Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Риторика для малышей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 527
620025, г. Екатеринбург, пер. Утренний, д. 6, тел. 226-89-10
e-mail: mdou527@eduekb.ru

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МБДОУ детского сада № 527
Протокол от «28» августа 2023 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
детским садом № 527
_____________ Л.М. Костицына
Приказ от «28» августа 2023 г. № 60-о

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Риторика для малышей»
социально - гуманитарной направленности
Возраст обучающихся: 5–7 лет
Срок реализации программы: 2 года

Составитель программы:
Мисюкова Ирина Петровна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2023

Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы……………………………….……………….……3
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………………………………………....3
1.2.Цель и задачи программы…………………………………………………………………………….4
1.3.Содержание программы…………………………………………………………................................7
1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. ………………………….…….……..……………7
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………..……………….12
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………………….……………....12
2.1. Условия реализации программы……………………………….……………….………….…….…12
2.2. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы…..………….……....13
2.2.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов…………..…………………..13
2.2.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов….………………………15
2.3. Список литературы…………………………………………………………………………………...16

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Риторика для малышей» социально-гуманитарной направленности ориентирована на речевое развитие ребенка, его творческих
литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того,
представленная программа способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи,
голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребенка, тем самым помогая
адаптироваться дошкольнику к обучению в школе.
Актуальность. Риторика - одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об
искусной, умной, красивой речи - устной, прежде всего. Риторика - это наука о живом, звучащем слове, о
подготовке и публичном произнесении своей речи. Первые учебники по риторике в России появились в 1819 веках, но в середине 19 века риторика подверглась резкой критике и была вытеснена другими
предметами. Возрождение риторики началось в середине 20 века, когда стало ясно, что людям нужны не
только знания о языке, но и общение. Говорить правильно и хорошо - это значит, устанавливать и
поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни.
Всё это помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное слово
становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Наверное, нет таких
профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы, а в некоторых сферах человеческой
деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы
(юрист, учитель, политик, социальный работник и мн. др.).
В последние годы наблюдается растущее пренебрежение к соблюдению культуры речи в практике
общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также в
деятельности средств массовой информации. Увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной
лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные
орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи - всё это беспокоит
общественность и побуждает к необходимости вести работу по исправлению нежелательной тенденции в
использовании и развитии родного языка. Помочь всякому, готовящемуся выступать публично, призвана
РИТОРИКА - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого
воздействия на аудиторию. Воспитательная цель риторики очевидна - приобщение дошкольника к
элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательно - образовательное и развивающее
значение. Ведь дошкольный возраст - это сенситивный период развития речи. Поэтому целесообразно
именно в дошкольном возрасте начать квалифицированное обучение риторике.
Программа «Риторика для малышей» разработана с учетом следующих нормативных документов: 
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ от 27 июля 2022 г. № 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3

Отличительной особенностью программы «Риторика для малышей» является, что она
способствует совершенствованию речевого развития ребенка и формированию правильной речи,
коммуникабельности, а также обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника,
развитию восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения, помогает развить в воспитаннике
способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом и др.
Важнейший инструмент организации обучающей деятельности – диалог, при котором педагог
включает в беседу общение (беседу – диалог) каждого ребенка. Любая речевая ситуация осваивается через
активную продуктивную деятельность детей исходя из их личных представлений и жизненного опыта. В
основе занятий программы «Риторика для малышей» лежат их проблемно – ситуативный характер,
эмоционально насыщенная тематика и вариативно – дифференцированное содержание. Каждое занятие
сохраняет для детей элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Импровизация необходима как
педагогу, так и ребенку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания речевых ситуаций
в поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.
Цель и задачи программы: овладение конструктивными способами взаимодействия с
окружающими людьми, адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и
навыков, и природных задатков.
Задачи: образовательные:
 выявление и развитие речевых способностей детей;
 дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;
 научить владеть основными элементами правильной точной речи;
 формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.
 формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности;
развивающие:
 развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
 развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм;
 развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
 развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;
 развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения- жестов,
мимики, телодвижений, интонации;
 развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;
 развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;
 развитие коммуникативных качеств ребенка. воспитательные:
 воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного
мировосприятия;
 воспитание чувства уважения и гордости родного языка;
 создание детям условий для их духовно-нравственного роста
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения, общее
количество учебных часов для освоения программы 72 часов на учебный год, 1 час в неделю.
Форма обучения – очная.
Формы организации деятельности детей на занятии – групповая работа в одновозрастном
постоянном составе, в количестве 10 человек.
Режим занятий - 1 раз в неделю, периодичность - с сентября по май включительно;
продолжительность – для детей 5-6 лет -25 минут, для детей 6 – 7 лет – 30 минут.
Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, игра.
Адресат программы – дети в возрасте 5-7 лет.
4

Возрастные особенности.
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества
(ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и
взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор
(преимущественно в воображаемом плане). Несмотря на то что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев
используют в речи слова оценки хороший — плохой, добрый — злой, они значительно чаще начинают
употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий — вежливый, честный,
заботливый и др. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения —
формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые
раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми
общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В возрасте от 5 до 6 лет
происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только
характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества,
которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы
реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как
принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в
значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в
совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них.
В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет
воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом
возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по
существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций,
специфика гендерного поведения). В 5-6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и
женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин, и их полом. Существенные
изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором
существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются
контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В
случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнерам свои действия или критикуют
их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда
наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет...?»). Вместе с тем согласование действий,
распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Усложняется игровое
пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся
разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том,
что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально
сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста
способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже
перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд.
Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими
упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших усилий на протяжении
достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой
степени самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи
взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать
их в 12 ботинок и завязывать бантиком. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений
об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и
углубляются. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей
этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью
5

взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни
свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или
торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко
читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять
обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей
также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных
учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые
действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий,
отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и
деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в
описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение,
отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется
произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений
со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем
информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в
который включается еще и автор, история создания произведения.
Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта,
формированию читательских симпатий. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности
ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением
эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается
прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть
(предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий, и
поступков других людей. В процессе восприятия художественных произведений, произведений
музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений,
персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической
оценки.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно
обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет
состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать
и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи;
одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. В основе произвольной
регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Поведение
ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием
морально-нравственных представлений, напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои
поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и
смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. К концу дошкольного возраста
происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста
более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны,
они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность
детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они
непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них
формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия
своих действий. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их
избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают
других о том, где они были, что видели и т.п., т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных
6

с осуществлением других видов деятельности. В этом возрасте дети владеют обобщенными
представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между
своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа,
эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). В играх дети 6-7 лет
способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник,
война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная
линия. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми
и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо
различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно
образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.
Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки, как свои, так и
других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей
речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и
подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок
старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои
реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут
последовательно и связно пересказывать или рассказывать. К 7 годам появляется речь-рассуждение.
Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого
периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также
планирования и регуляции поведения.

7

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана (возраст 5-6 лет)
№

Название раздела, темы

1

«Красно поле пшеном, а
беседа умом».

Формы проверки
реализации
программы

Содержание

Чему учит риторика. Для чего люди общаются. Как люди общаются.

Количество часов

3

Правила поведения и общения со взрослыми. Правила знакомства.

2

«Красивую речь любо
слушать»

3

«Доброе слово лечит, а
остальное калечит».

4

«В добрый час молвить, а в
дурной промолчать».

5

«Придумано кем – то просто
и мудро при встрече здороваться…»
«Здравствуйте!» - что
особого этим мы друг другу
сказали?»
«Если виновен – проси
извиненья, словом ищи
выраженья…».

6

7

Речевые ситуации. Обращение друг к другу по именам для
создания доброжелательных отношений.
Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и
несловесное (невербальное) общение.

Открытое занятие

Мимика, жесты, поза Говорящий взгляд. С. Летова «Мячик»
Беседа - диалог «Слово утешает, предостерегает, заставляет
задуматься…»
Риторический анализ словесного (вербального) и несловесного
(невербального) общение. В. Берестов «Прощание с другом». Игра
«Изобрази радость»
В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).
Вежливо-невежливо-грубо. В. Кривошеев «Доброе утро». Игровая
обучающая задача «Путешествие в страну Вежливости»
Аукцион вежливых слов. В. Солоухин «Здравствуйте!»
Беседа - диалог «Приветствие». Анализ речевых ситуаций
Беседа - диалог «Простое слово «Извините». Дидактическая игра
«Почему и Потому» Карусель поговорок. Речевые задачи по
произведению А. Кузнецова «Поссорились»

1

1

1

2

1

2

2

8

8

«Сколько просьб начинается с
«Будьте добры».

Беседа - диалог «Волшебное слово». Моделирование речевых
ситуаций. Выполнение речевых задач общение в быту
(повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и
др.(К.Чуковский "Телефон")

9

«Спеси боятся, а вежливость
чтут»
«На всякие приметы надобно
иметь ответы»
«Не дорого ничто – дорого
вежество».

Рассказывание узбекской сказки «Аист и соловей». Дидактическая
игра «Кто больше назовет». Задание «Нарисуй свое настроение»
Беседа - диалог «Формы вежливости у разных народов».
Моделирование речевых ситуаций
Анализ речевых ситуаций: приветствие, прощание, благодарность,
поздравление. Мексиканская сказка «Вежливый кролик»

1

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи.
Правила для говорящих. С. Я. Маршак «И ежели вы вежливы…».
Г. Остер «Советы непослушным детям».
Общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на
прогулке и др. Е. Руженцев «Телефон» Диалог – беседа «Разговор
по телефону»

1

1

1

1

Общение в официальной (деловой) обстановке (телефон, театр,
почта, и др.) Риторический анализ диалогов, монологов.
Слушание. Слушать и слышать. Слушали - услышали. Правила для
слушающего (учимся слушать друг друга, педагога и др.) А.
Шлыгина «Гром и тишина»

1

1

10
11

12

«Где

больше двух, там
говорят вслух».

13

«Клади крест по – писанному,
поклон веди по – учёному».

14

«Не будь в людях приметлив,
будь дома приветлив».
«Петь хорошо вместе, а
говорить порознь».

15

Открытое занятие

2

1
1

1

16

«За твоим языком не
поспеешь босиком».

Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка).
Нормы - что это такое. Зачем нужны нормы. А. Шибаев «Была
тишина…»

1

17

«Приятная для слуха речь –
своего рода музыка»
«Ну и шёпоток – во весь
роток!»

Выразительность речи. Богатство языка. Сочини загадку. Рифма.
С. Михалков «Сашина каша»
Анализ чистоговорок, скороговорок. Громкость-от шепота до
крика. М. Пластов «Кто сказал, что я горланю?»

1

18

1

9

19

Секреты Волшебницы Речи

20

«Для чего у нас два уха, а язык
один».

21

«Хорошее начало – половина
дела»

22

«Доброе слово лучше мягкого
пирога»

23

«Речь любит течь, фраза идти потихонечку, а слово бежать да играть»
«Верный тон и речь красит и
успех делу сулит»
«Бином фантазии»

24
25

26

1

2

Беседа - диалог «Секреты устной речи». Упражнение с элементами
соревнования « Кто произнесет знакомую скороговорку в быстром
темпе»
Творческая продуктивная речевая деятельность детей. Анализ
речевой ситуации «Поздравь своего друга (подругу) с днем
рождения».
Творческая продуктивная речевая деятельность детей «Сочинения миниатюры по теме» Описание предмета. И. Токмакова «Плим»

1

Упражнение со смысловым заданием. В. А. Сухомлинский «Моя
мама самая красивая». Творческая продуктивная деятельность в
парах.
Упражнение со смысловым заданием. Сжатый пересказ.

1

Игра «Войско овощей и фруктов»

1

1

1

1

Изготовление
Сочинение сказочных историй. Творческие рассказы на тему
книжки - самоделки «Фантазии о…».
«Фантазии
о…»

1

Игра на расширение диапазона голоса «Чудо - лесенка».
Совместное речевое творчество «Забавные стихи»
1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана (возраст 6-7 лет)
Для чего люди общаются.
«Риторика есть
наука…красиво говорить и
Проблемная ситуация «Не мёд, а ко всему льнёт».
писать…»
Работа по рисунку. «Речи вести - не лапти плести». Речевая
«Кто говорит, тот сеет, кто
ситуация: анализ текста.
слушает – собирает».
Беседа – диалог «Пауза – кратковременное молчание».

1

Богатство русского языка

2

1

1

10

3

«Слово горы ворочает»

4

«Доброе слово сказать посошок в руку дать»
«С добрым словом и черная
икорка сдобой пахнет»
«Доброе слов о человеку, что
дождь в засуху»
«В чужой беседе всяк ума
купит»

5
6
7

8

«По части учтивости лучше
пересолить…».

9

«Благодарность и ответ на
нее»

10

«Красота звука нужна не
только скрипке».
«Прощание, пожелание при
прощании»
«Умей тактично возражать»

11
12

13

«Спор не ссора, бойся
ложного задора»

Открытое занятие

Беседа - диалог «Звонок по телефону». Лингвистическое
упражнение.
Совместная продуктивная деятельность
Беседа - диалог «Звонок раздается в доме». Лингвистическое
упражнение.
Беседа - диалог «Разговор о звонках на работу». Обыгрывание
конкретных речевых ситуаций. Лингвистическое упражнение.
Обыгрывание конкретных речевых ситуаций. Беседа - диалог
«Звонки в другие города или страны».
Разучивание скороговорки. Обыгрывание конкретных речевых
ситуаций. Беседа - диалог «Когда мы звоним и попадаем не туда».
Словесная игра «Автобиография»
Беседа - диалог «Извинение и ответ на него». Оценивание
корректности речевого поведения. Н. В. Пикулёва «Слово на
ладошке»
Творческая продуктивная деятельность «Нарисуй свое любимое
слово»
Беседа - диалог «Благодарность и ответ на нее». Решение
проблемных ситуаций в форме диалога.
Игра «Аргументация». Этюд на выражение гнева, досады «Король
Боровик»
Беседа - диалог «Приветствие и ответ на него». Моделирование и
решение проблемных ситуаций.
Беседа - диалог «Прощание, пожелание при прощании».
Обыгрывание речевых ситуаций.
Беседа - диалог «Согласие - несогласие - частичное согласие с
мнением собеседника». Игра на сообразительность «Попробуй
изобрази». Обыгрывание речевых ситуаций с их последующим
анализом
Беседа - диалог «Согласие - несогласие - частичное согласие с
мнением собеседника» Моделирование речевых ситуаций.
Шутливый спор.

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

11

14

«Доброе слово душу радует»

15

«Излишняя похвала хуже
брани»
«Слово пуще стрелы разит»

16
17
18
19
20
21

«То же слово, да не так бы
молвить!»
«Кто знания обрел, богаче во
сто крат»
«Эту сказку ты прочтешь
тихо, тихо, тихо»
«Наш брат Исайка - без
струн балалайка»
«Путешествие в страну
Сочиняйку»

Стихотворение Э.Успенского «Рагром».
Беседа - диалог
«Комплимент и ответ на него». Игра с мячом «Сделай
комплимент».
Моделирование речевых ситуаций.
Беседа - диалог «Давайте говорить друг другу комплименты». Игра
«Комплимент». Разыгрывание проблемной ситуации
Беседа - диалог «Реакция на привлечение внимания»
Практическое упражнение «как обратиться к собеседнику»
Беседа об этикете. Речевая ситуация «Знакомство»

Изготовление
книжки самоделки «Если
бы я был
волшебником…»

Разучивание скороговорки. Беседа по содержанию стихотворения
Ю. Могутина «Грибная считалка»
Игровое упражнение «Сочиняем шутки - скороговорки»
Беседа - диалог «О громкости речи»
Стихотворение Ю. Тувима «про пана Трулялинского». Беседа диалог «Темп речи - важное свойство устной речи»
Беседа - диалог «Подготовка к путешествию в сказочную страну
Сочиняйку». Конкурс на лучшего выдумщика - фантазера.
Совместная продуктивная творческая деятельность

1

1
1
1
1
1
1
1

1

22

«Красна сказка складом»

Викторина «Знаете ли вы сказочную географию?». Создание карты сказочной страны. Создание коллективного рассказа о
путешествии по сказочной стране.

2

23

«Сказка - ложь, да в ней
намёк…»

Коллективная творческая речевая деятельность «Сочиняем
сказку…» Иллюстрирование детьми вновь сочиненной сказки.

2

24

«Начинается сказка от Сивки
от Бурки»

Коллективная творческая речевая деятельность «О сказках в шутку
и всерьез». Игровое упражнение «Менялки».

2

Иллюстрирование
детьми вновь
сочиненной сказки.

12

Планируемые результаты программы
Дети, обучающиеся по программе «Риторика для малышей», прежде всего «погружаются» в
пространство, создаваемое посредством программы, которое способствует развитию у ребят
уникального человеческого дара-дара слова, помогает детям осмыслить свою речевую практику, чтобы
на этой основе дать возможность пойти им вперед в овладении умением общаться.
Реализация данной программы направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка
(общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В
дальнейшем это позволить детям успешно освоить мир человеческих отношений.
В целом к предполагаемым результатам можно отнести:
 успехи ребят в развитии речи (проговаривают слова более четко, внятно и с интонацией;
пользуются голосом различной громкости, исчезают из речи «мусорные слова», выразительно читают
стихи, поддерживают разговор, активно развивают его);
 устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом
направлении;
 желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой коллективной
деятельности;
 появление и реализация собственных (совместно со взрослыми) творческих проектов;
 сформированность у дошкольников культуры речи и определенного культурного кругозора;
 ребенок учится, как поприветствовать знакомого; как пригласить в гости; как поздравить
именинника, как поговорить по телефону и т.д;
 формируются навыки и умения эффективного общения со сверстниками и взрослыми дать ему
возможность пойти вперёд в овладении умением общаться;
 у детей появляется чувство ответственности к занятиям, повышается самооценка, они
становятся активными.
Условия реализации программы
Главным условием для реализации программы является сам педагог – воспитатель. Он выступает
в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение
наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей.
Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.
Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности
Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является
примером для обучающихся.
В зависимости от темы занятия, предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально,
парами или группой детей, в зависимости от поставленных задач. Сочетание различных форм работы
способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в
коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Методологической основой для разработки программы являются:
•
Принцип деятельности. Участвуя в игровых обучающих ситуациях, ребенок находится
в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие (игра) – способ познания, переживания,
сопричастности, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога. Иначе говоря, на занятии должен
всегда присутствовать «дух игры, дух открытия»;
•
Принцип вариативности. Каждый педагог вправе творчески использовать предлагаемый
дидактический материал: ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения

педагогических задач, а также создания аналогичных речевых ситуаций, не противоречащих
конкретной теме. Ребенку же предоставляются возможности для оптимального самовыражения через
решение проблемной речевой ситуации. Основное методическое правило – ребенок всегда прав, если
может объяснить свою точку зрения. Такой подход позволит обеспечить грамотное построение
вариативного образовательного пространства.
• Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог провоцирует и
поощряет творческую активность детей, создавая конкретные речевые ситуации, в которых участвует
каждый ребенок. Залогом успеха является проигрывание каждой отдельной ситуации, ее
проговаривание.
• Принцип доступности изучаемого материала. Построение программы в содержательном
плане представляет собой спираль, по которой ребенок поднимается к знаниям от простого к сложному,
с обязательным учетом личного жизненного опыта.
• Принцип непрерывности. Процесс речевого развития не заканчивается на занятиях, а
продолжается и в совместной деятельности, и в самостоятельной, охватывая полностью всю
жизнедеятельность ребенка как в детском саду, так и дома, в семье.
• Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера, доброжелательность в отношениях
между членами детского коллектива и взрослыми способствуют реализации еще одного важного
принципа, без которого невозможно формирование личности – гуманности.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма
деятельности дошкольников. Все занятия насыщены разнообразными речевыми и развивающими
игровыми упражнениями, скороговорками, чистоговорками. Таким образом, программа «Риторика для
малышей» поможет ребёнку:
• познать природу живого слова;
• преодолеть застенчивость;
• развить уверенность в себе;
• научит общаться со взрослыми и сверстниками;
• откроет секреты выразительной и грамотной речи;
• поможет освоить формулы речевого этикета.
Методы и приемы обучения:
Тематические встречи зависят от использования в них следующих методов обучения:
1. Словесные методы обучения:
 беседа;
 анализ текста и др.
2. Наглядные методы обучения
 показ видеоматериалов, иллюстраций;
 показ, исполнение педагогом;
 наблюдение;
 работа по образцу и др
3. Практические методы обучения
 творческие задания;
 коммуникативно - речевые упражнения;
 риторические игры и др.
Возможны занятия по форме игра-путешествие, беседа-рассуждение, творческая мастерская

Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 10,
воспитанники в возрасте 5-7 лет.
Формы организации занятия: групповая форма.
Формы организации учебного занятия: занятие
Основные виды деятельности:
 игровая деятельность;
 познавательно-исследовательская деятельность;
 показ педагогом особенностей речевой деятельности;
 анализ текстов различных речевых жанров;
 рассматривание изобразительного материала;
 речевые игры;
 импровизационные игровые задания;
 психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки) и др.
Структура занятия
Обязательный элемент занятий - дыхательная гимнастика, артикуляционная и речевая разминки,
которые подготавливают речевой аппарат к говорению, упражнения для развития диапазона голоса, его
силы, интонационные упражнения, упражнения на развитие мимики и жестов, помогающие развитию
устной речи, усвоению норм литературного языка.
На занятиях используются различные наглядные средства: раздаточный изобразительный
материал, звуковые пособия (магнитофонные записи, диски со сказками, литературными
произведениями, детскими песнями), сигнальные карточки.
Все тематические
занятия
снабжены
иллюстративными материалами для
работы. Дидактическое сопровождение включает так же тематические подборки стихов, чистоговорок,
скороговорок, считалок, пословиц, поговорок, загадок.
Рассматривая темы, связанные с выразительностью устной речи, можно использовать диски со
сказками "Три медведя", "Красная Шапочка" и др. (тема "Окраска голоса"), маршевых, колыбельных
песен (тема "Темп, скорость речи") и др.
Кроме того, нами используются разные игрушки (например, кукла, лучше предназначенная для
кукольного театра, так как она может двигаться), которые стимулируют детей к активному,
заинтересованному включению в речевую ситуацию.
Структура занятий состоит из компонентов, наиболее приемлемыми из которых являются:
 ритуал приветствие педагога с детьми;
 вхождение в тему;
 пальчиковая гимнастика, чистоговорки, скороговорки, долгоговорки, потешки, стихи,
четверостишия;
 погружение в тему (использование театрализованных фрагментов, беседы – диалоги, сказочный
зачин, приглашение к путешествию);
 проведение риторических речевых игр;
 моделирование речевых ситуаций (решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами
театрализованных игр, коммуникативно – лингвистические игры, игры на развитие мимики, игры
на развитие пантомимики);
 физкультминутка;
 дополнительные задания, так называемые сквозные виды работ;  итог занятия;
 ритуал ПРОЩАНИЯ с детьми.




Художественно – эстетическая деятельность на занятиях по риторике включает в себя:
выразительное чтение и рассказывание сказок, стихов, стихов – диалогов, потешек, загадок,
считалок;
 инсценирование эпизодов из сказок;
 сочинение сказок, небылиц, загадок, считалок;
 выразительное чтение и рассказывание детьми;
 участие в инсценировании в качестве актёра, используя средства выразительности устной речи.
Материально-техническая база
 интерактивная доска;
 ноутбук;
 магнитофон;
 столы для индивидуальной работы детей;
 мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы.
Материально-техническое обеспечение:
 кабинет;
 цветные карандаши, простые карандаши;
 интерактивная доска;
 ноутбук;
 магнитофон;
 столы для индивидуальной работы детей;
 мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы.
Информационное обеспечение:
 компьютер с выходом в интернет (в кабинете).
Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы).
 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 анализ продуктов деятельности детей;
 открытое занятие;
 журнал посещаемости;
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
 тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (апрель), конкурсы (при наличии в
образовательной среде).
 основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой
деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и «контрольных точках» творческих событиях и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
 наблюдение за проявлениями социально-коммуникативного поведения дошкольника в
различных видах деятельности;
 анализ продуктов детской речевой деятельности (выступления на публике, текстопорождение и
словотворчество);

Список литературы, рекомендованной для учащихся
1. М. Майн «Пока они спорили»
2. Е. Руженцев «Телефон»
3. В. Берестов «Прощание с другом»
4. К.Чуковский «Телефон»
5. С. Летова «Мячик»
6. В. Приходько «Король Боровик»
7. В. Солоухин «Здравствуйте!»
8. А. Кузнецова «Поссорились»
9. Мексиканская народная сказка «Вежливый кролик»
10. В. Кривошеев «Доброе утро»
11. В. Катаев т«Цветик - семицветик»
12. Э. Успенский «Разгром».
13. А. Шлыгин «Гром и тишина»
14. С. Маршак «И ежели вы вежливы…»
15. Г. Остер «Советы непослушным детям»
16. Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
17. М. Пластов «Кто сказал, что я горланю?»
18. Ю. Тувим «Про пана Трулялинского»
19. Н. Дурова «Две подружки»
20. А. Шибаев «Была тишина…»
21. С. Михалков «Сашина каша»
22. А. Шибаев «Всему название дано…»
23. В. А. Сухомлинский «Цветок или волчья пасть»
24. В. А. Сухомлинский «Моя мама самая красивая»
25. И. Токмакова «Плим»
26. С. Маршак «Тихая сказка»
27. Русский фольклор «Дразнилки»
28. К.Чуковский "Телефон"
29. Г. Горбовский "Разговоры"
30. Г. Остер «Если ты пришёл к кому – то»
31. Н. В. Пикулёва «Слово на ладошке»
32. Детский фольклор «Мирись, мирись…»
33. Узбекская сказка «Аист и соловей»
34. В. Лунин «Вежливый слон»
35. Л.Кэрролл "Приключения Алисы в стране чудес"
36. О. Дриз «Прислала мне тётя…»
37. Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»
38. Г. Остер «Мартышка»
39. Русская народная сказка «Сивка – бурка»
40. Русская народная сказка «Василиса премудрая»
41. Русская народная сказка «Царевна – лягушка»
42. П. Бажов «Серебряное копытце»

Список используемой литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение
родному языку
дошкольников./учеб. М., 1997
2. Антонова Л.Г. развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М., 2002.
4..Арушанова А. Г., Дурова Н. В. Истоки диалога. М., 2004.
3.Баландина Л. А. Риторика для малышей. - Ростов н/Д.-, 2003.
4.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
5.Ельцова О. М. Риторика для дошкольников.- СПб.-, 2009.
6.Еременко Н. И. Художественная литература. Игровая деятельность. Подготовительная группа. Волгоград, 2005.
7.Иванова Т. В. Развитие связной речи. Средняя группа. - Волгоград, 2009.
8.Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников Занятия, игры. – М.. 1990.
9.Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 2. - Ярославль, 1997.
10.Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 2.
Старшая группа. - М., 2004.
11.Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М.,1979.
12.Репина З. А., Васильева А. Д. Поле речевых чудес. Уч. пособие. - Екатеринбург, 1997.
13.Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
14.Сорокина Г. И., Ладыженская Н. В. Детская риторика в рисунках,
стихах, рассказах. - М., 1995.
17.Сорокко О. С., Никольская Р. И. Риторика для маленьких. М., 2012.
18.Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.
19.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».