Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 527 (МБДОУ детский сад № 527) пер. Утренний, д. 6, Екатеринбург, Свердловская область, 620025 Тел./факс: (343) 226-89-10 е-mail: mdou527@eduekb.ru; https://527.tvoysadik.ru ОКПО 95003774; ОГРН 1069672044640; ИНН/КПП 6672207536/668501001 ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол от «29» августа 2024 г. №1 УТВЕРЖДЕНО Приказом МБДОУ детского сада № 527 от «29» августа 2024 г.№ 41/1-о Заведующий МБДОУ детским садом № 527 ___________ Л.М. Костицына ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Психогимнастика «Маленькая страна» Срок реализации – 1 год Составитель: Жильченко А.Н. г. Екатеринбург 2024 Аннотация Программа «Маленькая страна» по уровню сложности содержания образования является программой стартового уровня, направлена на эмоциональное и познавательное развитие детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей, содействует формированию педагогической и психологической готовности к обучению в школе. Программа направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, прежде всего это эмоционально-волевой и личностной сфер, но также и познавательной. Обучение по программе содействует использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка. После обучения по программе учащийся: - будет иметь представление о правилах техники безопасности при проведении занятий; - расширит представление о здоровье и здоровом образе жизни; - овладеет «эмоциональной грамотностью»; - развивать коммуникативные умения и навыки; - сформирует стойкое убеждение в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Программа адресована всем желающим дошкольникам в возрасте 4-6 лет. При зачислении наличия базовых знаний и специальной подготовки не требуется. Пояснительная записка ..................................................................................... 4 Содержание программы .....................................................................................5 Календарный учебный график ........................................................................11 Контрольно – оценочные средства .................................................................13 Информационно - методическое обеспечение программы ......................... 23 Список литературы .......................................................................................... 24 Пояснительная записка «Маленькая страна» является программой стартового уровня сложности содержания, направлена на эмоциональное и познавательное развитие детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей, содействует формированию педагогической и психологической готовности к обучению в школе. Актуальность программы. Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л. C. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей (М.И.Чистякова). Также придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться. Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Л. В. Эльконина — B. B. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. C. Выготский, Д. Б. Эльконин). Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Также при реализации программы важна идея некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (K. Роджерс). Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. A. Цукерман, Ш. A. Амонишвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, H. Ф. Талызина). Отличительные особенности программы. Построение программы ориентировано на курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, прежде всего это эмоциональноволевой и личностной сфер, но также и познавательной. Разделы программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями дошкольников, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств. Адресат программы, особенности набора учащихся. Программа адресована всем желающим дошкольникам в возрасте 4-6 лет. При зачислении наличия базовых знаний и специальной подготовки не требуется. Возрастные и психологические особенности дошкольников 4-6 лет. Показатели Нормативы Ведущая потребность Ведущая функция Потребность в общении; познавательная активность Игровая деятельность Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация Наглядно-образнoе мышление Отношения взрослыми со Внеситуативно-деловое: информации взрослый Отношения сверстниками со Ситуативно-деловое: сверстник партнер по сюжетной игре — источник интересен как Эмоции Более ровные старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости Способ познания Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование Объект познания Предметы и явления воспринимаемые Восприятие Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов Внимание Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Память Кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия Наглядно-образное Мышление Воображение непосредственно не Репродуктивное; появление элементов творческого воображения Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь Новообразования возраста 1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. 3. Появление элементов сюжетно-ролевой игры Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту. 1. Повышение познавательной активности. B занятие включены темы, посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей. 2. Совершенствование сенсорной функции. K этому возрасту ребенок: • правильно дифференцирует цвета и оттенки; • знает названия шести основных цветов; • различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал; • различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед; • умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте; • узнает бытовые предметы на ощупь; • улучшается слyxовое внимание и восприятие. Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками, носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками. 3. Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие эмоционально-волевой сферы (знакомство с эмоциями), воображения, инициативности, самостоятельности. 4. Появление сюжетно-ролевой игры. Занятия дополняются активными coвместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры. Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий. Занятии проводятся в просторном помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Состав групп постоянный, наполняемость в группах составляет 10 человек. Сроки реализации программы. Трудоёмкость программы 36 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность и режим занятий – 1 раз в неделю по 25 минут. Форма обучения – очная. Форма организации деятельности объединения – учебная группа. Цель – создание условий для естественного психологического развития ребенка. Задачи 1. Создавать условия для проявления познавательной активности. 2. Способствовать самопознанию ребенка. 3. Совершенствовать коммуникативные навыки. 4. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости. 5. Формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил. 6. Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения, мелкой моторики. Итоги реализации программы подводятся на итоговом открытом занятии. Планируемые результаты освоения программы. Личностные результаты. После окончания обучения по программе у учащегося: будет иметь представление о правилах техники безопасности при проведении занятий; - расширит представление о здоровье и здоровом образе жизни; - овладеет «эмоциональной грамотностью»; - осознает свои достоинства и достоинства других людей; - осознает свое место в социуме; - развивать коммуникативные умения и навыки; - сформирует стойкое убеждение в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Метапредметные результаты. После окончания обучения по программе учащийся: - научится адекватно воспринимать оценивание педагога; - научится оценивать правильность выполнения действия; - будет стремиться учитывать разные мнения; - будет стремиться к развитию творческих способностей ребенка; - будет обучен вносить необходимые коррективы на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные результаты. После окончания обучения по программе у учащегося: - будет сформирована способность к адекватной самооценки; - станет более аккуратным, ответственным, научится преодолевать трудности; - будет воспитано стремление к ведению здорового образа жизни; - будет сформировано умение взаимодействовать с другими учащимися. Способы определения планируемых результатов: - текущий контроль; - промежуточный контроль; - итоговый контроль. Итоги реализации программы подводятся на итоговом открытом занятии. Содержание программы 1 года обучения Раздел 1: «Давайте дружить!» (6 часа) Теоретические понятия. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Знакомство. Понятие дружбы. Правила общения. Техника безопасности на занятиях. Техники релаксации. Понятие вежливости, хорошо/ плохо. Вежливые слова. Практическая работа. Игра «Паровозик дружбы». Игра «Ветер дует на…». Игра «Кто к нам пришел». Упражнения: «Я люблю», «Я умею». Игра «Раздувайся, пузырь». Упражнение «Как живешь?» Пальчиковая гимнастика. Игра «Паровозик дружбы». Игра «Незнайка». Этюд «Совушка - Сова». Игра «Сова». Упражнение - релаксация «Росточек». При реализации раздела применяются следующие формы проведения занятий: беседа, обучающая игра, ролевая игра, виртуальное путешествие, самостоятельная работа. Задачи раздела: - познакомить детей друг с другом, - создать положительное отношение к занятиям, - сплотить группу, - развивать навыки культурного дружеского общения, - развивать произвольность. Знакомство. Давайте дружить. Правила поведения на занятиях. Волшебные слова. Диагностика 1. Диагностика 2. Понятия, термины: Дружба, друг, вежливость. Раздел 2: «Я чувствую» (11 часов) Теоретические понятия. Знакомство с миром эмоций человека – радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие. Определение ситуаций возникновения эмоций. Невербальное проявление эмоций. Определение способов выразить эмоции. Техники релаксации. Практическая работа. Игра «Театр настроений». Упражнение «Похвалилки». Игра «Липучка». Игра «Противоположности». Упражнение – релаксация «Муха». Игра «Театр настроений на песке». Этюды «Радость», «Грусть». Задание «Я радуюсь, когда…». Беседа «Как доставить радость?» Пальчиковая гимнастика. Задание «Пиктограммы радость и грусть». Упражнение – релаксация «Сосулька». При реализации раздела применяются следующие формы проведения занятий: беседа, обучающая игра, ролевая игра, виртуальное путешествие, самостоятельная работа. Задачи раздела: - развивать коммуникативные навыки, - привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека, - обучить выражению эмоций и их распознаванию (радость, грусть, злость, удивление, спокойствие, страх), - развивать навыки релаксации, - стимулировать познавательную активность. Я чувствую. Радость и грусть. Я сержусь. Буду хорошим! Злой и добрый. Удивляюсь. Я боюсь. Буду смелым! Спокойствие. Словарик эмоций. В гостях у Деда Мороза. Понятия, термины: эмоции, радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие. Раздел 3: «Мои помощники» (7 часов) Теоретические понятия. Органы чувств человека: определение, изучение. Исследование окружающего мира с помощью соответствующих органов чувств (зрение, обоняние, ощущения, слух, вкус). Техники релаксации. Техника безопасности на занятиях. Практическая работа. Беседа «Что нам помогает?» Пальчиковая гимнастика. Игра «Лисонька, ты где?». Стихотворение «Лентяй». Беседа. Игра «Слушай команду!». Упражнение «Путешествие в лес». Гимнастика для глаз. Упражнение «Запомни своих друзей». Игра «Прятки». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Прогулка». Игра «Лесные звуки». Игра «Тишина и шум». История про Волчонка. При реализации раздела применяются следующие формы проведения занятий: беседа, обучающая игра, ролевая игра, виртуальное путешествие, самостоятельная работа. Задачи раздела: - развивать стремление к самопознанию, - стимулировать познавательную и творческую активность, - развивать коммуникативные навыки и навыки релаксации. Мои помощники. Мои помощники – глазки. Мои помощники – ушки. Мой помощник – носик. Мой помощник – ротик. Мои помощники – ручки. Мои помощники – ножки. Понятия, термины: зрение, обоняние, ощущения, слух, вкус. Раздел 4: «Мои друзья» (5 часов) Теоретические понятия. Определение общего и уникального в людях. Особенности поведения мальчиков и девочек. Как правильно дружить. Беседа о 23 февраля. Беседа о 8 марта. Беседа «Каким должен быть друг?» Практическая работа. Задание «Спортсмены». Задание «Транспорт». Игра «Изобрази». Пальчиковая гимнастика. Задание «Настоящий мастер». Игра «Клумба». Релаксация «Цветок дружбы». Пальчиковая гимнастика. Игра «Уборка». Загадки о «женских» предметах. Задание «Помоги бабушке». Загадки про друзей. Игра «Помоги другу». Беседа «Почему друзья ссорятся?» При реализации раздела применяются следующие формы проведения занятий: беседа, обучающая игра, ролевая игра, виртуальное путешествие, самостоятельная работа. Задачи раздела: - развивать стремление к самопознанию, -стимулировать познавательную и творческую активность, - развивать коммуникативные самоконтроля. навыки и навыки релаксации и Из чего же сделаны наши мальчишки? Из чего же сделаны наши девчонки? Какой я друг? Здравствуй, Весна! День смеха. Понятия, термины: мальчики, девочки, дружба. Раздел 5: «Моя семья» (7 часов) Теоретические понятия. Ценность семьи и доброжелательных семейных отношений. Честность в общении. Беседа «Что такое семья? Практическая работа. И для чего она нужна?» Игра «Моя семья». Этюд «Помогаю маме» и «Помогаю папе». Стихотворение «Жадина». Задание «Маме (папе) приятно, когда…». Пальчиковая гимнастика. Методики и упражнения для изучения эмоциональной сферы. Игра «Запрещенное движение». Упражнение – релаксация «Воздушный шар». При реализации раздела применяются следующие формы проведения занятий: беседа, обучающая игра, ролевая игра, виртуальное путешествие, самостоятельная работа. Задачи раздела: развивать коммуникативные навыки (особенно умение слушать) и навыки релаксации, способствовать формированию доброжелательного отношения к членам семьи. Семья. Диагностика 3. Диагностика 4. Я воображаю. Правда и ложь. Путешествие в сказку. До встречи! Понятия, термины: семья, воображение, ложь, правда. Календарный учебный график на 1 год обучения Количество № часов п/п Название раздела Тема Тео Пра Всего рия кти ка 1 Давайте дружить! Знакомство 0.5 0.5 1 Давайте дружить 2 0.5 0.5 1 0.5 1 0.5 1 4 Правила поведения 0.5 на занятиях Волшебные слова 0.5 5 Диагностика 1 0.5 0.5 1 6 Диагностика 2 0.5 0.5 1 Я чувствую 0.5 0.5 1 Радость и грусть 0.5 0.5 1 3 7 8 Я чувствую Я сержусь 0.5 0.5 1 10 Буду хорошим! 0.5 0.5 1 11 Злой и добрый 0.5 0.5 1 12 Удивляюсь 0.5 0.5 1 13 Я боюсь 0.5 0.5 1 14 Буду смелым! 0.5 0.5 1 15 Спокойствие 0.5 0.5 1 16 Словарик эмоций 0.5 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 1 0.5 1 9 Мои помощники В гостях у Деда 0.5 Мороза Мои помощники 0.5 Мои друзья Мои помощники глазки Мои помощники ушки Мой помощник носик Мой помощник ротик Мои помощники ручки Мои помощники ножки Из чего же сделаны 17 18 19 20 21 22 23 24 25 – – – – – – наши мальчишки? 27 Из чего же сделаны 0.5 наши девчонки? Какой я друг? 0.5 28 Здравствуй, Весна! 0.5 0.5 1 29 День смеха 0.5 0.5 1 Семья 0.5 0.5 1 31 Диагностика 3 0.5 0.5 1 32 Диагностика 4 0.5 0.5 1 26 30 Моя семья 33 Я воображаю 0.5 0.5 1 34 Правда и ложь 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 18 18 36 35 36 Путешествие сказку До встречи! Итого: в Контрольно – оценочные средства Формы контроля и подведения итогов реализации ДООП «Маленькая страна» Время Цель проведения проведения Текущий контроль В течение всего учебного года. По окончании изучения темы или раздела Формы контроля Определение степени усвоения педагогическое учащимися учебного материала. наблюдение, викторина, Определение готовности учащихся к практическое задание восприятию нового материала. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный контроль В конце Определение степени усвоения открытое занятие, полугодия. учащимися учебного материала. самостоятельная работа, Определение результатов обучения. практическое задание Итоговый контроль В конце Определение изменения уровня открытое занятие, учебного развития учащихся, их способностей. самостоятельная работа, года Определение результатов обучения. практическое задание. Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Основными критериями усвоения материала являются: - анализ продуктов познавательной деятельности; - целенаправленное наблюдение за работой учащихся на занятиях; - умение учащихся давать самооценку и оценку происходящим событиям с - необходимыми комментариями и объяснениями. Критерии оценки результативности ДООП Критерии Степени выраженности критерия Достижение личностных результатов Сформированность проявляет устойчивый мотивации к занятиям интерес к избранному виду деятельности; (избранному виду стремится найти деятельности) дополнительную информацию; выходит за пределы изучаемого материала - проявляет интерес к новому; - интерес не выходит за пределы изучаемого материала практически не проявляет интерес к избранному виду деятельности; часто пропускает учебные занятия без уважительной причины Сформированность владеет представлениями о ценности здорового и безопасном и здоровом образе жизни; безопасного образа жизни имеет положительную мотивацию к безопасному и здоровому образу жизни; занимает осознанно активную позицию владеет представлениями о безопасном и здоровом образе жизни; проявляет положительное отношение к безопасному и здоровому образу жизни, однако занимает пассивную позицию - мотивация к безопасному и ЗОЖ у учащегося не сформирована, либо учащийся признаёт необходимость ведения безопасного и ЗОЖ, но в структуре мотивов данная мотивация занимает второстепенное положение Сформированность проявляет уважительное и этических чувств, доброжелательное отношение к другим доброжелательности и людям и их мнению, эмоционально- Баллы 8-10 4-7 0-3 8-10 4-7 0-3 8-10 эмоциональнонравственной нравственную отзывчивость, понимание и отзывчивости сопереживание чувствам других людей - проявляет уважительное отношение к другим людям; - недостаточно отзывчив, не всегда учитывает другие мнения проявляет безразличное, иногда негативное отношение к другим людям, не учитывает другие мнения - учащийся не всегда проявляет эмоциональные реакции при восприятии явлений действительности и искусства, затрудняется с оценкой явлений действительности и искусства Сформированность навыков способен анализировать личностной рефлексии свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, действиями, поступками людей; осознанно осуществляет рефлексивную деятельность, испытывает потребность в рефлексии способен анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, действиями, поступками людей при организующей роли педагога - не стремится анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, действиями, поступками людей 4-7 0-3 0-3 8-10 4-7 0-3 Сформированностьнравственноэтических ориентирован на установок, навыков соблюдение моральных норм и нравственноэтического оценивания правил поведения; выделяет моральное содержание ситуации 8нарушения/соблюдения 10 моральной нормы; оценивает, может прогнозировать и учитывать последствия нарушения нормы; способен принимать решения в условиях моральной дилеммы, на основе соотнесения нескольких моральных норм выделяет моральное содержание ситуации нарушения/соблюдения моральной нормы; способен оценивать, но не всегда может прогнозировать и учитывать последствия нарушения нормы; нуждается в помощи при принятии решения в условиях соотнесения нескольких моральных норм недостаточно осознаёт правила и нормы поведения в социуме, часто нарушает их; затрудняется самостоятельно выделять моральное содержание ситуации нарушения/соблюдения моральной нормы; не адекватно оценивает последствия нарушения нормы, затрудняется принимать решения в условиях соотнесения нескольких моральных норм 47 03 Самоопределение Смыслообразование (устанавление связи - способен сосредотачиваться на между целью деятельности и её мотивом) выполняемом деле, стремится к 8его завершённости, преодолевает 10 препятствия, возникающие в процессе деятельности стремится к завершению начатого дела, способен сосредотачиваться на выполняемом деле; - при помощи со стороны педагога преодолевает препятствия, возникающие в процессе деятельности - с трудом сосредотачивается на выполняемом деле, легко отвлекается, не стремится доводить дело до конца; - при возникновении препятствий бросает выполняемую работу Достижение метапредметных результатов Коммуникативные универсальные учебные действия Сформированость умений учебного договаривается сотрудничества о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходит к общему с партнёрами по деятельности решению; формулирует и аргументирует собственное мнение, учитывает мнения, отличные от собственного; проявляет позитивное отношение к совместной деятельности договаривается о распределении и функций и ролей в совместной деятельности, может сформулировать своё мнение; не всегда готов учитывать мнения, отличные от собственного; к совместной деятельности проявляет нейтральное или позитивное отношение 47 03 810 47 - включается в диалог, при групповой работе не активен; 0- при распределении функций и 3 ролей нуждается в помощи извне; недостаточно чётко формулирует высказывания, собственное мнение не аргументирует, «навязывает» другим; проявляет нейтральное или отрицательное отношение к совместной деятельности Сформированность - мотивирован на конструктивное разрешение умения разрешать конфликта, стремится самостоятельно, внутри конфликты в группы разрешить конфликт - анализирует процессе конфликтную ситуацию, выделяет сотрудничества проблему/причину, ищет и оценивает способы (конфликтная разрешения конфликта, прикладывает усилия к компетентность) разрешению конфликта стремится разрешить конфликт, однако не всегда адекватно оценивает конфликтную ситуацию; стремится привлечь педагога к разрешению конфликта, не всегда выбирает эффективную тактику поведения в конфликтной ситуации - отстраняется от разрешения конфликта, в процессе конфликта выбирает неэффективную тактику поведения; - в конфликтной ситуации (агрессивен, безразличен); переносит конфликт за пределы учебной ситуации на межличностные отношения Сформированность с достаточной полнотой и точностью умения выражать выражает свои мысли в соответствии с задачами и свои мысли условиями коммуникации; владеет монологической и диологической формами речи в соответствии с нормами родного языка (грамматическими, синтаксическими); активно участвует в диалогах - с достаточной полнотой и точностью выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диологической формами речи; - участвует в диалогах 8-10 4-7 0-3 8-10 4-7 - с недостаточной точностью выражает свои мысли; - строит речевые высказывания с нарушениями норм родного языка (грамматических, синтаксических); неактивно, с помощью педагога участвует в диалогах Познавательные универсальные учебные действия Креативность в - учащийся решает задачи творческого и выполнении поискового характера, способен выполнять практических действия и практические задания, внося заданий собственные разнообразные вариации, свободно импровизирует, отталкиваясь от внешних и внутренних стимулов - выполняет действия и практические задания, внося собственные вариации, импровизирует, отталкиваясь от внешних стимулов - выполняет действия на основе образца, иногда с небольшими вариациями Сформированность умеет анализировать объекты с целью логических умений выделения признаков, составлять целое из частей; может выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов; устанавливает причино-следственные связи, выстраивает логические цепочки рассуждений, выдвигает гипотезы и обосновывает их - испытывает затруднения в осуществлении отдельных 0-3 8-10 4-7 0-3 8-10 4-7 логических операций, нуждается в помощи педагога - испытывает существенные затруднения в осуществлении отдельных логических 0-3 операций, направляющая помощь педагога малоэффективна Сформированность умений - может самостоятельно анализировать и исследовательской и формулировать проблему, формулировать проектной деятельности исследовательские вопросы, формулировать, находить и выделять 8-10 факты для подтверждения гипотезы, структурировать материал, формулировать заключение на основе имеющихся фактов; выдвигать разные варианты решения проблемы может самостоятельно найти методы решения поставленной проблемы и прийти к самому решению, однако без помощи педагога не может увидеть и сформулировать проблему и гипотезу; способен находить и выделять факты для подтверждения гипотезы, структурировать материал, при помощи педагога формулировать заключение на основе имеющихся фактов - не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути решения, формулировать гипотезы, находить и выделять факты для подтверждения гипотезы, структурировать материал; прийти к решению проблемы может исключительно при организующей помощи педагога Сформированность навыков способен обнаруживать познавательной рефлексии знание о своём незнании, отличать известное от неизвестного; в ситуации неопределённости может определить, каких знаний и умений не хватает для успешного действия, анализировать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»; осуществляет сознательную рефлексивную деятельность способен обнаруживать знание о своём незнании, отличать известное от неизвестного; в ситуации неопределённости самостоятельно затрудняется определить, каких знаний и умений не хватает для успешного действия, определяет их при значительной помощи педагога или либо в группой работе; 4-7 0-3 8-10 4-7 способен анализировать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны» не обнаруживает знание о своём незнании, в ситуации неопределённости не может определить, каких знаний и умений не хватает для 0-3 успешного действия; затрудняется анализировать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны» Регулятивные универсальные учебные действия Сформированность способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности - принимает и сохраняет цель и задачи деятельности/участвует в их формулировке, находит пути и средства её достижения - принимает и удерживает цель и задачи деятельности иногда нуждается в стимулирующей и организующей помощи педагога - отвлекается, «упускает» поставленную перед ним цель, стимулирующая и организующая помощь педагога малоэффективна Сформированность - способен контролировать и оценивать процесс и результат самоконтроля собственной деятельности, (контрольнооценочных и участвует в формулировке контролькокорректировочных критериев оценки самой умений) деятельности и её продукта; - на основе проведенной самооценки корректирует собственую деятельность; способен к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий; способен увидеть перспективы получения более высоких результатов 8-10 4-7 0-3 8-10 способен контролировать и оценивать процесс и результат собственной деятельности по предложенным критериям при организующей помощи педагога; как правило, на основе проведенной самооценки способен к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий может скорректировать собственную деятельность для улучшения результата не оценивает процесс и результат собственной деятельности или не руководствуется критериями в процессе оценки процесса и результата собственной деятельности; не прикладывает волевых усилий прерывает деятельность при возникновении трудностей Достижение предметных результатов Теоретическая подготовка Соответствие теоретических - освоил практически весь объём знаний, знаний программным предусмотренных программой в требованиям конкретный период - освоил знания в объёме более ½ объёма знаний, предусмотренных программой - овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой Владение специальной - осознанно и правильно употребляет терминологией специальные термины, в полном соответствии с их содержанием - сочетает специальную терминологию с бытовой как правило, избегает употреблять специальные термины, либо употребляет с искажённым пониманием смысла Практическая подготовка Соответствие практических - учащийся освоил практически весь умений и навыков объём умений и навыков, программным требованиям предусмотренных программой в конкретный период - учащийся освоил более ½ объёма 4-7 0-3 8-10 4-7 0-3 8-10 4-7 0-3 8-10 4-7 умений, предусмотренных программой - учащийся овладел менее чем ½ объёма 0-3 умений, предусмотренных программой Уровень достижения групп планируемых результатов по ДООП «Маленькая страна» определяется, исходя из среднего значения по всем критериям каждой группы планируемых результатов: - повышенный уровень - от 8 до 10 баллов; − базовый уровень - от 4 до 7 баллов; - пониженный уровень от 0 до 3 баллов. Информационно - методическое обеспечение программы Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: - светлый просторный учебный кабинет; - магнитная доска; - простые карандаши; - набор цветных карандашей; - ручка; - ноутбук; - проектор, экран; - колонки; - бумага формата А4; - доска; - цветные мелки; - фломастеры; - цветная бумага; - мячи. Диагностическая работа Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику эмоционально-волевой и личностной сфер. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях и в консультировании родителей и педагогов. Работа с родителями детей - участников программы B рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Список литературы Нормативно-правовые акты: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012. 2. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации». 6. Письмо Министерства образования Омской области № 2299 от 12.02.2019 «О направлении методических рекомендаций». 7. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО» от 01.09.2019 г. 8. Устав и программа развития БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО» на 20162020 год. Для педагога: 1. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - М.: ПЕР СЭ, 2018. - 160 c. 2. Берк, Л.Е. Развитие ребенка / Л.Е. Берк. - М.: Питер, 2015. - 331 c. 3. Васина Е., Барыбина консультирования. А. Арт-альбомы для семейного СПб.: ООО Издательство «Речь», 2006. – 24 с. 4. Детский стресс. Мозг и поведение. - Москва: Гостехиздат, 2017. - 345 c. 5. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - М.: Феникс, 2015. - 352 c. 6. Клапаред, Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика / Э. Клапаред. - М.: ЛКИ, 2018. - 168 c. 7. Колакоглоу, Карина Сказочный проективный тест для исследования личности детей. Руководство / Карина Колакоглоу. Москва: Машиностроение, 2017. - 596 c. 8. Рисунки наших детей. Альбом. - М.: Советский художник, 2015. - 143 c. Для родителей: 1. Бакюс, Анн 100 способов уложить ребенка спать. Эффективные советы французского психолога / Анн Бакюс. - М.: Эксмо, 2015. - 798 c. 2. Биосоциальная природа материнства и раннего детства. - М.: Издательство СПбГУ, 2016. - 376 c. 3. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью / Н.Г. Вологодина. М.: Феникс, 2016. - 224 c. 4. Касаткин, Сергей Здоровая психика ваших детей. Жизнь без комплексов и обид / Сергей Касаткин. - М.: Феникс, 2016. - 288 c. 5. Образцова, Людмила Нестандартный характер. Маленькие подсказки для родителей / Людмила Образцова. - М.: АСТ, Сова, 2016. - 64 c 6. Едиханова Ю. М., Багаева Л. А. Возможности арт-терапии в преодолении детских страхов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 10 (октябрь). 7. Шалва Амонашвили Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе, 2017 год. Календарно-тематический план по программе «Маленькая страна» на 2023– 2024уч.год Кол-во часов № Планиру Раздел програм тео пра ит п/п емая Тема Содержание дата мы рия кти ог занятия ка о Давайте дружить! 1 2 3 Знакомство Ритуал приветствия. Игра «Паровозик дружбы». Игра «Ветер дует на…». Игра «Кто к нам пришел». Упражнения: «Я 0.5 люблю», «Я умею». Игра «Раздувайся, пузырь». Правила техники безопасности. Ритуал прощания. Давайте Ритуал приветствия. дружить Упражнение «Как живешь?» Пальчиковая гимнастика. Игра «Паровозик дружбы». Игра 0.5 «Незнайка». Этюд «Совушка - Сова». Игра «Сова». Упражнение релаксация «Росточек». Ритуал прощания. Правила Ритуал приветствия. поведения Игра на «Размышляйка». занятиях Пальчиковая гимнастика. Игра «Танец в кругу». Игра 0.5 «Кто позвал?» Игра «Пожалуйста». Задание «Что хорошо, что плохо». Игра «Мячик правил». Ритуал прощания. 0.5 1 0.5 1 0.5 1 4 Волшебны Ритуал приветствия. е слова Послание зверят малышам. Беседа «Зачем нужно быть вежливым?» Игра 0.5 «Театр». Игра «Пожалуйста». Игра «Вежливоневежливо ». Упражнение – релаксация Диагности ка 1 5 Диагности ка 2 6 «Сосулька». Ритуал прощания. Ритуал приветствия. Пальчиковая гимнастика. Методики и упражнения для изучения эмоциональной 0.5 сферы. Игра «Слушай хлопки». Упражнение – релаксация «Лимон». Ритуал прощания. Ритуал приветствия. Пальчиковая гимнастика. Методики и упражнения для изучения 0.5 коммуникативной сферы. Игра «Будь внимателен!». Упражнение – релаксация «Звезда». Ритуал прощания. 0.5 1 0.5 1 0.5 1 Я чувствую 7 8 9 Я чувствую Ритуал приветствия. Игра «Театр настроений». Упражнение «Похвалилки». Игра 0.5 «Липучка». Игра «Противоположност и». Упражнение – релаксация «Муха». Ритуал прощания. Радость и Ритуал приветствия. грусть Игра «Театр настроений на песке». Этюды «Радость», «Грусть». Задание «Я радуюсь, когда…». Беседа «Как доставить 0.5 радость?» Пальчиковая гимнастика. Задание «Пиктограммы радость и грусть». Упражнение – релаксация «Сосулька». Ритуал прощания. Я сержусь Ритуал приветствия. Игра «Театр 0.5 настроений на песке». Задание «Я сержусь, когда...» Игра «Король Боровик». Игра «Вулкан». Пальчиковая гимнастика. Задание «Пиктограммы». Задание «Больше не сержусь!». Упражнение – релаксация «Драка». 0.5 1 0.5 1 0.5 1 Ритуал прощания. Буду хорошим! 10 11 12 Ритуал приветствия. Стихотворение «Забияка». Беседа. Игра «Маленькое привидение». Беседа «Для чего нужно быть сильным?» 0.5 Игра «Мой хороший попугай». Упражнение – релаксация «Звезда». Ритуал прощания. Злой и Ритуал приветствия. добрый Пальчиковая гимнастика. Песочный стол – 0.5 история «Злой и добрый». Ритуал прощания. Удивляюсь Ритуал приветствия. Игра «Театр настроений на песке». Стихотворение «Чудо». Задание «Я удивляюсь, когда…» Игра 0.5 «Удивительная газета». Упражнение «Что спрятано в мешочке?» Упражнение – релаксация «Воздушный шар». Ритуал прощания. 0.5 1 0.5 1 0.5 1 Я боюсь 13 Ритуал приветствия. Игра «Театр настроений на песке». Игра «Мне страшно, когда…» Конкурс «Боюсек». 0.5 Пальчиковая гимнастика. Задание «Пиктограммы». Упражнение – релаксация «Мороженное». 0.5 1 0.5 1 0.5 1 Ритуал прощания. Буду смелым! 14 Спокойств ие 15 Ритуал приветствия. Стихотворение «Трусиха». Беседа. Этюд «Я – грозный боец!» Пальчиковая гимнастика. Задание «Где опасность?» 0.5 Игра «Море волнуется». Упражнение – релаксация «Воздушный шар». Ритуал прощания. Ритуал приветствия. Игра «Театр настроений на песке». Беседа о спокойном человеке. Задание «Я спокоен, когда…» Задание 0.5 «Спокойная игра». Задание «Пиктограммы». Упражнение – релаксация «Росточек». Ритуал прощания. Словарик эмоций 16 17 18 19 Ритуал приветствия. Этюд «Разные настроения». Песочный стол. Задание «Мое настроение». Игра 0.5 «Замри». Упражнение – релаксация «Черепаха». Ритуал прощания. В гостях у Ритуал приветствия. Деда Этюд «Дед Мороз». Мороза Этюд «Снегурочка». 0.5 «Сказочное путешествие к Деду Морозу» Ритуал прощания. Мои Мои Ритуал приветствия. помощник помощник Беседа «Что нам и и помогает?» Пальчиковая гимнастика. Игра «Лисонька, ты 0.5 где?». Стихотворение «Лентяй». Беседа. Игра «Слушай команду!» Ритуал прощания. Мои Ритуал приветствия. помощники Упражнение – глазки «Путешествие в лес». Гимнастика для глаз. Упражнение «Запомни своих 0.5 друзей». Игра «Прятки». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Прогулка». 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 Правила техники безопасности. Ритуал прощания. 20 21 22 Мои Ритуал приветствия. помощники Упражнение – ушки «Путешествие в лес». Игра «Лесные звуки». Игра «Тишина и шум». 0.5 История про Волчонка. Пальчиковая гимнастика. Игра «Слушай хлопки!» Ритуал прощания. Мой Ритуал приветствия. помощник – Упражнение носик «Путешествие в лес». Гимнастика для носика. Упражнение 0.5 «Запахи». Игра «Приятный неприятный». Упражнение «Замок». Ритуал прощания. Мой Ритуал приветствия. помощник – Упражнение ротик «Путешествие в лес». Гимнастика для языка. 0.5 Упражнение «Вкусы». Игра «Угощения». Ритуал прощания. 0.5 1 0.5 1 0.5 1 Мои Ритуал приветствия. помощники Упражнение – ручки «Путешествие в лес». Пальчиковая гимнастика. Игра на 0.5 песочном столе «Волшебные пальчики». Игра «Волшебный мешочек». Ритуал прощания. 23 24 Мои друзья 25 26 Мои Ритуал приветствия. помощники Упражнение – ножки «Путешествие в лес». Игра «Где мы были, мы не 0.5 скажем...» Гимнастика для ножек. Игра «Веселый хоровод». Ритуал прощания. Из чего же Ритуал приветствия. сделаны Беседа о 23 февраля. наши Задание мальчишки? «Спортсмены». Задание «Транспорт». Игра 0.5 «Изобрази». Пальчиковая гимнастика. Задание «Настоящий мастер». Ритуал прощания. Из чего же Ритуал приветствия. сделаны Беседа о 8 марта. наши Игра «Клумба». девчонки? Релаксация «Цветок 0.5 дружбы». Пальчиковая гимнастика. Игра «Уборка». Загадки о 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 «женских» предметах. Задание «Помоги бабушке». Ритуал прощания. Какой друг? 27 28 я Ритуал приветствия. Загадки про друзей. Беседа «Каким должен быть друг?» Игра «Помоги другу». Беседа «Почему друзья 0.5 ссорятся?» Стихотворение «Ябеда». Беседа. Этюд «Поссорилисьпомир ились». Ритуал прощания. Здравствуй, Ритуал приветствия. Весна! Упражнение «Прогулка с друзьями по весеннему лесу». Этюд «Уходи, 0.5 Зима!» Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Капель». Игра «Ручеек». Игра День смеха 29 «Подснежники». Ритуал прощания. Ритуал приветствия. Задание «Я смеюсь, когда…» Игра «Рассмеши». 0.5 Пальчиковая гимнастика. Задание «Билеты». Этюд 0.5 1 0.5 1 0.5 1 «Трамвайчик». Игра «Аплодисменты». Игра - релаксация «Шалтай-болтай». Ритуал прощания. Моя семья 30 31 32 Семья Ритуал приветствия. Беседа «Что такое семья? И для чего она нужна?» Игра «Моя семья». Этюд «Помогаю маме» и «Помогаю папе». 0.5 Стихотворение «Жадина». Беседа. Задание «Маме (папе) приятно, когда…» Ритуал прощания. Диагностика Ритуал приветствия. 3 Пальчиковая гимнастика. Методики и упражнения для изучения эмоциональной 0.5 сферы. Игра «Запрещенное движение». Упражнение – релаксация «Воздушный шар». Ритуал прощания. Диагностика Ритуал приветствия. 4 Пальчиковая гимнастика. Методики и упражнения для 0.5 изучения коммуникативной сферы. Игра «Будь внимателен!». Упражнение – 0.5 1 0.5 1 0.5 1 релаксация «Звезда». Ритуал прощания. Я воображаю 33 34 35 36 Ритуал приветствия. Стихотворение «Обманщик». Беседа. Задание «Небылицы». Задание «Загадочное животное». Игра «Море волнуется». Ритуал прощания. Правда и Ритуал приветствия. ложь Беседа о лжи и правде. Задание «Что перепутал художник?» Задание «Правда/ложь». Игра «Вообрази изобрази». Ритуал прощания. Путешествие Ритуал приветствия. в сказку Сказка по мотивам произведения В. Бианки «Путешествие муравьишки». Игра «Гусеница». Игра «Волшебные превращения веревочки». Игра «Наши помощники». Игра «Доброе слово». Ритуал прощания. До встречи! Ритуал приветствия. Задание «Вспоминаем любимые игры». Упражнение «Я 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 хочу». Беседа о желаниях и мечтах. Ритуал прощания. Итого: 18 18 36