Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 527 (МБДОУ детский сад № 527) пер. Утренний, д. 6, Екатеринбург, Свердловская область, 620025 Тел./факс: (343) 226-89-10 е-mail: mdou527@eduekb.ru; https://527.tvoysadik.ru ОКПО 95003774; ОГРН 1069672044640; ИНН/КПП 6672207536/668501001 УТВЕРЖДЕНО: Приказом МБДОУ детского сада № 527 от «29» августа 2024 г. № 41/1-о Заведующий МБДОУ детским садом № 527 __________ Л.М. Костицына Учебный план Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана: При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - принцип научной обоснованности и практической применимости; - принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; - принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - принцип построения образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы с детьми. Учебный план разработан с учётом: - возрастных и индивидуальных особенностей детей; - выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ. Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 527 является локальным нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом специфики Учреждения, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности, а также регламентирует продолжительность ежедневных прогулок и самостоятельной деятельности детей. Содержание воспитательнообразовательного процесса включает совокупность образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - художественно-эстетическое развитие, - физическое развитие. В структуру учебного плана входят: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. В Учреждении функционируют 10 групп общеразвивающей направленности: группа раннего возраста (воспитанники с 2 до 3 лет); младшая группа (воспитанники с 3 до 4 лет); средняя группа (воспитанники с 4 до 5 лет); старшая группа (воспитанники с 5 до 6 лет); подготовительная группа (воспитанники с 6 до 7 лет). Режим дня в Учреждении соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 2-7(8) лет составляет 5,5-6 часов. Продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 часа. Продолжительность прогулок определяется Учреждением в зависимости от климатических условий. Прогулку организуют 2 раза в день в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня перед уходом детей домой. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. Суммарный объем двигательной активности не менее 1 часа в день. Продолжительность занятий для детей от 2 до 3 лет – 10 минут, от 3 до 4 лет – 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – 25 минут, для детей от 6 до 7 лет – 30 минут. Максимально допустимый объем суммарной образовательной нагрузки в первой половине дня в группе раннего возраста, в младшей и средней группах не превышает 20, 30 и 40 минут соответственно, а в старшей группе – 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна, в подготовительной группе – 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерыв между занятиями не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Её продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине занятий статического характера проводятся физкультурные минутки. Занятия по физическому развитию организуется не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: в группе раннего возраста, 2-3 года – 10 минут; в младшей группе 3-4 года – 15 минут, в средней группе 4-5 лет – 20 минут, в старшей группе 5-6 лет – 25 минут, в подготовительной группе 6-7 лет – 30 минут. Один раз в неделю с детьми с 3 лет круглогодично проводятся занятия по физическому развитию на открытом воздухе. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях занятия по физическому развитию организуется на открытом воздухе. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50 % общего времени, отведенного на занятия. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия. Для достижения достаточного объема двигательной активности используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений. В середине года для детей организуются недельные каникулы, во время которых проводится занятия только эстетическо-оздоровительного цикла (музыкальная, физкультурно-спортивная, изобразительная деятельность). К организационным формам двигательной деятельности относятся: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т. д., увеличивается продолжительность прогулок. Занятия для детей раннего возраста основана на организации таких видов деятельности как: - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), - восприятие смысла музыки, - восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок, - двигательная активность. Занятия для детей дошкольного возраста основана на организации таких видов деятельности как: Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей группе игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игрыпутешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественнотворческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирования. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие детей применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникающей задачи. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени и в вечернее время, включает: - наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку); - индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.); - создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам; - трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.); - беседы и разговоры с детьми по их интересам; - рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания; - индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; - двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня; - работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья и др. Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает: - подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; - наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; - экспериментирование с объектами неживой природы; - сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); - элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; - свободное общение воспитателя с детьми. Учитель-логопед работает с воспитанниками, нуждающимися в логопедической помощи в соответствии с программами «Программа для обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» под редакцией А.В. Каше, Т.Б. Филичевой; «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, В.В. Чиркиной. Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю в течение времени пребывания воспитанников в Учреждении по графику, утвержденному заведующим. Педагог-психолог работает с воспитанниками, нуждающимися в психолого-педагогической помощи в соответствии с программой Куражевой Н.Ю. «Цветик-Семицветик». Занятия проводятся в течение времени пребывания воспитанников в Учреждении по графику, утвержденному заведующим: - подгруппами с воспитанниками от 5 до 7(8) лет 1 раз в неделю; - индивидуально и (или) малыми подгруппами 2 раза в неделю. Образовательная область Социальнокоммуникативная Познавательная Вид детской деятельности группа раннего возраста Формирование основ безопасного поведения Игровая, коммуникативная деятельность Трудовая деятельность Познавательноисследовательская деятельность ФЭМП Музейная педагогика Речевая Художественно – эстетическая План образовательной деятельности детей по реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 527 возрастные группы Речевое развитие Восприятие худ. литературы и фольклора Подготовка к обучению грамоте Рисование Лепка/Аппликация/ Ручной труд Конструирование/ робототехника Музыкальная деятельность Физическое Двигательная развитие деятельность Коррекционно-развивающая работа ИТОГО Соотношение обязательной части к части, формируемой участниками ОО * часть, формируемая участниками ОО младшая группа средняя группа старшая группа время занятия/количество в год 25 мин 2 раза в месяц/450 Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов подготовительная группа 30 мин 2 раза в месяц/480 Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 10 мин/ 360 15 мин/ 540 20 мин/ 720 Реализуется: в совместной 15 мин/ 540 20 мин/ 620 деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, в режимных моментов Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 20 мин/ 720 15 мин/ 540 20 мин/ 700 Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов Реализуется: в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 10 мин/ 360 (180)* 15 мин/ 540 (270)* 10 мин/ 360 15 мин через неделю/ 540 20 мин 2 раза в месяц/ 320 20 мин/ 620 (360)* 20 мин/ 620 Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 20 мин/ 720 30 мин/ 1080 30 мин/ 1080 40 мин/ 1440 45 мин/ 1620 60 мин/ 2160 Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 25 мин/ 900 30 мин /1080 25 мин/ 900 60 мин/ 2160 25 мин 2 раза в месяц/ 450* 30 мин 2 раза в месяц/ 480* 25 мин/ 900 25 мин / 900* 30 мин/ 1080 30 мин/ 960* 25 мин/ 525 30 мин/ 540 25 мин/ 900 30 мин/ 1020 25 мин через неделю/ 900 30 мин через неделю /1020 25 мин через неделю/ 900 (450)* 50 мин/ 1800 30 мин через неделю / 1020 (540)* 60 мин/ 2160 75 мин/ 2700 90 мин/ 3240 25 мин/ 900 30 мин/960 100/ 3600 150/ 5400 200/ 7200 375/ 13125 450/ 16200 95%/ 5% 95%/ 5% 95%/ 5% 86/ 14% 88%/ 12%