Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик В современном образовательном процессе особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста. Культурологический подход позволяет рассматривать сущность дошкольного образования через призму вхождения ребенка в культуру и его культурного развития. При этом ребенок рассматривается как субъект деятельности, способный к культурному саморазвитию в рамках доступного опыта (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева, Л.М. Кларина, Р.М. Чумичева). Как подчеркивается в работах Т.Б. Алексеевой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Головановой, Н.Б. Крыловой, современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе. Содержание современного образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают: • содержание, качество и направленность его действий и поступков; • индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий; • принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; • принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения. Культурные практики - это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. Цель культурных практик: формирование общей культуры личности дошкольника, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности. В ходе реализации культурной практики решаются одновременно различные задачи. 1. Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. 2. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности. 3. Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, детской литературой. 4. Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. 5. Физическое развитие: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Принципы - Творчества. Ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое. - Психологической комфортности. Предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности. - Целостности. Этот принцип обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом. Различные аспекты жизнедеятельности дошкольника, сохраняя свою специфичность, взаимообогащают друг друга, раскрывают 7 явления окружающего мира в их взаимосвязи и тем самым обеспечивают формирование у детей целостной карты мира. - Деятельности. Заключается в следующем: основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса. Используя различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). - Вариативности. Предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки. Непрерывности. Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только между детским садом и начальной школой, но и формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и семейного институтов воспитания. - Минимакса. Предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории развития на уровне своего возможного максимума. Культурные практики охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним. Культурные практики: - организуются в рамках детских видов деятельности, перечисленных в ФГОС ДО; - решают задачи образовательной деятельности (образовательных областей); - ориентированы на детские интересы (настоящие, и лежащие в зоне ближайшего развития) - они являются приоритетом (а не цели и интересы взрослых); - ориентированы на создание творческого продукта деятельности материального или духовного (сказка, игровой сюжет); - предполагают проявления самостоятельных проб и действий в деятельности и поведении; - организуются во взаимодействии со взрослыми с постепенным нарастанием самостоятельности детей; - воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка, а ребенок - полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения; - в культурных практиках ребенок овладевает разными видами деятельности и общения. Виды и формы культурных практик Культурные практики Игротека (совместные игры воспитателя и детей сюжетноролевая, режиссерская, иградраматизация, строительноконструктивная) Проект Путешествие Выставка Культурная идентификация и Интегрированные виды деятельности Игровая Коммуникативная Восприятие художественной литературы и фольклора Познавательноисследовательская Игровая Музыкальная Изобразительная Трудовая Двигательная Содержание направлена на обогащение игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игр форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит подготовка и публичная демонстрация детьми каких-либо продуктов (индивидуальных или совместных) их деятельности по определенной теме (рисунки, поделки) форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит передвижение пешком или на транспорте по какой-либо территории, в том числе и онлайн с целью получения информации познавательного характера, либо закрепления ранее изученного материала в ходе реализации видов детской деятельности и решения интегрированных задач соответствующих образовательных областей форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит подготовка и публичная демонстрация детьми каких-либо продуктов (индивидуальных или совместных) их деятельности по определенной теме (рисунки, поделки) форма организации работы с детьми, в процессе которой взаимодействия ребёнка с окружающим социумом Формирование поведения и отношений Познания мира и самопознания происходит познание ребёнком мира культуры, а также осознание, одухотворения и реализация ребёнком себя в мире культуры форма организации работы с детьми, в процессе которой ребёнок учиться разрешать возникающие конфликты со сверстниками, знакомится со способами разрешения: попытаться договориться между собой, предложить решение проблемы, которое бы всех устроило, уступить форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит познание ребенком себя во всём многообразии, изучение своих психических и физических характеристик, осмысление себя как личности