Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 527 (МБДОУ детский сад № 527) пер. Утренний, д. 6, Екатеринбург, Свердловская область, 620025 Тел./факс: (343) 226-89-10 е-mail: mdou527@eduekb.ru; https://527.tvoysadik.ru ОКПО 95003774; ОГРН 1069672044640; ИНН/КПП 6672207536/668501001 ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол от «29» августа 2024 г. №1 УТВЕРЖДЕНО Приказом МБДОУ детского сада № 527 от «29» августа 2024 г. № 41/1 - о Заведующий МБДОУ детским садом № 527 ___________ Л.М. Костицына РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования /художественной направленности/ Кружок «Мастерилка» Подготовительная группа № 1 Разработчик: Ахмадулова Венера Зайнулловна воспитатель высшей квалификационной категории Екатеринбург 2024 Содержание: 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка……………………………………..………………………….…...3 1.2. Цель и задачи…………………………………………………….………………….....…... 4 1.3. Принципы и подходы к формированию программы……………………………..........….5 1.4.Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста ……………....….7 1.5.Планируемый результат ………………………………………………………..….……….7 2. Содержательный раздел 2.1. Методы и приемы………………………………………………………………..……...….7 2.2.Этапы реализации программы……………………………………………………….….…8 2.3. Модуль образовательной деятельности для воспитанников 3-4лет……………….…...8 2.4. Направления работы…………………………………………………………….…..…….13 2.5. Содержание программы…………………………………………………………..………13 2.6. Условия для реализации программы…………………………………………….………14 2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………..…14 2.8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ..……………….....................15 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение программы…..……………………….….........15 3.2. Планирование образовательной деятельности………………………………..................16 3.2.1. Календарный учебный график……………………………………………………….…16 3.2.2. Учебный план……………………………………………………………………......…..16 3.2.3. Расписание занятий………………………………………………………………..…….17 3.2.4. Педагогическая оценка развития детей…………………………………….…….….…17 IV. Дополнительный раздел 4.1. Методические рекомендации.............................................................................................18 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий». Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности «Мастерилка» направлена на развитие у детей 3 творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: − Конституция РФ, ст.43, 72. − Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.) − Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» − Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». − Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». − Устав Учреждения. 1.2. Цель и задачи. Цель: развитие мелкой моторики рук и общее интеллектуальное развитие ребенка младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности в рамках кружка занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка. Задачи: 1. Развивать мелкую моторику рук. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач. 2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. 4 Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач. 3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма. Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, творческой фантазии; проявлять усидчивость и терпение. 4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным. 5. Формировать художественный вкус. 6. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. 1.3. Принципы и подходы к формированию программы Программа разработана в соответствии с возрастным, культурно-историческим, личностным, деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста. Основные принципы: 1. Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского развития. 2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. 3. Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму», предполагает сотрудничество ДОУ и семей воспитанников. 4. Принцип системности и непрерывности: ― полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, ― наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий в Учреждении, ― взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в Учреждении, 5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей. 6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями. 7. Принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов; 8. Принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка; 9. Принцип культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности уральского региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании. 5 Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей. Программа предусматривает: - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Формирование программы основано на следующих подходах: 1. Личностно-ориентированные подходы: - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников; - целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации; - развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация). 2. Системно-деятельные подходы: - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач; - креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций; - овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом. 1.4. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста Возрастная характеристика детей 3-4 лет У 3х-летнегоребенкамоторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Начинает развиваться самооценка при выполнении заданий, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со 6 взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти.Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов.Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательной для него деятельностью в течение 5 минут. Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей. 1.5. Планируемый результат. • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту. • Значительное повышение уровня развития творческих способностей. • Расширение и обогащение художественного опыта. • Формирование умения взаимодействовать друг с другом. • Овладение простейшими приемами рисования, лепки, аппликации; создание сложных композиций при участии родителей. II. Содержательный раздел программы 2.1. Методы и приемы обучения. Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов. 1.Словесные: - рассказ; - беседа; - объяснение; 7 - чтение художественной литературы, художественное слово; - образное слово (стихи, загадки, пословицы); - поощрение; - анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. 2. Наглядные: - использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий. Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла. 3. Практические: Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии. 2.2. Этапы работы. Весь образовательный цикл делится на 5 этапов. 1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.). 2 этап - знакомство со свойствами материалов. 3 этап - обучение приемам изготовления. 4 этап - изготовление поделок. 5 этап – выставки детских работ. Основной формой работы являются занятия с группой Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач. № 1-2 3-4 2.3.Модуль образовательной деятельности для воспитанников 3-4 лет Тема Техника Программное содержание Оборудование занятия Заготовка Познакомить детей с Ракушки, камушки, бросового и разнообразием природного, листья, шишки, природного бросового материалов и палочки, проволока, материала использование его в фантики, картон, изготовлении поделок баночки, коробочки, поролон и другие материалы Ковер из Познакомить детей с новым Листья, бумага осенних видом аппликации окрашенная в голубой листьев продолжать знакомство с цвет, желтая, красная, осенней природой и оранжевая, зеленая продолжать решать гуашь, кисточки для проблемную ситуацию «Как нанесения клея на сохранить осеннею листья, тряпочка, красоту?» клеенка – подкладка. 8 5 Я пеку, пеку, пеку… 6-7 Солнце в тучах 8 Веточка смородины Отпечатки листьев, рисование пальчиками 911 Осенний листик Рисование пластилином 12 Листопад Аппликация из сухих листьев. Коллективная работа. 1314 Помидорки на грядке Отрывная аппликация из салфеток 1516 Ежик Поделка из пластилина и семечек 1718 Зайчик Аппликация из ваты 1921 Цветы для мамочки Поделка для мамы Лепить угощения для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края. Развивать мелкую моторику. Учить: видеть в желтых бумажных комочках лучики солнца; скатывать комочки из мягкой бумаги (салфетки) разной величины. Продолжать формировать умение детей подбирать предметы по форме, цвету. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Показать приемы получения точек. Показать приемы размазывания пластилина на картонную основы. Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности. Познакомить с отрывной аппликацией. Учить отрывать салфетку на мелкие кусочки и наносить равномерно на всю поверхность бумаги. Учить создавать из пластилина овальную форму, вытягивать носик. Вдавить семечки в полученную форму. Учить отрывать маленький кусочек ваты и наклеивать его на поверхность бумаги. Заинтересовать детей выполнением открытки для мамы. Побуждать украшать вазу, располагая салфетные шарики в виде полос на вазе. Продолжать учить детей 9 Тесто, стеки Салфетки желтого и белого цветов, лист голубого картона, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенкаподкладка. Лист формата А4, зеленая и красная гуашь, салфетки, блюдца, грозди смородины для игры. Вырезанный картонный листик осенний, пластилин желтого, красного, оранжевого и зеленого цветов. Ватман, сухие листья, клей, кисточки, салфетки. Красные салфетки, лист бумаги с изображение помидора, клей, кисточки, салфетки для вытирания Пластилин черного или коричневого цвета, семечки, заготовленные глазки. Лист бумаги с изображением зайчика, вата, клей, кисточки, салфетки. Салфетки желтого и белого, красного цветов, лист картона, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенкаподкладка. 2223 Воробей Аппликация из крупы 2425 Лепим снеговика Скатывание бумаги 2628 Зимний лес Отрывная аппликация 29Рукавичка 30 Деда Мороза 31 Гирлянда 32 Символ года 33 Снеговиквеликан Аппликация Конструирова ние из полосок бумаги Поделка из шишек и пластилина Аппликация из комочков салфеток пользоваться клеем, тряпочкой; намазывать всю поверхность детали, работать при наклеивании двумя руками. Продолжать учить скатывать шарики из кусочков салфеток; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание порадовать свою мамочку. Познакомить с техникой Картонный шаблон наклеивания крупы на дерева, шаблон бумажную основу. воробья, гречка, рис, красный пластилин, глазки, клей, кисточки, салфетки. Учить мять бумагу в руках, Салфетки белого затем скатывать из нее цвета, клей ПВА, шарик. После этого картон. бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу. Учить детей отрывать Лист голубого цвета с небольшие кусочки изображением дерева, салфетки, аккуратно белые салфетки, клей, наклеивать на нарисованную кисточки. форму. Учить детей красиво Шаблон рукавички из наклеивать пайетки, стразы, цветного картона, бусинки, вату, снежинки на блестяшки, бусинки, шаблон рукавички снежинки, вата, клей, кисточки, салфетки. Учить намазывать клеем Разноцветные полоски концы полосок, соединять в бумаги, клей, кольцо, склеивать... кисточки, пластилин Учить работать с природным материалом Вызвать интерес к изображению снеговикавеликана в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Формировать белые комочки, салфеток, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. 10 Для изготовления данной поделки необходима одна шишка и пластилин, также для глаз модно взять пуговицы. Контур снеговика, нарисованный на формате А3, белые, красные салфетки, клей. 3435 Овечки Поделка из ваты и киндерсюрприза Учить формировать из ваты комочки, наклеивать их на киндер-сюрприз, приклеивать заготовленную голову и глазки. Учим лепить из соленого теста круг, расплющивать его, проделывать вверху дырочку, а затем украшать гуашью. Продолжаем знакомить с техникой наклеивания крупы на бумажную основу. 36 Медали 3739 Рыбка Лепка из соленого теста и рисование на нем. Аппликация из круп 40 Валентинки Аппликация из комочков гофрированно й бумаги Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации. Учить делать комочки из гофрированной бумаги. Учить наносить клей на шаблон и наносить комочек бумаги 41 Открытка к 23 февраля Аппликация Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика. 42 Солнышко Коллективная аппликация из ладошек 4344 Цветы для мамы Поделка из полосок бумаги 4546 Веточка мимозы Скатывание бумаги 47 Цыплята на поляне Лепка из соленого теста Продолжаем учить работать в коллективе, развиваем умение обводить свою ладошку и наклеивать на шаблон. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые полоски, соединять их и приклеивать на кружки цветные. Закреплять умение мять бумагу в руках, затем скатывать из нее шарик. После этого бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу. Научить делать аппликацию используя ватные диски; учить создавать сюжетную композицию; воспитывать доброе отношение к природе: развивать фантазию, 11 Киндер-сюрприз, вата, шаблон головы черного цвета, глазки. Соленое тесто, гуашь, кисточки Голубой картон, шаблон рыбки, крупы (пшено, рис, гречка), клей, кисточки, салфетки. Шаблон из картона сердце, нарезанные квадратики гофрированной бумаги красного цвета, клей, кисточки, салфетки, блеск для украшения Цветной картон голубого цвета, заготовки для аппликации кораблик, клей, кисточки, салфетки. Ватман, желтый картон, желтая бумага разных тонов, клей, кисточки, салфетки. Цветные полоски из бумаги, цветной картон, кружки желтого цвета. Салфетки желтого цвета, клей ПВА, картон. Картон, ватные диски, клей ПВА, фломастеры, кисти, тряпочка, клеенка – подкладка 4849 Фоторамка Аппликация кофейными зернами 50 Началась капель Коллективная отрывная аппликация 5152 Пасхальное яйцо Аппликация крупой 53 Платье для куклы Аппликация из кусочков ткани 54 Бусы для куклы Моделирован ие из макарон и соломинок 55 Салют к 9 мая Коллективная аппликация из конфетти 5657 Лучики солнца Конструирова ние из природного материала 5859 Чудо-дерево Модульная аппликация воображение; развивать мелкую моторику. Учить приклеивать зерна кофе на заготовленный шаблон Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой. Учить наносить клей на рисунок и быстро засыпать его крупой. Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. Учить нанизывать «бусины» на нитку (проволоку), развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. Закрепить приемы приклеивания конфетти на лист, а также заполнять весь лист бумаги. Вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии окружающей природы. Обогащать и активизировать словарь. Закрепить знания детей с техникой изображения рисунка с помощью клея и яичной скорлупы Развивать мелкую моторику. Развивать у детей интерес к сказочным образам деревьев. Формировать желание создать свой образ дерева с помощью цветной бумаги. Продолжать учить выполнять работу на весь лист. 12 Картон, вырезанный в форме рамки для фотографии, кофейные зерна, клей, кисточки, салфетки. Картон, с изображением весны, цветная бумага, клей, кисточки, салфетки. Шаблон яйца с узором, клей, кисти, крупы (крашеный рис, горох). Шаблон платья на картоне, кусочки разноцветной ткани, клей, кисточки, салфетки. Разные виды макарон, крашеные макароны, нарезанные соломинки от сока, леска, нитка, проволока. Ватман, разноцветное конфетти, клей, кисточки, салфетки. Яичная скорлупа, плотная бумага, карандаш, кисточка, краска ,клей ПВА, тряпочка, клеенкаподкладка. Лист бумаги, заготовка ствола дерева, цветная бумага, клей, кисточка, салфетки. 6061 Подсолнухи Аппликация из бумаги и гречки Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон 62 Насекомые Поделка из природного материала Продолжать знакомство с разнообразными способами присоединения деталей с помощью пластилина. Развивать чувство цвета и композиции Учить детей создавать в лепке модели деревьев, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде. Украшать композицию используя разнообразный природный материал. 6364 «Дерево жизни» Поделка из природного материала Картон синего цвета, заготовка стебелька, листика, желтых лепестков, гречка, клей, кисти, салфетка. Палочки, семена клена, сушеные листья, желуди, пластилин. Соленое тесто, шляпки от желудей 2.4. Направления работы: 1. Развитие творческих способностей 2. Художественно-эстетическое развитие 3. Познавательное развитие 2.5. Содержание программы. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей. Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться. При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок. Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и 13 сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. 2.6. Условия для реализации программы Занятия с детьми проводятся по следующей схеме: 1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. 2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру. 3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. 4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. 5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. 6. Самостоятельное изготовление поделки. 7. Анализ готовых поделок своих и товарищей. 8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала. 2.7.Способы и направления поддержки детской инициативы Построение деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка является главным условием развития и поддержки детской инициативы. Сферы инициативы Способы поддержки детской инициативы (по Н.А. Коротковой) Творческая инициатива - поддержка самостоятельности детей в (включенность в сюжетную игру как специфических для них видах деятельности основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление) Инициатива как целеполагание и - недирективная помощь детям, поддержка волевое усилие (включенность в детской самостоятельности в разных видах разные виды продуктивной изобразительной, проектной, конструктивной деятельности - рисование, лепку, деятельности; конструирование, требующие усилий - создание условий для свободного выбора по преодолению "сопротивления" детьми деятельности, участников совместной материала, где развиваются деятельности, материалов произвольность, планирующая функция речи) Коммуникативная инициатива• - поддержка взрослыми положительного, (включенность ребенка во доброжелательного отношения детей друг к взаимодействие со сверстниками, где другу и взаимодействия детей друг с другом в развиваются эмпатия, разных видах деятельности; коммуникативная функция речи) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях познавательная инициатива - - создание условий для принятия детьми любознательность (включенность в решений, выражения своих чувств и мыслей; экспериментирование, простую - создание условий для свободного выбора познавательно-исследовательскую детьми деятельности, участников совместной деятельность, где развиваются деятельности, материалов способности устанавливать 14 пространственно-временные, причинно следственные родовидовые отношения) и 2.8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Направления участия Формы участия Периодичность родителей в жизни ДОО сотрудничества В проведении Анкетирование 2-3 раза в год мониторинговых Социологический опрос По мере необходимости исследований В создании условий Помощь в создании По мере необходимости предметно-развивающей среды. В просветительской Наглядная информация 1 раз в квартал деятельности, направленной (стенды, папки-передвижки) на повышение Создание странички на Обновление постоянно педагогической культуры, сайте Учреждения. расширение Консультации, мастеринформационного поля классы. родителей В образовательном Участие в творческих 1 раз в год процессе, направленном на выставках, смотрахустановление конкурсах сотрудничества и партнерских отношений III. Организационный раздел. 3.1. Материально-техническое обеспечение программы Материал 1. Бумага (цветная, гофрированная, самоклеющаяся). 2. Картон (однослойный и многослойный). 3. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома). 4. Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь. 5. Нитки (простые, шерстяные, капроновые). 6. Леска, проволока. 7. Пуговицы. 8. Скотч. 9. Ткань. 10. Цветной бисер, бусы, стразы. 11. Киндер– сюрпризы. 12. Семечки. Крупа. 13. Вата. 14. Обертки от конфет и шоколада. 15. Цветные иллюстрации. 16. Клей. Пластилин. 17. Соленое тесто Список литературы: 15 1. «Волшебные полоски». Петрова И. М. 3. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А. 5. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В. 6. «Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н. 7. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г. Агапова И., Давыдова М. 8. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства» , Н.А.Горяева - под ред. Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011. 9. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Куцакова Л.В 3.2.Планирование образовательной деятельности. 3.2.1.Календарный учебный график Продолжительность учебного года - с 01 октября 2018 г. по 31 мая 2019 г. - учебная неделя 5 дней (выходные дни – суббота, воскресенье) - 36 недель, исключая праздничные дни, объявленные Правительством РФ выходными (конкретные даты устанавливаются ежегодно): • День народного единства; • Новогодние каникулы, • Рождество; • День Защитника Отечества; • Международный женский день; • Праздник Весны и Труда; • День Победы. Максимальное количество и продолжительность платных образовательных услуг в течение дня, в неделю по возрастным группам Продолжительность одного занятия, мин. Количество занятий на одного ребенка в неделю Объем нагрузки в неделю на одного ребенка, не более 15 2 30 мин 2 младшая группа Минимальный перерыв между разными видами организованной образовательной деятельности 10 мин. Открытые мероприятия по платным образовательным услугам для родителей проводятся 1 раз в год (май) 3.2.2. Учебный план Программа предполагает проведение двух занятия в неделю, продолжительность занятия 15 минут. Программа рассчитана на 8 месяцев обучения. Всего проводится 64 занятия. Некоторые темы не ограничены проведением 1 занятия, необходим цикл из 2-3 занятий. Название Форма Возрастная Количество Количество Количество услуги оказания группа часов в часов в часов за услуг неделю месяц курс 16 Кружок «Мастерилка» групповая 2 младшая группа, 3-4 лет 3.2.3.Расписание занятий День недели Понедельник ПОУ Кружок «Мастерилка» (2 младшая группа, 3-4 лет) Вторник 18.00 – 18.25 2 8 Среда Четверг 64 Пятница 18.00 – 18.25 3.2.4. Педагогическая оценка развития детей (критерии оценки результатов) Показатель Критерий Достаточный уровень Низкий уровень (2 балла) (1 балл) Творческая активность Повышенный интерес, творческая активность. Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога Новизна, Субъективная Ребёнок правильно оригинальность новизна, выполняет задание, оригинальность и внесение новых вариативность как замыслов случайно, с способов решения подсказками педагога. творческой задачи, так и результата детского творчества, «индивидуальный» подчерк детской продукции. Сенсорные Форма передана Есть незначительные способности точно. искажения. (чувство цвета, Разнообразие Отступления от формы) цветовой гаммы, окраски. передан реальный цвет, выразительность изображения. Композиция По всей плоскости На полосе листа с листа, соблюдается незначительными пропорциональност элементами. ь между предметами. Общая ручная Хорошо развита Ручная умелость умелость моторика рук, развита. аккуратность. 17 Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками. Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. Не продуманно, носит случайный характер. Слабо развита моторика рук. Самостоятельность Выполняет задание Требуется самостоятельно, незначительная без помощи. помощь. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. IV. Дополнительный раздел 4.1. Методические рекомендации Прежде всего, целесообразно в соответствии с конкретными условиями наметить план работы по основным направлениям содержания программы. В течение учебного года работа по программе должна проводиться систематически. На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» взрослого по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при выполнении работы и конечным результатом. Использование схем и других видов наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя «работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям. Педагог должен следить за тоном, которым он разговаривает с детьми, проявлять дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое участие как в успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности. Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире. Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала, придумывать сюрпризы, включать в занятия паузы для разрядки: песенки, загадки, шутки. Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности. С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе. Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть понастоящему результативной лишь в том случае, если родителями являются его единомышленниками и активными помощниками. При работе с данной программой это приобретает особую актуальность. Очень важно, чтобы педагог еще до начала своей работы объяснил родителям её цели и задачи. Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, сделать их союзниками в своей работе. Родителей постоянно нужно держать в курсе событий: помещать информацию в «Уголке для 18 родителей», организовывать специальные выставки детских работ.Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Тесная связь семьи и Учреждения будет способствовать воспитанию детей. Руководителю кружка важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка, а также надо опираться на знания, умения и навыки детей, развивать и совершенствовать их. В кружковой деятельности должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводится большая часть времени. 19