Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (ПОУ)

Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется
различным видам детской деятельности и решению задач развития у
дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач
положен культурологический и деятельностный подход в педагогике.
Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения
ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его
творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.
Условием реализации культурологического подхода в педагогике является
диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры
воспитателя,
специалиста.
Культурологический
подход
позволяет
рассматривать сущность дошкольного образования через призму вхождения
ребенка в культуру и его культурного развития. При этом ребенок
рассматривается как субъект деятельности, способный к культурному
саморазвитию в рамках доступного опыта (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева,
О.В. Солнцева, Л.М. Кларина, Р.М. Чумичева).
Как подчеркивается в работах Т.Б. Алексеевой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф.
Головановой, Н.Б. Крыловой, современное образование ориентировано на
наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и
физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в
обществе.
Содержание современного образования ориентировано на развитие
универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в
период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в
течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и
способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на
основе культурных норм и выражают:
• содержание, качество и направленность его действий и поступков;
• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его
действий;
• принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому
принадлежит ребенок;
• принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов
деятельности и поведения.
Культурные практики - это ситуативное, автономное, самостоятельное,
инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение
различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах,
командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми,
сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного
жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы,
помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства,
обиды, ревности, протеста, грубости.

Цель культурных практик: формирование общей культуры личности
дошкольника,
развитие
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных
качеств,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности, а также формирование предпосылок к учебной
деятельности.
В ходе реализации культурной практики решаются одновременно
различные задачи.
1. Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества.
2. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.
3. Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры;
знакомство с книжной культурой, детской литературой.
4. Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей.
5. Физическое развитие: становление целенаправленности и саморегуляции
в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Принципы
- Творчества. Ориентирует весь образовательный процесс на поддержку
различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Дети
участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где
придумывают и создают что-то новое.
- Психологической комфортности. Предполагает создание доверительной
атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса.
Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого
достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности.
- Целостности. Этот принцип обеспечивает систематизацию представлений
ребенка об окружающем мире и о себе самом. Различные аспекты
жизнедеятельности
дошкольника,
сохраняя
свою
специфичность,
взаимообогащают друг друга, раскрывают 7 явления окружающего мира в их

взаимосвязи и тем самым обеспечивают формирование у детей целостной
карты мира.
- Деятельности. Заключается в следующем: основной акцент делается на
организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов
деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает,
прежде всего, как организатор образовательного процесса. Используя
различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы
каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам
исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку).
- Вариативности. Предусматривает систематическое предоставление детям
возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки. Непрерывности. Реализация принципа непрерывности необходима для
обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только
между детским садом и начальной школой, но и формирования общих
подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и
семейного институтов воспитания.
- Минимакса. Предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим
темпом по индивидуальной траектории развития на уровне своего возможного
максимума. Культурные практики охватывают разные сферы активности
дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б.
Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие
социально-ориентированных,
организационно-коммуникативных,
исследовательских, практических, художественных способов действий,
которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при
поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.
Культурные практики:
- организуются в рамках детских видов деятельности, перечисленных в
ФГОС ДО;
- решают задачи образовательной деятельности (образовательных
областей);
- ориентированы на детские интересы (настоящие, и лежащие в зоне
ближайшего развития)
- они являются приоритетом (а не цели и интересы взрослых);
- ориентированы на создание творческого продукта деятельности
материального или духовного (сказка, игровой сюжет);
- предполагают проявления самостоятельных проб и действий в
деятельности и поведении;
- организуются во взаимодействии со взрослыми с постепенным
нарастанием самостоятельности детей;
- воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности
ребенка, а ребенок - полноправный субъект деятельности, взаимодействия и
общения;
- в культурных практиках ребенок овладевает разными видами деятельности
и общения.

Виды и формы культурных практик
Культурные
практики
Игротека
(совместные
игры воспитателя
и детей сюжетноролевая,
режиссерская,
иградраматизация,
строительноконструктивная)
Проект

Путешествие

Выставка

Культурная
идентификация и

Интегрированные
виды деятельности
Игровая
Коммуникативная
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора
Познавательноисследовательская
Игровая
Музыкальная
Изобразительная
Трудовая
Двигательная

Содержание
направлена на обогащение игр,
освоение детьми игровых умений,
необходимых для организации
самостоятельной игр

форма организации работы с
детьми, в процессе которой
происходит подготовка и публичная
демонстрация детьми каких-либо
продуктов (индивидуальных или
совместных) их деятельности по
определенной теме (рисунки,
поделки)
форма организации работы с
детьми, в процессе которой
происходит передвижение пешком
или на транспорте по какой-либо
территории, в том числе и онлайн с
целью получения информации
познавательного характера, либо
закрепления ранее изученного
материала в ходе реализации видов
детской деятельности и решения
интегрированных задач
соответствующих образовательных
областей
форма организации работы с
детьми, в процессе которой
происходит подготовка и публичная
демонстрация детьми каких-либо
продуктов (индивидуальных или
совместных) их деятельности по
определенной теме (рисунки,
поделки)
форма организации работы с
детьми, в процессе которой

взаимодействия
ребёнка с
окружающим
социумом
Формирование
поведения и
отношений

Познания мира и
самопознания

происходит познание ребёнком
мира культуры, а также осознание,
одухотворения и реализация
ребёнком себя в мире культуры
форма организации работы с
детьми, в процессе которой ребёнок
учиться разрешать возникающие
конфликты со сверстниками,
знакомится со способами
разрешения: попытаться
договориться между собой,
предложить решение проблемы,
которое бы всех устроило, уступить
форма организации работы с
детьми, в процессе которой
происходит познание ребенком себя
во всём многообразии, изучение
своих психических и физических
характеристик, осмысление себя как
личности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».