РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ художественной направленности кружок Мастерилка(средняя группа № 3)

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 527
(МБДОУ детский сад № 527)
пер. Утренний, д. 6, Екатеринбург, Свердловская область, 620025
Тел./факс: (343) 226-89-10
е-mail: mdou527@eduekb.ru; https://527.tvoysadik.ru
ОКПО 95003774; ОГРН 1069672044640; ИНН/КПП 6672207536/668501001

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол от «29» августа 2024 г.
№1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МБДОУ детского сада № 527
от «29» августа 2024 г. № 41/1 - о
Заведующий
МБДОУ детским садом № 527
___________ Л.М. Костицына

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Художественной направленности
Кружок «Мастерилка»

Преподаватель: Надёжа О.Г.
Возраст воспитанников 4-5 лет
Срок реализации: 1учебный год

Екатеринбург
2024

Содержание:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка……………………………………..………………………….…...3
1.2. Цель и задачи…………………………………………………….………………….....…... 4
1.3. Принципы и подходы к формированию программы…………………………….........…..5
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста ……………..…..6
1.5. Планируемый результат ………………………………………………………..………….7
2. Содержательный раздел
2.1. Методы и приемы………………………………………………………………..………….8
2.2. Этапы реализации программы……………………………………………………….……8
2.3. Модуль образовательной деятельности для воспитанников 4-5лет…………………....8
2.4. Направления работы…………………………………………………………….…..…….15
2.5. Содержание программы…………………………………………………………..………15
2.6. Условия для реализации программы…………………………………………….………15
2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………......16
2.8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ..……………….....................17
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы…..……………………….…..........17
3.2. Планирование образовательной деятельности………………………………..................17
3.2.1. Календарный учебный график……………………………………………………….…18
3.2.2. Учебный план……………………………………………………………………......…...18
3.2.3. Расписание занятий………………………………………………………………..…….19
3.2.4. Педагогическая оценка развития детей…………………………………….…….….…19
IV. Дополнительный раздел
4.1. Методические рекомендации..............................................................................................20

1.

Целевой раздел
2

1.1.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека.
Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром
людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к
творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение,
желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у
детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие,
совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического
мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики,
воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно
детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько
условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка
данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется
простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение
определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно
использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными
материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из
ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети
познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных
композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы
и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях
окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д.
Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что
передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и
прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению,
каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и
различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев,
коробок, семян, пластилина, теста и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и
великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка
стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что
дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не
позволяют другим испортить поделку.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Мастерилка» направлена на развитие у детей
творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых
физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение
разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и
появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации
программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем
сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.
3

Необходимость в создании данной программы существует, так как она
рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих
способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации
программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем
сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается
глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной
деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций
способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память,
так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления
аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что
является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности
ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств,
целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Дети учатся анализировать собственную деятельность.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
− Конституция РФ, ст.43, 72.
− Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)
− Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.
№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»
− Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
− Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования».
− Устав Учреждения.
1.2.
Цель и задачи.
Цель: развитие мелкой моторики рук и общее интеллектуальное развитие ребенка
младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности в рамках кружка
занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук. Учить способам создания самостоятельных
предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных
задач.
2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя
образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять
вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и
ритма. Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, творческой
фантазии; проявлять усидчивость и терпение.
4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом,
в том числе – нестандартным.
4

5. Формировать художественный вкус.
6. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной
самостоятельной деятельности.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа разработана в соответствии с возрастным, культурно-историческим,
личностным, деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей
дошкольного возраста.
Основные принципы:
1. Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского
развития.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание
соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики.
3. Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать
поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале,
максимально
приближаться
к
разумному
«минимуму»,
предполагает
сотрудничество ДОУ и семей воспитанников.
4. Принцип системности и непрерывности:
― полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,
― наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных
категорий в Учреждении,
― взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в
Учреждении,
5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса –
использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными
особенностями.
7. Принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего
решения программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов;
8. Принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности
ведущего вида деятельности – игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка;
9. Принцип культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление
различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа,
ближайшего социального окружения, на познании историко-географических,
этнических особенностей социальной, правовой действительности уральского
региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании.
Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух
основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность
взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей.
Программа предусматривает:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
5

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Формирование программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и
творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала,
обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития
воспитанников;
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта,
создание условий для самореализации;
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями,
создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом
индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой
они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;
- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные
знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность
детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и
действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей,
социальных групп, общества и человечества в целом.
1.4. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастная характеристика детей 4-5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная
роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст
«почемучек»), а также креативности.
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со
сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы
взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для
удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих
отношениях: ребенок способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого,
сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в
уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы
конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится
познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения,
может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Ребенок
начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами;
умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила
игры и т. п.) - проявление произвольности.
6

Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов
выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен
проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная
активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в
разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека),
профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться
представление о различных сторонах окружающего мира.
К 5-ти годам, более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными
назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных
объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети
способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету;
выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети
запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное
запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения
взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное
мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные
изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания.
Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются
навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование
последовательности действий.
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения
художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые
причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные
в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими
представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется
желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и
сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его
особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно
придумать небольшую сказку на заданную тему.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность.
Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают
приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой,
овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
1.5. Планируемый результат.
1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2. Владеет приемами работы с различными материалами.
3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
7. Выполняет работу по замыслу.
8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы
скрепления, соединения деталей.
9. Показывает уровень воображения и фантазии.
10. Использует в работе разные способы ручного труда.
II. Содержательный раздел программы
2.1. Методы и приемы обучения.
7

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях
используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще
всего работа основывается на сочетании этих методов.
1.Словесные:
- рассказ;
- беседа;
- объяснение;
- чтение художественной литературы, художественное слово;
- образное слово (стихи, загадки, пословицы);
- поощрение;
- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные:
- использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное
взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в
одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в
других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для
подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практические:
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки,
составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым,
поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели
эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить
ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций,
создавать условия для проявления собственной фантазии.
2.2. Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий,
сбор различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап - обучение приемам изготовления.
4 этап - изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
Основной формой работы являются занятия с группой Индивидуальный подход
осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для
решения конкретных задач.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

2.3. Модуль образовательной деятельности для воспитанников 4-5 лет
Название темы
Количество занятий
Работа с природным материалом
7
Работа с бумагой, картоном
39
Работа с нитками
4
Работа с пластилином
8
Работа с бросовым материалом
6
Работа с соленым тестом
14
Итого в год
78
Календарно-тематическое планирование
8

Месяц
Название занятия
Сентябрь 1.«Мухомор»

2.«Осеннее дерево»

3.«Жук на листике»

4.«Ягодка за ягодкой»

5.«Солнышко»

6.«Листопад»(коллективная работа)

7.«Под дождем»

9

Программное содержание
закрепить навык отрывания
бумаги (целое-часть),
развивать пальчиковую
моторику рук, закрепление
основных цветов.
Материал: лист цветной бумаги
красного, белого, зеленого
цвета; клей, картон для фона.
Закрепить имеющиеся навыки
размещения на листе каких-то
фигур и предметов
(композиционное решение),
повторить основные цвета,
развивать пальчиковую
моторику рук, воспитывать
аккуратность, творческий
подход к работе.
Закрепление складывания
круга в базовую форму листик.
Учить передавать характерные
особенности объекта( круглое
тело, лапки). Продолжать
закреплять навыки работы с
кисточкой и клеем.
Познакомить детей с приемом
надавливания прикреплять
пластилиновые шарики поверх
зеленых.
Развивать изобретательность и
творчество в процессе
изготовления
поделок. Формировать
ловкость и аккуратность в
работе
Учить наклеивать сухие
листья на лист бумаги,
создавать изображение
листопада. Развивать
воображение, творческие
способности.
Познакомить с отрывной
аппликацией. Учить отрывать
салфетку на мелкие кусочки и
наносить равномерно на всю
поверхность бумаги.

Октябрь

8.Воробей

Понакомить с техникой
наклеивания крупы на
бумажную основу.

9.Занятие – беседа «Ознакомление со
свойствами бумаги»

Помочь детям с помощью
разнообразных приемов
определить свойства бумаги:
бумага бывает разного цвета,
гладкая и шероховатая, тонкая
и толстая, бумага шуршит,
легко мнется.
Продолжать учить детей
наклеивать готовые формы на
основу, закреплять знакомые
приемы наклеивания, развивать
воображение, творческие
способности.
Формировать у детей умение
оттягивать детали от целого
куска пластилина, прижимать и
примазывать к бумаге.

10.«Курочки»
Аппликация с элементами рисования

11-12«Созрели яблоки в саду…»

13. «Гриб»
Оригами

Совершенствовать навыки
работы в технике оригами:
складывать прямоугольник в
разных направлениях
Развивать творческие
способности и мелкую
моторику рук
Воспитывать аккуратность,
терпение, трудолюбие
Познакомить детей с техникой
выполнения аппликации из
ниток. Учить отделять часть
ниток и плести из них косички.
Развивать фантазию,
воображение

14.«Осьминог»
Аппликация из ниток.

15-16 «Лесовичок»

Ноябрь

Формировать у детей умение
создавать сюжетные
композиции из природного
материала.
Продолжать знакомить со
свойствами бумаги. Учить
складывать прямоугольный
лист пополам, совмещая при
этом углы и стороны листа,
проглаживать линию сгиба.
Воспитывать аккуратность.
Учить детей делать игрушку из

17-18«Книжка - малышка»

19.Зверюшки из «киндеров»
10

20 «Аист длинноногий»
Мозаичная аппликация

21-22«Колючая семейка»

23-24Сказка «Колобок»
(изготовление кукол из стаканчиков от йогурта
кукол для настольного театра)
Декабрь

25-26«Ёлочка из ткани»
Аппликация из резаных ниток

27-28 «Снегири»
Коллективная работа – пластилин, бумага.
29-30«Новогодняя открытка»
(по замыслу)

31-32«Мороженое »
Аппликация
Январь

33«Елочка»
Оригами

34-35«Снежинка»
11

киндеров, использовать для
соединения частей игрушки
пластилин. Формировать у
детей интерес к данному виду
творчества. Развивать
воображение.
Учить детей из кусочков
бумаги создавать композицию,
развивать мелкую моторику
рук, воспитывать аккуратность
в работе.
Учить создавать из пластилина
овальную форму, вытягивать
носик. Вдавить семечки в
полученную форму.
Развивать фантазию детей,
формировать умение работать
в коллективе. Прививать
интерес к художественной
литературе.
Продолжать знакомить детей с
техникой выполнения
аппликации из ниток. Учить
равномерно намазывать
небольшие участки
изображения и посыпать их
мелко нарезанными педагогом
нитками, соответствующим
участку изображения цветом.
Закреплять умения раскатывать
пластилин прямыми и
кругообразными движениями,
сплющивание ладонями, лепка
пальцами для утончения фигур.
Продолжать развивать умения
вырезать различные элементы,
наклеивать. Развивать чувство
цвета. Учить планировать свою
трудовую деятельность.
Продолжать упражнять в
умении вырезать полукруг,
закругляя углы
прямоугольника. Учить
вырезать круг из квадрата.
Учить складывать квадраты
пополам, совмещая
противоположные углы,
проглаживать линию сгиба,
воспитывать усидчивость,
аккуратность.
Продолжать закреплять умения

работать с пластилином.
Развивать эстетический вкус.
Воспитывать любовь к
природе.
Работа с шаблоном,
продолжать учить детей
работать с выкройками.
Вызвать интерес к поделке из
природного материала
Продолжать учить складывать
лист пополам, с угла на угол.
Учить округлять углы у
заготовки. Украшать поделку.
Учить детей делать самолетик
из картона и спичечного
коробка. Воспитывать интерес
к применению разнообразного
материала. Развивать
самостоятельность в работе
Учить детей делать танк из
коробки, получать
удовлетворение от своей
работы, развивать внимание,
аккуратность, зрительную
память. Закрепить знание детей
о геометрических фигурах.
Познакомить с тестом. Учить
лепить из теста, развивать
эстетический вкус.

Пластилин, крупа
36-37«Птичка - синичка»
Горох, гречка
38. «Закладка для книг»
Аппликация
Февраль

39-40«Самолетик»

41-42«Танк»

43. «Сердечки»
Тесто
44. «Брелок»
45. Медаль, аппликация с элементами
рисования
46. «Веселые зайчата»
Тесто
Март
47-48«Бусы »

12

Продолжать закреплять навыки
работы с тестом. Учить
реализовывать свой замысел.
Продолжать работу с
шаблонами, учить вырезать по
контуру, аккуратно наклеивать.
Продолжать работу с соленым
тестом. Воспитывать интерес к
игровой деятельности
посредством обыгрывания
зайчат.
Познакомить детей с
различным использованием
макаронных изделий, создавая
из них различные предметы.
Научить делать из них
красивые вещи (бусы), вызывая
эмоциональный отклик от
результата изделия. Развивать
творчество, фантазию, чувство
ритма, учить составлять

композицию

49-50«Сладкий цветок на 8 марта маме»

51-52«Корзинка с цветами»

53 «Красивый узор на блюдце»
54 «Подснежники»
Модульное оригами, работа с готовыми
модулями
Апрель

55-56«Усатый полосатый»

57«Веселые пуговки» Аппликация из пуговиц

58-59 «Веточка вербы».

60-61«Пестрые бабочки»
Аппликация
13

Учить детей самостоятельно
вырезать лепесточки из
квадрата цветной бумаги,
складывать и приклеивать,
составляя из них цветок.
Использовать в работе
нетрадиционные материалы –
конфеты
Учить детей работать с разным
материалом. Развивать
эстетическое восприятие.
Воспитывать усидчивость,
терпение, аккуратность в
работе
Склеивать лепестки из полосок
бумаги. Бумажная пластика
Учить собирать из модулей
цветок, закреплять заготовку
клеем. Работа с проволокой.
Воспитывать чувство любви и
уважения к маме.
Продолжать приобщать детей к
работе с бросовым материалом.
Научить способам склеивания
деталей. Побудить проявлять
аккуратность в процессе
деятельности.
Учить создавать рисунок из
пуговиц путем приклеивания.
Развивать творческую
фантазию детей. Воспитывать
самостоятельность
Развивать умение скатывать
маленькие кусочки бумаги в
плотный комочек, отрывать от
ваты кусочки, аккуратно
приклеивать на картон.
Формировать
самостоятельность в выборе
цвета заготовок и конструкции.
Учить радоваться результатам

труда.
Развивать умение складывать
бумагу гармошкой. Закреплять
навык склеивания из полосок.
Бумажная пластика
Закреплять полученные навыки
и умения. Развивать творческие
способности детей.

62. «Золотая рыбка».

Май

63-64«Картина на стену»
Тесто
65 Салют к 9 мая

66 «Гусеница»

67 «Божьи коровки»
Аппликация

68«Ежик»
69 «Вот что я умею!»
По замыслу детей.
70 «Яблони в цвету». Коллективная работа.

Июнь

71-72Подсолнухи
Аппликация из бумаги и гречки
73-74 Фоторамка
75 «Кошечка».

14

Закрепить приемы
приклеивания конфетти на
лист, а также заполнять весь
лист бумаги.
Учить создавать композиции
способом печатания.
Дополнять объект
необходимыми деталями для
выразительности образа.
Печатание на пластилиновой
основе
Продолжать развивать умение
вырезать и различать овалы и
круги, составлять из них
образы, варьируя по величине,
расположению на листе.
Воспитывать любовь к
природе.
Продолжать работу с
природным материалом,
воспитывать аккуратность.
Самостоятельно задумывать
сюжет поделки, использовать
знакомые навыки и приёмы
при её создании.
Развивать желание выполнять
работу согласованно, дружно;
создавать эмоциональное
настроение
Учить детей аккуратно
намазывать клеем готовые
формы, аккуратно приклеивать
на картон
Учить приклеивать зерна кофе
на заготовленный шаблон
Упражнять в наклеивании
мелко нарезанной пряжи
приемом «насыпь», развивать
творческие способности,
усидчивость, аккуратность,
вызвать интерес к
нетрадиционному способу

аппликации (из ниток)
Продолжать обучать разным
приемам работы с природным
материалам, пластилином.
Развивать у детей интерес к
сказочным образам деревьев.
Формировать желание создать
свой образ дерева с помощью
цветной бумаги. Продолжать
учить выполнять работу на
весь лист.

76 «Лебединое озеро»
77-78 «Чудо-дерево»

2.4. Направления работы:
1. Развитие творческих способностей
2. Художественно-эстетическое развитие
3. Познавательное развитие
2.5. Содержание программы.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов,
основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не
значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет
параллельно с развитием творческой инициативы детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и
бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении
различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди
используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.
На занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. При
ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется
поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе
интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и
творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных
моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие
трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции
детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет
варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более
значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и
дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники
учатся находить достоинства своих работ и поделок.
Содержание программы разделено по видам художественной обработки
материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности
выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и
сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется
обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое
мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают
объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.

15

2.6. Условия для реализации программы
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо
мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму,
обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию
предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с
данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы
Построение деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка является главным
условием развития и поддержки детской инициативы.
Сферы инициативы
Способы поддержки детской инициативы
(по Н.А. Коротковой)
Творческая
инициатива
- поддержка самостоятельности детей в
(включенность в сюжетную игру как специфических для них видах деятельности
основную творческую деятельность
ребенка,
где
развиваются
воображение, образное мышление)
Инициатива как целеполагание и
- недирективная помощь детям, поддержка
волевое усилие (включенность в детской самостоятельности в разных видах
разные
виды
продуктивной изобразительной, проектной, конструктивной
деятельности - рисование, лепку, деятельности;
конструирование, требующие усилий
- создание условий для свободного выбора
по преодолению "сопротивления" детьми деятельности, участников совместной
материала,
где
развиваются деятельности, материалов
произвольность,
планирующая
функция речи)
Коммуникативная инициатива• - поддержка взрослыми положительного,
(включенность
ребенка
во доброжелательного отношения детей друг к
взаимодействие со сверстниками, где другу и взаимодействия детей друг с другом в
развиваются
эмпатия, разных видах деятельности;
коммуникативная функция речи)
установление
правил
поведения
и
взаимодействия в разных ситуациях
познавательная инициатива - - создание условий для принятия детьми
любознательность (включенность в решений, выражения своих чувств и мыслей;
экспериментирование,
простую
- создание условий для свободного выбора
познавательно-исследовательскую
детьми деятельности, участников совместной
деятельность,
где
развиваются деятельности, материалов
способности
устанавливать
пространственно-временные,
причинно
следственные
и
родовидовые отношения)

16

2.8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Направления участия
Формы участия
Периодичность
родителей в жизни ДОО
сотрудничества
В проведении
Анкетирование
2-3 раза в год
мониторинговых
Социологический опрос
По мере необходимости
исследований
В создании условий
Помощь в создании
По мере необходимости
предметно-развивающей
среды.
В просветительской
Наглядная информация
1 раз в квартал
деятельности, направленной (стенды, папки-передвижки)
на повышение
Создание странички на
Обновление постоянно
педагогической культуры,
сайте Учреждения.
расширение
Консультации, мастеринформационного поля
классы.
родителей
В образовательном
Участие в творческих
1 раз в год
процессе, направленном на
выставках, смотрахустановление
конкурсах
сотрудничества и
партнерских отношений
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Материал
1. Бумага (цветная, гофрированная, самоклеющаяся).
2. Картон (однослойный и многослойный).
3. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
4. Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.
5. Нитки (простые, шерстяные, капроновые).
6. Леска, проволока.
7. Пуговицы.
8. Скотч.
9. Ткань.
10. Цветной бисер, бусы, стразы.
11. Киндер– сюрпризы.
12. Семечки. Крупа.
13. Вата.
14. Обертки от конфет и шоколада.
15. Цветные иллюстрации.
16. Клей. Пластилин.
17. Соленое тесто
Список литературы:
1. «Волшебные полоски». Петрова И. М.
3. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А.
5. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В.
6. «Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.
7. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г. Агапова И., Давыдова М.
17

8. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства» , Н.А.
Горяева - под ред. Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.
9. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Куцакова Л.В

3.2.Планирование образовательной деятельности.
3.2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года

- с 02 сентября 2024 г. по 31 мая 2025 г.
- учебная неделя 5 дней (выходные дни – суббота,
воскресенье)
- 37 недель, исключая праздничные дни,
объявленные Правительством РФ выходными
(конкретные даты устанавливаются ежегодно):
• День народного единства;
• Новогодние каникулы,
• Рождество;
• День Защитника Отечества;
• Международный женский день;
• Праздник Весны и Труда;
• День Победы.

Максимальное количество и
продолжительность платных
образовательных услуг в течение дня, в
неделю по возрастным группам

Продолжительность
одного занятия, мин.

Количество
занятий на
одного
ребенка в
неделю

Объем
нагрузки в
неделю на
одного
ребенка,
не более

20

2

40 мин

средняя группа
Минимальный перерыв между
разными видами организованной
образовательной деятельности

10 мин.

Открытые мероприятия по платным образовательным услугам для родителей проводятся
1 раз в год (май)

3.2.2. Учебный план
Программа предполагает проведение двух занятия в неделю, продолжительность
занятия 15 минут. Программа рассчитана на 10 месяцев обучения. Всего проводится 78
занятия. Некоторые темы не ограничены проведением 1 занятия, необходим цикл из 2-3
занятий.
Название
Форма
Возрастная
Количество Количество Количество
услуги
оказания
группа
часов в
часов в
часов за
услуг
неделю
месяц
курс
Кружок
групповая
средняя группа,
2
10
78
«Мастерилка»
4-5 лет
18

3.2.3.Расписание занятий
День недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
ПОУ
Кружок
18.00 – 18.25
18.00 – 18.25
«Мастерилка»
(средняя группа,
4-5 лет)
3.2.4. Педагогическая оценка развития детей (критерии оценки результатов)
Показатель
Критерий
Достаточный уровень
Низкий уровень
(2 балла)
(1 балл)
Творческая
активность

Повышенный
интерес, творческая
активность.

Ребенок активен, есть
интерес к данному
виду деятельности, но
выполняет работу по
указанию педагога
Новизна,
Субъективная
Ребёнок
правильно
оригинальность
новизна,
выполняет
задание,
оригинальность и внесение
новых
вариативность как замыслов случайно, с
способов решения подсказками педагога.
творческой задачи,
так и результата
детского
творчества,
«индивидуальный»
подчерк
детской
продукции.
Сенсорные
Форма
передана Есть незначительные
способности
точно.
искажения.
(чувство
цвета, Разнообразие
Отступления
от
формы)
цветовой
гаммы, окраски.
передан реальный
цвет,
выразительность
изображения.
Композиция
По всей плоскости На полосе листа с
листа, соблюдается незначительными
пропорциональност элементами.
ь
между
предметами.
Общая
ручная Хорошо
развита Ручная
умелость
умелость
моторика
рук, развита.
аккуратность.
Самостоятельность Выполняет задание Требуется
самостоятельно,
незначительная
без
помощи. помощь.
Ребенок
самостоятельно
выбирает
тему,
замысел,
умеет
19

Ребенок
не
активен,
выполняет работу без
особого желания.
Нет
новизны
и
оригинальности в работе,
выполняет задание по
образцу, с ошибками.

Форма
не
удалась,
искажения значительные.
Безразличие
к
цвету,
одноцветность.

Не продуманно, носит
случайный характер.

Слабо развита моторика
рук.
Не может самостоятельно
выполнять задания, без
помощи
педагога,
необходима поддержка и
стимуляция.

планировать свои
действия, выбирать
выразительные
средства, доводить
начатое дело до
конца.
IV. Дополнительный раздел
4.1. Методические рекомендации
Прежде всего, целесообразно в соответствии с конкретными условиями наметить
план работы по основным направлениям содержания программы.
В течение учебного года работа по программе
должна проводиться
систематически.
На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические
действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок
привыкает работать только «под диктовку» взрослого по принципу «делай как я»,
выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между
отдельными операциями при выполнении работы и конечным результатом.
Использование схем и других видов наглядности увеличивает время на занятии на
практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать
самостоятельно, соединяя «работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую
возможность оказать помощь менее подготовленным детям.
Педагог должен следить за тоном, которым он разговаривает с детьми, проявлять
дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое участие как в
успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, не скупиться на ласковые
слова и слова благодарности.
Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений
об окружающем мире.
Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным
опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже
пройденного материала, придумывать сюрпризы, включать в занятия паузы для разрядки:
песенки, загадки, шутки.
Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития
конструктивной деятельности.
С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на
соблюдение правил безопасности труда при работе.
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть понастоящему результативной лишь в том случае, если родителями являются его
единомышленниками и активными помощниками. При работе с данной программой это
приобретает особую актуальность. Очень важно, чтобы педагог еще до начала своей
работы объяснил родителям её цели и задачи.
Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей перспективами
нового направления развития детей, сделать их союзниками в своей работе. Родителей
постоянно нужно держать в курсе событий: помещать информацию в «Уголке для
родителей», организовывать специальные выставки детских работ. Очень важно
познакомить родителей с планом работы кружка. Тесная связь семьи и Учреждения будет
способствовать воспитанию детей.
Руководителю кружка важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство
прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка, а также надо
опираться на знания, умения и навыки детей, развивать и совершенствовать их.
20

В кружковой деятельности должны решаться задачи общеобразовательного
характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы
отводится большая часть времени.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».