выполнять
работу до конца
Изготовление игрушек из помпонов
Цель: Научить детей делать поделки из разноцветных
ниток, наматывание цветных ниток на форму развивать
интерес к работе, желание выполнять работу до конца.

Материал
Клей, кисточка, цветные
полоски бумаги
Обрезки цветных ниток
(шерстяных, мулине),
ватман, клей

Нитки, картон, клей,
для оформления: глазки,
носик из скрученной
салфетки, ротик, ушки,
лапки, бантики из
тонкой тесьмы
Живые яблочки на ветках(аппликация)
Альбомный
лист,
Расширить представления детей о зимующих птицах, не трафарет силуэта птицы,
улетающих осенью в тёплые края; закрепить выполнение цветная бумага, простой
аппликации
способом
обрывания;
развивать карандаш, клей.
композиционные навыки; воспитывать старание.
Маленькие умельцы
Ткань, подготовленная к
(аппликация из ткани)
работе;
шаблоны,
Воспитывать у детей уважение и интерес к труду народных ножницы, клей.
мастеров, стремление научиться создавать изделия,
радующие окружающих; развивать воображение, интерес к
процессу и результату работы, умение составлять узор из
9

7

8

различных геометрических фигур, закреплять навыки
работы с шаблонами, тканью, ножницами.
Волк(оригами)
Расширить представления детей об образе жизни медведей,
способах их самозащиты от врагов, закрепить умение
мастерить поделки в стиле оригами; развивать глазомер,
мелкую моторику рук.
«Кошка»(оригами)
Продолжать работу с квадратом, закрепить приёмы
складывания; учить работать по линиям; развивать мелкую
моторику,
фантазию,
воображение;
воспитывать
настойчивость, старание

Два серых квадрата
размерами 15*15 см,
10*10 см, клей
Два квадрата размером
15*15 см одного цвета,
фломастер.

Февраль
П/п
1

2

3

4

5

6
7

8

Тема, цели
Натюрморт «Фрукты»
Цель: Познакомить детей с техникой изготовления
пейзажа из ниток; способствовать развитию воображения
при изготовлении поделки из ниток
Пейзаж» Зимушка- зима»
Цель: Познакомить детей с техникой изготовления
пейзажа из ниток; способствовать развитию воображения
при изготовлении поделки из ниток
Коллективная работа «Чунга-чанга»
Цель: Продолжать учить детей создавать картины из
ниток, способствовать развитию воображения при
изготовлении поделки из ниток, учить работать вместе
«Гриб» из крупы
Совершенствовать навыки работы с различными видами
круп для создания композиций, развивать воображение,
фантазию

Черепаха (манка, горох)
Учить детей мастерить игрушки из бумаги, манки и
гороха. Развивать творческие способности при
оформлении поделки. Соблюдать правила работы с клеем.
Воспитывать аккуратность.
Дымковский гусь. (пластилинография)
Продолжать знакомить с техникой «пластилинография»
(мозаичная). Развивать мелкую моторику.
Масленица. (аппликация)
Продолжать учить создавать поделки, используя
несколько видов материала. Развивать чувство цвета и
формы.
«Жираф»
Цель: Совершенствовать навыки работы с различными
видами круп для создания композиций , продолжать
учить работать с крупой, клеем
Март

Материал
клубки цветных ниток,
клейстер, ножницы,
кисточка для клея.
Нитки, мелки, бумага,
ватман, клей
Нитки, мелки, бумага,
ватман, клей
клей, сухие листья,
крупа (пшено,
пшеничная или любая
другая), чайная заварка
из пакетика, лист
цветного картона,
фломастер.
Картон,клей крупа

картон, пластилин
Цветной
картон
и
бумага,
гуашевые
краски,
шерстяные
нитки, тонкие ленты,
клей ПВ
различные виды крупы,
клей, картон

10

П/п
1

2

3

4
5

6-7

8

Тема, цели
Подарок маме «Кружка»
Цель: Совершенствовать навыки работы с различными
видами круп для создания композиций

Материал
различные виды крупы,
клей, сухие листья

«Цветы в горшочке» (ниткография)
Познакомить детей с техникой рисования при помощи
цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость,
удовольствие от восприятия картины. Воспитывать
уважение к труду; развивать творчество
«Машины на улицах нашего города»
Цель: Совершенствовать навыки работы с различными
видами круп для создания композиций , продолжать
учить работать с крупой, клеем
Аппликация из ткани «Весенние цветы»
Цель: Учить детей работать с тканью, воспитывать
усидчивость и аккуратность
Цветик – семицветик(аппликация из ткани)
Развивать у детей фантазию, творческое воображение;
закреплять знание цвета, точно по линии вырезать
ножницами; закреплять навыки составления целого из
частей; подводить к эмоциональной оценке готовых
работ.
Гжельские подносы. (пластилинография)
Продолжать знакомить с техникой «пластилинография»
(обратная). Знакомить с промыслом «Гжель». Развивать
мелкую моторику.
Фото книжка «Мишутка»
Учить детей мастерить фото книжку из картона и
цветной бумаги. Закрепить умение обводить шаблон и
вырезать его. Развивать творческие способности при
оформлении поделки. Соблюдать правила работы с
ножницами и клеем

Альбомный
нитки,гуашь

лист,

различные виды крупы,
клей, картон
Картон, клей ткань

Ткань, подготовленная Развивать
к
у дете
работе; шаблоны,
ножницы, клей

Прозрачные
крышки,
картон, пластилин

Учить детей мас

Апрель
П/п
1

2

3
4
5

Тема, цели
Портрет весёлого клоуна(аппликация из ткани)
портрета; формировать у детей умения в передаче
образа весёлого клоуна; развивать потребность в
творчестве; воображение, ассоциативное мышление,
глазомер: закреплять навыки составления изображения
из деталей, умение работать с шаблонами и ножницами.
Аппликация из ткани «Аквариум»
Цель: Учить детей работать с тканью, составлять из
кусочков картинку, воспитывать усидчивость и
аккуратность
Аппликация из ткани «Улитка»
Цель: Учить детей работать с тканью, воспитывать
усидчивость и аккуратность
Аппликация из ткани «Жар- птица»
Цель: Учить детей работать с тканью, воспитывать
усидчивость и аккуратность
Аппликация из пуговиц «Дерево»
Цель: Учить детей работать с пуговицами , воспитывать

Материал
Ткань, лист бумаги, Продолжать знако
карандаши; шаблоны,
ножницы, клей

Картон, клей ткань

Картон, клей ткань
Картон, клей ткань
Картон, клей пуговицы
11

6-7

8

П/п
1

2

3

4

5

6-7

8

усидчивость и аккуратность
«Цыплёнок» (из салфеток).
Учить детей мастерить поделку из маленьких кусочков
салфетки, скатывая их в комочки. Развивать мелкую
моторику рук. Развивать творческие способности при
оформлении поделки. Соблюдать правила работы с
ножницами и клеем. Воспитывать аккуратность.
Панно из лоскутков «Кораблик»
Закреплять умение делать аппликации из ткани,
подбирать цвет, фактуру в зависимости от создаваемого
образа, аккуратно вырезать, собирать картинку из
нескольких частей. Развивать глазомер, мелкую
моторику рук. Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Май
Тема, цели
Аппликация из пуговиц «Яблоко»
Цель: Учить детей работать с пуговицами, выполнять
аппликацию, используя пуговицы разного размера.
Развивать глазомер, эстетический вкус, мелкую
моторику руки.
воспитывать усидчивость и аккуратность
Поздравительная открытка к 9 Мая
Продолжать знакомить детей с разными вариантами
художественного
оформления
открыток
с
использованием готовых фигурок, выполненных в стиле
оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами:
развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Аппликация из пуговиц «Бабочка»
Цель: Учить детей работать с пуговицами, выполнять
аппликацию, используя пуговицы разного размера.
Развивать глазомер, эстетический вкус, мелкую
моторику руки. Воспитывать усидчивость и
аккуратность
Весенние веточки в хрустальной вазе
(Объёмная аппликация)
Цель: Повышать интерес детей к работе с бумагой и
ватой; закрепить умение мастерить игрушки из цветной
бумаги и ваты; развивать воображение; воспитывать
усидчивость, аккуратность.
Бабочка (оригами)
Цель: Закрепить умение мастерить фигурки оригами,
используя пооперационные карты, развивать глазомер,
мелкую, моторику рук
«Божьи коровки»(коллективная работа)
Продолжать учить приемам лепки из соленого теста
(скатывать шарик, сплюснуть его с одного конца),
работать с подручным материалом (зубочисткой делать
продольную полоску, разделяя крылышки); аккуратно
раскрашивать свою поделку; делать коллективное
панно.
Река ведь не просто течёт…
(аппликация из ткани) Воспитывать у детей интерес к

Картон,клей салфетки

Учить детей мас
Прямоугольные
и
квадратные
лоскуты
ткани, различные по
фактуре и рисунку, клей
ПВА,кисточка, ряпочки,
½ листа синего картона,
ножницы.
Материал
Картон, клей пуговицы

Цветная бумага, клей,
ножницы

Картон, клей, пуговицы

Вата, зелёная бумага,
клей, ножницы.

Наборы цветной бумаги,
ножницы, клей.
Цветное
красное
соленое тесто, черная и
белая краска, перец
черный
горошком,
гвоздика, зубочистка
Репродукции
изображением

с
рыб;
12

подводному миру; учить передавать характерные ткань. Подготовленные к
особенности строения рыб; развивать потребность в работе;
шаблоны,
творчестве и творческий склад ума, фантазию, ножницы, клей.
воображение, глазомер; формировать умение работать с
шаблоном и ножницами.

Июнь
П/п
1
2

3

4

5-6

7

8

Тема, цели
Поделка из бумажных полосок «Курочка»
Цель: Закреплять умения и навыки в работе с бумажными
полосками, аккуратно пользоваться клеем и ножницами
Работа с цветными нитками
"Салют"
Цель: Научить детей делать поделки из нового материала
(разноцветных ниток). Познакомить с новым способом
изготовления – отклеивание объемных форм цветными
нитками, развивать интерес к работе, желание выполнять
работу до конца
Изготовление цветов из помпонов
Цель: Научить детей делать поделки из разноцветных
ниток, наматывание цветных ниток на форму развивать
интерес к работе, желание выполнять работу до конца.

Материал
Клей, кисточка, цветные
полоски бумаги
Обрезки цветных ниток
(шерстяных, мулине),
ватман, клей

Нитки, картон, клей,
для оформления: глазки,
носик из скрученной
салфетки, ротик, ушки,
лапки, бантики из
тонкой тесьмы
Лебеди (аппликация)
Альбомный
лист,
Расширить представления детей о перелетных птицах, трафарет силуэта птицы,
улетающих осенью в тёплые края; закрепить выполнение цветная бумага, простой
аппликации
способом
обрывания;
развивать карандаш, клей.
композиционные навыки; воспитывать старание.
Мозайка
Ткань, подготовленная к
(аппликация из ткани)
работе;
шаблоны,
Воспитывать у детей уважение и интерес к труду народных ножницы, клей.
мастеров, стремление научиться создавать изделия,
радующие окружающих; развивать воображение, интерес к
процессу и результату работы, умение составлять узор из
различных геометрических фигур, закреплять навыки
работы с шаблонами, тканью, ножницами.
Лиса(оригами)
Два серых квадрата
Расширить представления детей об образе жизни лис,
размерами 15*15 см,
способах их самозащиты от врагов, закрепить умение
10*10 см, клей
мастерить поделки в стиле оригами; развивать глазомер,
мелкую моторику рук.
«Мышка в домике»(оригами)
Два квадрата размером
Продолжать работу с квадратом, закрепить приёмы 15*15 см одного цвета,
складывания; учить работать по линиям; развивать мелкую фломастер.
моторику,
фантазию,
воображение;
воспитывать
настойчивость, старание

2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы

13

Построение деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на
интересы и возможности каждого ребёнка является главным условием развития и поддержки детской
инициативы.
Сферы инициативы
Способы поддержки детской инициативы
(по Н.А. Коротковой)
Творческая
инициатива
поддержка
самостоятельности
детей
в
(включенность в сюжетную игру как специфических для них видах деятельности
основную
творческую
деятельность
ребенка, где развиваются воображение,
образное мышление)
Инициатива как целеполагание и
- не директивная помощь детям, поддержка
волевое усилие (включенность в разные детской самостоятельности в разных видах
виды продуктивной деятельности - изобразительной,
проектной,
конструктивной
рисование,
лепку,
конструирование, деятельности;
требующие усилий по преодолению
- создание условий для свободного выбора детьми
"сопротивления"
материала,
где деятельности, участников совместной деятельности,
развиваются
произвольность, материалов
планирующая функция речи)
Коммуникативная
инициатива• поддержка
взрослыми
положительного,
(включенность ребенка во взаимодействие доброжелательного отношения детей друг к другу и
со сверстниками, где развиваются эмпатия, взаимодействия детей друг с другом в разных видах
коммуникативная функция речи)
деятельности;
- установление правил поведения и взаимодействия в
разных ситуациях
познавательная
инициатива
- - создание условий для принятия детьми решений,
любознательность
(включенность
в выражения своих чувств и мыслей;
экспериментирование,
простую
- создание условий для свободного выбора детьми
познавательно-исследовательскую
деятельности, участников совместной деятельности,
деятельность,
где
развиваются материалов
способности
устанавливать
пространственно-временные, причинноследственные и родовидовые отношения)
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Направления участия
Формы участия
Периодичность
родителей в жизни ДОО
сотрудничества
В проведении мониторинговых
Анкетирование
2-3 раза в год
исследований
Социологический опрос
По мере необходимости
В создании условий
В просветительской
деятельности, направленной
на повышение педагогической
культуры, расширение
информационного поля
родителей
В образовательном процессе,
направленном на установление
сотрудничества и партнерских
отношений

Помощь в создании
предметно-развивающей
среды.
Наглядная информация
(стенды, папки-передвижки)
Создание странички на
сайте Учреждения.
Консультации, мастерклассы.

По мере необходимости

Участие в творческих
выставках, смотрахконкурсах

1 раз в год

1 раз в квартал
Обновление постоянно

14

III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Материалы:
1. бумага разного формата и фактуры
2. листы толстого картона
3. цветные карандаши
4. альбомные листы
5. клей
6. салфетки
7. ножницы
8. шаблоны
9. ткань, крупа, макаронные изделия, нитки, пуговицы.
10. трафареты
11. гофрированный картон и бумага, липкая бумага и т. д
Литература:
1. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 64с.
2. В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова Основы изобразительного искусства и методика руководства
изобразительной деятельностью детей, - изд. «Просвещение»
3.2. Планирование образовательной деятельности.
3.2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года

- с 01 сентября 2024 г. по 31 мая 2025 г.
- учебная неделя 5 дней (выходные дни – суббота,
воскресенье)
- 37 недель, исключая праздничные дни,
объявленные Правительством РФ выходными
(конкретные даты устанавливаются ежегодно):
• День народного единства;
• Новогодние каникулы,
• Рождество;
• День Защитника Отечества;
• Международный женский день;
• Праздник Весны и Труда;
• День Победы.

Максимальное количество и
продолжительность платных
образовательных услуг в течение дня, в
неделю по возрастным группам

Продолжительность
одного занятия, мин.

Количество
занятий на
одного
ребенка в
неделю

Объем
нагрузки в
неделю на
одного
ребенка,
не более

25

2

50 мин

старшая группа
Минимальный перерыв между
разными видами организованной
образовательной деятельности

10 мин.

Открытые мероприятия по платным образовательным услугам для родителей проводятся
1 раз в год (май)
15

3.2.2. Учебный план
Программа предполагает проведение двух занятия в неделю, продолжительность занятия 25
минут. Программа рассчитана на 9 месяцев обучения. Всего проводится 72 занятия. Некоторые темы
не ограничены проведением 1 занятия, необходим цикл из 2-3 занятий.
Название услуги
Кружок
«Мастерилка»
День недели
ПОУ
Кружок
«Мастерилка»
(старшая группа,
5-6 лет)

Форма
Возрастная
оказания
группа
услуг
групповая старшая группа,
5 - 6 лет
Понедельник

Вторник

Количество
часов в
неделю
2

Среда

18.00 – 18.25

Количество
часов в
месяц
8

Количество
часов за
курс
72

Четверг

Пятница

18.00 – 18.25

3.2.3. Расписание занятий

3.2.4. Педагогическая оценка развития детей (критерии оценки результатов)
Показатель
Критерий
Достаточный уровень Низкий уровень
(2 балла)
(1 балл)
Творческая
активность

Повышенный
интерес, творческая
активность.

Новизна,
оригинальность

Субъективная
новизна,
оригинальность и
вариативность как
способов решения
творческой задачи,
так и результата
детского творчества,
«индивидуальный
подчерк» детской

Ребенок активен, есть
интерес к данному
виду деятельности, но
выполняет работу по
указанию педагога
Ребёнок правильно
выполняет задание,
внесение новых
замыслов случайно, с
подсказками педагога.

Ребенок не активен,
выполняет работу без
особого желания.
Нет новизны и
оригинальности в работе,
выполняет задание по
образцу, с ошибками.

16

продукции.

Сенсорные
способности
(чувство цвета,
формы)

Композиция

Общая ручная
умелость
Самостоятельность

Форма передана
точно. Разнообразие
цветовой гаммы,
передан реальный
цвет,
выразительность
изображения.
По всей плоскости
листа, соблюдается
пропорциональность
между предметами.
Хорошо развита
моторика рук,
аккуратность.
Выполняет задание
самостоятельно, без
помощи. Ребенок
самостоятельно
выбирает тему,
замысел, умеет
планировать свои
действия, выбирать
выразительные
средства, доводить
начатое дело до
конца.

Есть незначительные
искажения.
Отступления от
окраски.

Форма не удалась,
искажения значительные.
Безразличие к цвету,
одноцветность.

На полосе листа с
незначительными
элементами.

Не продуманно, носит
случайный характер.

Ручная умелость
развита.

Слабо развита моторика
рук.

Требуется
незначительная
помощь.

Не может самостоятельно
выполнять задания, без
помощи педагога,
необходима поддержка и
стимуляция.

IV. Дополнительный раздел
4.1. Методические рекомендации
Прежде всего, целесообразно в соответствии с конкретными условиями наметить план работы
по основным направлениям содержания программы.
В течение учебного года работа по программе должна проводиться систематически.
На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия.
Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать
только «под диктовку» взрослого по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя,
недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при
выполнении работы и конечным результатом. Использование схем и других видов наглядности
увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям
работать самостоятельно, соединяя «работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую
возможность оказать помощь менее подготовленным детям.
Педагог должен следить за тоном, которым он разговаривает с детьми, проявлять дружелюбие,
называть детей только по имени, демонстрировать живое участие как в успехах, так и при неудачах
детей, интересоваться их мнением, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности.
Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об
окружающем мире.
Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным опытом детей
и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала,
придумывать сюрпризы, включать в занятия паузы для разрядки: песенки, загадки, шутки.
Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной
17

деятельности.
С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение
правил безопасности труда при работе.
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему
результативной лишь в том случае, если родителями являются его единомышленниками и активными
помощниками. При работе с данной программой это приобретает особую актуальность. Очень
важно, чтобы педагог еще до начала своей работы объяснил родителям её цели и задачи.
Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей перспективами нового
направления развития детей, сделать их союзниками в своей работе. Родителей постоянно нужно
держать в курсе событий: помещать информацию в «Уголке для родителей», организовывать
специальные выставки детских работ. Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка.
Тесная связь семьи и Учреждения будет способствовать воспитанию детей.
Руководителю кружка важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство
прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка, а также надо опираться на
знания, умения и навыки детей, развивать и совершенствовать их.
В кружковой деятельности должны решаться задачи общеобразовательного характера,
сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводится большая
часть времени.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575831
Костицына Людмила Михайловна
С 05.03.2021 по 05.03.2022

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».