Аннотация к Образовательной программе дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 527 Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 527 (далее - Программа) - это нормативно-управленческий документ, определяющий содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 527 (далее Учреждение). Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, дополнительный раздел, приложения. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения Программы и описание подходов к педагогической диагностике достижений планируемых результатов. Учреждение реализует Программу, разработанную на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) (далее – ФГОС ДО); - Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - ФОП ДО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации 25 ноября 2022 № 1028 (зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2022, регистрационный № 71847); - Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАООП ДО) утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 (зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2023 г., регистрационный № 72149); Программа учитывает новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования: 1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и планируемые результаты освоения образовательной программы. Программа является нормативно-управленческим документом Учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации образовательной деятельности, направленной на обеспечение полноценного развития детей в возрасте с 2 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, способностей и потребностей по основным направлениям развития: физическому, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому. В соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО Учреждение обеспечивает образование, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев (при наличии условий) до 7 (8) лет. В связи с возникающей потребностью Программа ориентирована на воспитанников с 2 лет до 7(8) лет. Продолжительность пребывания детей в Учреждении - 10,5-часовое пребывание с 07.30 до 18.00 часов и пятидневной рабочей недели, исключая праздничные и выходные дни. Режим работы Учреждения установлен в соответствии с потребностью семьи, объемом решаемых задач образовательной деятельности, возможностей бюджетного финансирования пятидневная рабочая неделя, выходные дни - суббота и воскресенье, праздничные дни. Режим посещения ребенком детского сада может определяться индивидуально (в пределах режима работы Учреждения). Пояснительная записка раскрывает значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русский. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 ФГОС ДО). Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений ООП ДО, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы (п. 2.9 ФГОС ДО). Объем обязательной части Программы определен не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений - не более 40%. Программа позволяет организовать работу детского сада в режиме развития, искать новые стратегические и тактические направления преобразования образовательной деятельности в Учреждении. Содержание и планируемые результаты Программы соответствуют результатам ФОП ДО. Цель Программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России (п. 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977). Цель Программы достигается через решение следующих задач: 1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; 2) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; 3) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 4) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 5) создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; 6) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 7) создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 8) построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития; 9) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 10) обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; 11) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; 12) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 13) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 14) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечение их безопасности; 15) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования; 16) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность программ).