Диагностика педагогического процесса

Диагностика педагогического процесса в дошкольной
образовательной организации

Автор-составитель Верещагина Наталья Валентиновна, кандидат
психологических наук.

Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательногопроцесса. Это
достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и
уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше
проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих
Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования,
приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество
образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для
достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной
программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не
принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце
учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного
анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой
ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому
ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество
параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания
характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных
результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по
группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество
параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания
общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к
групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в
построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это
позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и
оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому
параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7
можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического
генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе.
Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития
ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по
данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений
носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психологопедагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере
поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики
образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и
позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей
образовательной
организации.

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных
ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения
уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что
часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения
могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно,
когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке
определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и
физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в
обсуждении достижений детей группы, но. разрабатывают свои диагностические критерии в
соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной
деятельности.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован
несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная
ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных
образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
 наблюдение;
 проблемная (диагностическая) ситуация;
 беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
 индивидуальная;
 подгрупповая;
 групповая.
Примеры описания инструментария по образовательным областям в
первой младшей группе
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1.Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и
взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: фиксировать характер игровых действий ребенка.
2.Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников.
Проявляет элементарные правила вежливости.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Колобок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Что случилось с Колобком? Кто его обхитрил? Какая Лиса?»
Метод: наблюдение.
Материал: ситуация встречи \ прощания со взрослым.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Посмотри, к нам пришел гость. Что нужно сказать?»
3.Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Методы: наблюдение.
Материал: сказки для восприятия детьми.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Слушайте внимательно сказку „Колобок"».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.
Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые
овощи и фрукты.
Методы: беседа.

Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Что/кто это?»
2. Группирует однородные предметы, выделяет один и много.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое. Сколько яблок?»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»).
Метод: проблемная ситуация.
Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе)
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, плас-лина.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, плас-лина.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Нарисуй / приклей / слепи».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной де-ельности.
Материал: мячи.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом».

Примеры описания инструментария по образовательным областям во второй
младшей группе
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1.Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в об
щении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности. Форма проведения:
индивидуальная, подгрупповая. Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной
деятельности стиль поведения и общения ребенка.
2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев ил
люстраций, литературных произведений.
Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: сказка«Теремок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно?
Почему?»
3.
Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушки — герои сказок по количеству детей. Форма проведения:
индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок"».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает свои имя и фамилию, имена родителей.
Методы: беседа.

Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?»
2. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера,
муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: дидактическая игра «Какой звук».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Повтори за мной — А, У, О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной
формы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат,
треугольник), заготовка ваза.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Укрась вазу».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию
взрослого.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: зонтик.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик". Когда я скажу
„солнышко", дети бегают. Когда скажу „дождик", дети бегут под зонтик».
Примеры описания инструментария по образовательным областям в
средней группе
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в об
щении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и
общения ребенка.
Материал: игрушки мышка и белка, макет норки на полянке и дерева с дуплом.
Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости».
2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев ил
люстраций, литературных произведений, эмоционально откликается.
Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: сказка «Два жадных медвежонка». Форма
проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Почему медвежата расстроились?
Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
3. Имеет представления о мужских и женских профессиях.
Методы: проблемная ситуация.

Материал: картинки с изображением профессий без указания на пол, атрибуты профессий,
кукла-девочка, кукла-мальчик.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Разложите картинки так, кто кем мог бы работать. Почему?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой
улице? Как зовут папу/маму?»
2. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера,
муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: опытно-экспериментальная деятельность «Пузырьки воздуха в воде», ситуация
ответа детей на вопрос взрослого.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Как увидеть воздух? Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки
воздуха. Что легче — воздух или вода? Почему?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с
другими детьми — начинать и заканчивать пение.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: ситуация пения детьми знакомой песни (на выбор).
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Сейчас все вместе будем петь песню».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает
о пол.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: мяч, корзина, стойка-цель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем
попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай»».
Примеры описания инструментария по образовательным областям в
старшей группе
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в об
щении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и
общения ребенка.
Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дерева с дуплом.

Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости».
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: случившаяся ссора детей.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что у тебя случилось, почему вы поссорились? Что чувствуешь ты? Почему ты
рассердился? Почему он плачет?»
3. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества.
Методы: наблюдение (многократно).
Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате,
материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, различные настольно-печатные
игры.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Задание: «Выберите себе то, чем бы хотели сейчас заниматься».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессию.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой
улице? Как зовут папу/маму? Кем они работают?»
2. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит
объемные и плоскостные фигуры.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера,
шар, цилиндр, куб разного размера.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по форме».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все
части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: сюжетная картина «Дети в песочнице», ситуация ответа детей на вопрос взрослого.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Что делают дети? Как ты думаешь, что чувствует ребенок в полосатой кепке? Я
думаю, что он радуется. Почему ты так думаешь? Как про него можно сказать, какой он?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Вырежи так, как нарисовано».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель,
отбивает и ловит мяч.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: мяч, корзина, стойка-цель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем
попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру „Лови мяч и отбивай".
Примеры описания инструментария по образовательным областям в
подготовительной к школе группе

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и об
разцу, правильно оценивает результат.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Материал: развивающая игра «Сложи узор», схема выкладывания.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Выложи, пожалуйста, такого краба {показываем схему выкладывания). Как ты
думаешь, у тебя получился такой же краб? И по цвету, и по форме?»
Материал: одежда ребенка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на
верхней полке, на нижней полке).
Форма проведения: групповая.
Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и
Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на схеме».
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действи
ям, в том числе изображенным.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: картина с изображением ссоры детей (картину приложить или указать источник и
точное название картины).
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что изображено на картине? Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик
рассердился? Почему девочка плачет?»
3. Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает
ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Ребята, мы будем играть в „больницу". Кто хочет кем быть? Выбирайте
необходимое для себя. Кто что будет делать?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы
определения свойств незнакомых предметов.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: фонарик необычной формы с динамо машиной для подзарядки. Задание: Положить в
группе до прихода детей. Когда ребенок найдет и поинтересуется: «Что это такое и как работает?»,
предложить самому подумать.
2. Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Нужно сравнить два мяча. Чем отличаются эти мячи?»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы,
антонимы, сложные предложения
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: машинка необычной конструкции / гараж трехуровневый или кукла с большой
головой в необычной одежде / дом для куклы
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребенок/дети проявят интерес, спросить: «Что
это такое? Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно еще
использовать?»

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
1. Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструк
тора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: игрушка — инопланетянин, различные виды конструктора, разные материалы
(бумага, пробки, коробочки, шишки, пластилин, краски, кисточки, палочки).
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока все рассматривал, заблудился и не может
найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
2. Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах неслож
ные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, инди
видуально и коллективно.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности.
Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте сыграем песенку „Во поле березка..." {любая другая, знакомая детям).
Выберите себе музыкальный инструмент».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание,
здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это — быть
здоровым».
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования \\
Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01
января 2014 года).
2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. —М., 2005.
4. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и
дошкольного возраста. — СПб., 2003.
5. Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 2001.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1 младшая группа
№
п/п

№
группы

Может играть
рядом, не мешать
другим детям,
подражать действиям
сверстника
и взрослого.
Проявляет
интерес к
совместным играм
со сверстниками и
взрослым

Общается в диалоге
с воспитателем. Может
поделиться информацией, пожаловаться на
неудобство и действия
сверстника. Обращается с речью к сверстнику

Следит
за
действиями героев
кукольного театра.
Рассматривает
иллюстрации
в
знакомых книжках

Слушает стихи,
сказки,
небольшие
рассказы без
наглядного
сопровождения

Наблюдает
за
трутовыми
процессами
воспитателя
в
уголке природы.
Выполняет
простейшие
трудовые действия

Проявляет
отрицательное
отношение к порицаемым
личностным
качествам
сверстников.
Проявляет
элементарные правила
вежливости

Итоговый
показатель

2 младшая группа
№
№
Старается соблюдать
п/п группы правила поведения в
общественных
местах, в общении
со взрослыми
и
сверстниками,
в
природе

Итого

Понимает
социальную
оценку поступков
сверстников или
героев
литературных
произведений

Имитирует
мимику,
движения,
интонацию
героев
литературных
произведений

Принимает на себя
роль, объединяет
несколько
игровых действий
в единую
сюжетную линию

Способен
придерживаться
игровых правил в
дидактических
играх

Разыгрывает
самостоятельно
и по просьбе
взрослого
отрывки из
знакомых сказок

Итоговый
показатель

Средняя группа
№
№
Старается
п/п группы соблюдать
правила поведения
в
общественных
местах,
в
общении
со
взрослыми
и
сверстниками, в
природе

Понимает
социальную
оценку поступков
сверстников или
героев
иллюстраций, литературных
произведений,
эмоционально
откликается

Понимает
Имеет
значение слов, представобозначающих
ления о
эмоциональное мужских и
состояние,
женских
этические капрофесчества,
сиях
эстетические
характеристики

Проявляет
интерес
к
кукольному
театру, выбирает
предпочитаемых
героев,
может
поддерживать
ролевые диалоги

Готовит
к
занятиям
свое рабочее
место,
убирает
материалы по
окончании
работы

Итоговый
Принимает
роль в игре показатель
со сверстниками,
проявляет
инициативу в
игре, может
объяснить
сверстнику
правило игры

Итого

Старшая группа
№
№
Старается
п/п группы соблюдать
правила поведения
в
общественных
местах,
в
общении
со
взрослыми
и
сверстниками, в
природе

Итого

Может
дать
нравственную
оценку своим
и
чужим
поступкам/
действиям

Понимает
значение слов,
обозначающих
эмоциональное
состояние,
этические качества,
эстетические
характеристики

Понимает
Выполняет
скрытые
обязанности
мотивы
дежурного
поступков
по
героев
столовой,
литературных
уголку
произведений,
природы
эмоционально
откликается

Имеет
предпочтение в игре,
выборе
видов труда
и творчества

Проявляет интерес к со- Итоговый
вместным играм со показатель
сверстниками, в том
числе
игры
с
правилами, сюжетноролевые
игры;
предлагает
варианты
развития
сюжета,
выдерживает принятую
роль

Подготовительная группа
№
п/п

№
груп
пы

Итог
о

Внимательно
слушает
взрослого,
может действовать по правилу и образцу,
правильно оценивает
результат

Знает
и
соблюдает
правила поведения
в
общественных
местах, в т. ч.
на транспорте,
в общении со
взрослыми и
сверстниками,
в природе

Может дать
нравственную
оценку
своим
и
чужим
поступкам /
действиям, в
том числе
изображенн
ым

Может
определить базовые
эмоциональные
состояния
партнеров по
общению в т. ч.
на
иллюстрации.
Эмоционально
откликается на
переживания
близких
взрослых, детей,
персонажей
сказок
и
историй,
мультфильмов и
художественных
фильмов,
кукольных
спектаклей

Имеет
предпочтение в
игре, выборе видов
труда и
творчества,
может
обосновать
свой выбор

Договарива
ется
и
принимает
роль в игре
со
сверстниками,
соблюдает
ролевое поведение,
проявляет
инициативу
в
игре,
обогащает
сюжет

Оценивает
свои
возможности,
соблюдает правила
и
преодолевает
трудности в играх с
правилами, может
объяснить
сверстникам
правила
игры

Следит за Итоговый
опрятност показатель
ью своего
внешнего
вида. Не
нуждается
в помощи
взрослого
в
одевании/
раздевани
и, приеме
пищи,
выполнен
ии
гигиеническ
их
процедур

Образовательная область «Познавательное развитие»
1 младшая группа
№
п/п

№
группы

Знает свое имя. Осуществляет
Называет
перенос
предметы
действий с
ближайшего
объекта на объокружения,
ект, использует
имена
членов
предметысвоей семьи и
заместители
воспитателей

Узнает и
называет
игрушки, некоторых
домашних и
диких животных, некоторые
овощи и фрукты

Узнает шар и
куб, называет
размер
(большой—
маленький

Группирует
однородные
предметы,
выделяет
один и много

Правильно
определяет
количественное соотношение
двух групп
предметов, понимает
конкретный смысл
слов «больше,
«меньше»,
«столько же»

Различает
круг,
квадрат,
треугольник,
предметы,
имеющие
углы и
круглую
форму

Имеет
элементарные
представления о
сезонных
явлениях,
смене
дня и ночи

Умеет
по
словесному
указанию
взрослого
находить
предметы по
назначению,
цвету, размеру

Проявляет
интерес
к
книгам,
к
рассматриванию
иллюстраций

Итого
вый
показ
атель

Итого

2 младшая группа
№
№
п/п группы

Итого

Знает свои
имя
и фамилию,
имена родителей

Рассматрива
ет иллюстрированные
издания
детских
книг,
проявляет интерес к
ним

Ориентирует
ся
в
помещениях
детского сада,
называет свой
город

Знает и
называет
некоторые
растения и
животных,
их детенышей,
игрушки

Умеет
группировать
предметы по
цвету,
размеру,
форме

Понимает Итоговы
смысл
й
обозначений:показате
вверху —
ль
внизу,
впереди —
сзади,
слева —
справа,
на, над — под,
верхняя—
нижняя.
Различает день
—
ночь, зима —
лето

Средняя группа
№
№
Знает
п/п группы свои имя
и
фамилию,
адрес
проживан
ия, имена
родителей

Рассматр
ивает
иллюстри
рованные
издания
детских
книг, проявляет
интерес к
ним

Знает о
значении
солнца,
воздуха,
воды для
человека

Ориентирует
ся
в
пространстве
(на себе, на
другом
человеке, от
предмета, на
плоскости)

Называет
Сравнивает Различает
диких
и количество
круг,
домашних
предметов в квадрат,
животных,
группах до
треодежду,
5 на основе угольник,
обувь,
счета,
прямебель,
приложени моугольни
посуду,
ем,
к
деревья
наложение
м

Умеет
группировать
предметы
по цвету,
размеру,
форме,
назначению

Понимает смысл Итоговы
слов
«утро»,
й
«вечер», «день», показате
«ночь», определь
ляет части суток,
называет времена
года,
их
признаки, последовательность

Знает о
значении
солнца,
воздуха,
воды для
человека

Ориентирует
ся
в
пространстве
(на себе, на
другом
человеке, от
предмета, на
плоскости)

Называет
виды тр а и с
но
рга,
инструмент
ы, бытовую
технику.
Определяет
материал
(бумага,
дерево,
металл,
пластмасса)

Выклады
вает ряд
предметов
по длине,
ширине,
высоте,
сравнивает
на
глаз,
проверяет
приложен
ием
и
наложение
м

Ориентируется
во
времени
(вчера — сегодня
—
завтра;
сначала — потом). Называет
времена
года,
части суток, дни
недели

Итого

Старшая группа
№
№
Знает свои
п/п группы имя
и
фамилию,
адрес
проживания,
имена и
фамилии
родителей,
их
профессии

Знает
столицу
России.
Может
назвать
некоторые
достопримечат
ельности
родного
города/поселения

Правильно
пользуется
порядковыми
количественными
числительными
до
10,
уравнивает
2 группы
предметов
(+1 и-1)

Различает
круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник,
овал.
Соотносит
объемные
и плоскостные
фигуры

Итоговы
й
показате
ль

Подготовительная группа
№ №
п/п гру
пп
ы

Ит
ого

Проявляет
познавате
льный
интерес в
быту и в
организов
анной
деятельно
сти, ищет
способы
определен
ия свойств
незнакомы
х
предметов

Знает
свои имя
и
фамилию,
страну и
адрес
проживан
ия, имена
и
фамилии
родителей
, их место
работы и
род
занятий,
свое близкое
окружени
е

Знает
герб,
флаг,
гимн
России,
столицу.
Может
назвать
некоторы
е
государст
венные
праздник
и и их
значение
в жизни
граждан
России

Может
назвать
некоторы
е
достопри
мечательности
родного
города/по
селения

Имеет
представлен
ие о космосе,
планете
Земля, умеет
наблюдать за
Солнцем и
Луной
как
небесными
объектами,
знает о их
значении в
жизнедеятел
ьности всего
живого
на
планете
(смена
времен года,
смена дня и
ночи)

Знает и
называет
зверей,
птиц,
пресмык
ающихся,
земново
дных,
насеком
ых

Количеств
енный и
порядковы
й счет в
пределах
20, знает
состав
числа до 10
из единиц
и из двух
меньших
(до 5)

Составляе
т и решает
задачи в
одно
действие
на
«+»,
пользуется
цифрами и
арифметическими
знаками

Знает
способы
измерен
ия
величин
ы: длины,
массы.
Пользуе
тся
условно
й
меркой
недели

Называе
т
отрезок,
угол,
круг,
овал,
многоугольн
ик, шар,
куб,
проводи
т
их
сравнение.
Умеет
делить
фигуры
на
нескольк
о частей
и
составля
ть целое

Знает
временн
ые
отношен
ия: день
— неделя
—
месяц,
минута
—
час
(по
часам),
последоват
ельность
времен
года
и
дней
недели

Итоговы
й
показате
ль

Образовательная область «Речевое развитие»
1 младшая группа
№
п/п

№
Сопровождает речью
группы
игровые и бытовые
действия

По просьбе взрослого
проговаривает слова,
небольшие фразы

Отвечает на простейшие
вопросы («Кто?»,
«Что?», «Что делает?»)

Может
рассказать
об
изображенном на картинке,
об игрушке, о событии из
личного опыта

Итоговый
показатель

№1
№2
Итого

2 младшая группа
№
№
Рассматривает сюжетные
п/п группы картинки, способен кратко
рассказать об увиденном

Отвечает на вопросы
взрослого, касающиеся
ближайшего окружения

Использует все части речи,
простые нераспространенные
предложения и предложения с
однородными членами

Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из
двух

Итоговый
показател
ь

Поддерживает беседу,
использует все части
речи. Понимает и
употребляет слова-антонимы

Итоговый
показатель

Итого

Средняя группа
№
№
п/п группы

Рассказывает о
содержании сюжетной
картинки, в том числе по
опорной схеме. Может
повторить образцы
описания игрушки

Имеет
предпочтение
в Определяет первый звук в
литературных произведениях
слове. Умеет
Проявляет
эмоциональную образовывать новые слова
заинтересованность
в по аналогии со знакомыми
драматизации знакомых сказок.
словами
Может
пересказать
сюжет
литературного
произведения,
заучить стихотворение наизусть

Итого

Старшая группа
№
№
Имеет предпочтение в
п/п группы литературных
произведениях, называет
некоторых
писателей.
Может
выразительно,
связно и последовательно
рассказать
небольшую
сказку, может выучить
небольшое стихотворение

Драматизирует
небольшие
Определяет место
сказки,
читает
по
ролям
звука
стихотворение. Составляет по в слове. Сравнивает слова
образцу рассказы по сюжетной по длительности. Находит
картине, по серии картин,
слова с заданным звуком
относительно
точно
пересказывает
литературные
произведения

Поддерживает
беседу, Итоговый
высказывает
свою
точку показатель
зрения, согласие/несогласие,
использует все части речи.
Подбирает
к
существительному
прилагательные,
умеет
подбирать синонимы

Подготовительная группа
№
п/п

№
группы

Итого

Называет некоторые жанры
детской литературы, имеет
предпочтение в жанрах
воспринимаемых текстов,
может
интонационно
выразительно
продекламировать
небольшой текст

Пересказывает
и Различает звук, слог, слово, При
необходимости Итоговый
драматизирует
небольшие предложение, определяет их по- обосновать свой выбор показатель
литературные произведения, следовательность
употребляет
обобщасоставляет по плану и образцу
ющие слова, синонимы,
рассказы о предмете, по
антонимы,
сложные
сюжетной картине
предложения

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-творческое развитие (вариативная часть, составлена по И.В.Лыковой)
№
п/п

1 младшая

Передаёт форму и цвет
доступными
художественными
способами

Создаёт образы
конкретных предметов и
явлений окружающего
мира

Проявляет интерес к
иллюстрациям в
детских книгах

Охотно экспериментирует с
художественными
инструментами и
материалами

Итоговый
показатель

Итого

№
п/п

2 младшая группа

Создаёт
узнаваемые
образы
конкретных
предметов и явлений
окружающего мира

Может отображать свои
представления
и
впечатления
об
окружающем
мире
в
разных
видах
изобразительной
деятельности.

Целенаправленно создаёт,
рассматривает и свободно
обыгрывает
созданные
образы,
постройки
и
композиции

Проявляет
устойчивый интерес к
декоративноприкладному
искусству

Итоговый
показател
ь

Итого
№
п/п

Средняя группа

В рисовании, лепке, аппликации,
конструировании
и
в
художественном труде создаёт
выразительные
образы
и
выражает своё отношение к ним

Передаёт форму,
пропорции, цвет,
фактуру,
характерные
детали

Уверенно владеет
разными
художественными
техниками

Знаком
с
элементами Итоговый
некоторых видов народного показатель
прикладного
творчества,
может использовать их в
своей
творческой
деятельности

№
п/п

Старший дошкольный
возраст

Самостоятельно
создаёт
выразительные образы на основе
сформированных представлений,
передавая не только основные
признаки, но и взаимосвязи между
ними, выражает своё личное
отношение.

Самостоятельно
и
с
интересом
применяет
освоенные
художественные техники и
способы,
по
своей
инициативе
осваивает
новые техники

С увлечением рассматривает Итоговый
произведения изобразительного показатель
и
декоративно-прикладного
искусства,
выражает
своё
индивидуальное эмоциональноценностное отношение

Итого

№ Подготовительная
п/п
группа

Передаёт
различными
изобразительновыразительными
средствами
свои
личные впечатления
об
окружающем
мире.

Реализует творческие
замыслы, свободно
сочетает разные виды
художественнопродуктивной
деятельности

Уверенно
использует
освоенные
художественные
техники
изобразительновыразительные
средства

Охотно
сотрудничает с
другими детьми в
процессе
и создания
коллективной
композиции

Интересуется
Итоговый
изобразительным и показатель
декоративноприкладным
искусством,
выражает
своё
отношение.

Итого

Критерии оценки художественно-творческого развития детей по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»
Показатели оценки детей
1 младшей группы
Высокий уровень - в рисовании, лепке, аппликации, конструировании ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом
выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает
красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.).

Средний уровень - в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою
неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать,
лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослым.
Низкий уровень - ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком
(взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему.
2 младшей группы
Высокий уровень - в рисовании, лепке, аппликации, а также в процессе художественного труда и конструирования ребенок охотно и с интересом
выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально выразительные образы и выражает свое
отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в
природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.);
Средний уровень - в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою
неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать,
лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослым или более умелым ребенком;
Низкий уровень - ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу; не
выражает свое отношение к ее процессу и результату.
Средней группы
Высокий уровень - в рисовании, лепке, аппликации, а также в процессе художественного труда и конструирования ребенок создает
оригинальные, эмоционально выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и
содержанию; с увлечением знакомится с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает эстетические оценки
воспринимаемому в природе, искусстве и в быту (красиво или некрасиво, грустно или весело);
Средний уровень - ребенок интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, выражает свое отношение вербально и
доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но
испытывает затруднения при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную
деятельность, но не охотно выступает инициатором; обращается за помощью к взрослому и сверстникам;

Низкий уровень - ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в рисование, лепку, аппликацию лишь
по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к ее процессу и
результату; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.
Старшей группы
Высокий уровень - ребенок активно интересуется разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет
индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, словами, жестами, мимикой); самостоятельно и мотивированно
занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности
замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном).
Средний уровень - ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем
мире и выражает свои эмоции; включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в
выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях;
замыслы и результат деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.
Низкий уровень - ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной
поддержке со стороны взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых художественных техник.
Подготовительной группы
Высокий уровень - ребенок проявляет устойчивый интерес к разным видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и
самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк), получает эстетическое удовольствие от
освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем
мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир.
Средний уровень - ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем
мире; охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов,
изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замысел и результат
деятельности не всегда оригинальны.
Низкий уровень - ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и поддержке со
стороны взрослого или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых техник и изобразительно-выразительных средств; не высказывает
заметного интереса к искусству.

Музыкальное развитие
1 младшая группа
№
п/п

№
группы

Узнает знакомые м ел оди и, Проявляет активность при Умеет выполнять движения:
в м ест е с взрослым подпевает в подпевании, выполнении притопывать ногой, хлопать в
танцевальных движений
ладоши, поворачивать кисти рук
песне музыкальные фразы

Умеет извлекать звуки из
музыкальных инструментов:
погремушки, бубен

Итоговый
показатель

№1
№2
Итого

2 младшая группа
№
№
Слушает музыкальное произведение до Умеет выполнять танцевальные движения: Различает
и
называет
п/п группы конца. Узнает знакомые песни. Поет, не кружиться в парах, при-гопывать попеременно музыкальные
инструменты:
отставая и не опережая других
ногами, двигаться под музыку с предметами
металлофон, барабан. Замечает изменения в звучании (тихо —
громко)

Итоговы
й
показате
ль

Итого

Средняя группа
№
№
Имеет предпочтение в выборе муз.
п/п группы произведения для слушания и пения.
Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя
их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения

Умеет выполнять танцевальные движения:
пружинка, подскоки, движение
парами по кругу, кружение по
одному и в парах. Может
выполнять движения с предметами

Узнает песни по мелодии.
Итоговый
Может петь протяжно, четко про- показатель
износить слова; вместе с другими
детьми — начинать и заканчивать пение

Старшая группа
№
№
Различает жанры муз.
п/п группы произведений, имеет
предпочтения в
слушании муз.
произведений

Может ритмично двигаться
по характеру музыки, самостоятельно
инсценирует
содержание
песен,
хороводов,
испытывает
эмоциональное
удовольствие

Умеет выполнять танцевальные
движения
(поочередное
выбрасывание ног в прыжке,
выставление ноги на пятку в
полуприседе, шаг с продвижением
вперед и в кружении)

Играет на детских муз. Итоговый
инструментах
показатель
несложные песни и
мелодии; может петь в
сопровождении
муз.
инструмента

Подготовительная группа
№
№
Умеет выразительно и ритмично дви- Исполняет сольно и в ансамбле может петь в сопровождении
п/п группы гаться в соответствии с характером на детских муз. инструментах муз. инструмента, индивимузыки, испытывает эмоциональное несложные песни и мелодии;
дуально и коллективно
удовольствие

Итого

Итоговый
показатель

Образовательная область «Физическое развитие»
№
п/п

1
Проявляет навыки опрятмладшая ности, пользуется индивидугруппа альными предметами гигиены
(носовым
платком,
полотенцем, расческой, горшком)

Умеет
принимать
жидкую и твердую
пищу.
Правильно
использует
ложку,
чашку, салфетку

Умеет
ходить
и
бегать,
не
наталкиваясь на других детей. Проявляет
желание играть в подвижные игры

Может
прыгать на
двух ногах на
месте, с продвижением
вперед

Умеет брать,
держать,
переносить,
класть, бросать,
катать мяч

Умеет ползать, под- Итоговый
лезать под натянутую показател
веревку, перелезать
через бревно, лежащее
на полу

Итого

2
№
п/п младша
я
группа

Итого

Владеет
простейшими
навыками повеления во время
еды, умывания

Приучен к
опрятности.
замечает и
устраняет
непорядок в одежде

Умеет ходить и
бегать,
сохраняя
равновесие,
в
разных
направлениях
по
указанию взрослого

Может ползать на
четвереньках, лазать
по
лесенкестремянке,
гимнастической стенке
произвольным
способом

Энергично
отталкивайся в
прыжках на двух
ногах, прыгает в
длину с места

Катает мяч в
заданном
направлении
с
расстоянии,
бросает
мяч
двумя руками от
груди,
из-за
головы; ударяет
мячом об пол,
бросает вверх и
ловит;
метает
предметы правой
и левой руками

Итоговы
й
показате
ль

№ Средняя Знает о значении
п/п группа для
здоровья утренней
гимнастики,
закаливания,
соблюдения режима
дня

Соблюдает
элементарные
правила
личной гигиены,
опрятности

Умеет
самостоятельно
одеваться и
раздеваться,
убирает одежду
и обувь в
шкафчик

Ловит мяч с
расстояния.
Метает
мяч
разными
способами
правой и левой
руками, отбивает
о пол

Строится по
заданию
взрослого в
шеренгу,
в колонну по
одному,
парами, в круг

Определяет положение Итоговый
предметов в
показатель
пространстве, умеет
двигаться в нужном
направлении, находит
правую и левую руки

Итого
№ Старшая Знает о важных и
Соблюдает
Умеет быстро и Умеет лазать по
п/п группа вредных факторах элементарные аккуратно
гимнастической
для здоровья, о знаправила
одеваться
и стенке, прыгать
чении для здоровья
личной гираздеваться,
в
длину
с
утренней
гиены,
соблюдает
места, с разбега,
гимнастики,
самообслужива- порядок
в в высоту с раззакаливания,
ния,
шкафчике
бега,
через
соблюдения режима
опрятности
скакалку
дня

итого

Умеет
перестраиваться
в колонну по
трое,
четверо,
равняться,
размыкаться,
выполнять повороты в колонне

Умеет
метать Итоговый
предметы правой и показатель
левой
руками
в
вертикальную и горизонтальную
цель,
отбивает и ловит мяч

№ подготовит Знает о принципах
п/п
группа
здорового
образа
жизни
(двигательная активность,
закаливание,
здоровое питание,
правильная осанка)
и
старается
их
соблюдать

Итого

Называет
атрибуты некоторых видов
спорта, имеет
предпочтение
в
выборе
подвижных
игр
с
правилами

Выполняет
ОРУ
по
собственной
инициативе,
согласует
движения рук
и ног

Умеет прыгать
в длину с
места, с
разбега, в высоту с
разбега, через
скакалку

Умеет
перестраиваться в
3—4 колонны, в
2—3 круга на ходу,
в 2 шеренги после
пересчета,
соблюдает
интервалы
в
передвижении

Умеет
метать Итоговый
предметы правой и показатель
левой
руками
в
вертикальную
и
горизонтальную
цель, в движущуюся
цель, отбивает и
ловит мяч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».