Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 527 620025 г. Екатеринбург, пер. Утренний, д. 6, тел.: (343) 226-89-10 Практико-ориентированный проект «Модель содержания нравственно-патриотического развития дошкольников» Екатеринбург Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повлекли за собой изменения в содержании работы дошкольных образовательных организаций. Одним из аспектов, рассматриваемых в Стандарте, является «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства …». Наше учреждение посещают дети разных национальностей, поэтому воспитание чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, а также ценностного отношения к представителям иных социокультурных групп, сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, является одним из значимых направлений развития образования дошкольников. Помимо всего данный аспект является основополагающим в реализации миссии детского сада – патриотическое воспитание дошкольников. Данный факт обосновывает необходимость разработки и реализации модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики с учетом контингента воспитанников, особенностей дошкольного учреждения, имеющихся традиций, кадрового потенциала. Целью реализации модели является - формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников основ патриотизма. 2. Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах формирования основ патриотизма: - разработать технологию формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе метода проектов. - создать образовательную среду, способствующую формированию основ патриотизма в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 3. Совершенствовать систему оценки качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма у детей дошкольного возраста. 4. Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста. Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики Оптимальные условия для повышения качества образования Актуальные практики патриотического воспитания Эффективные технологии патриотического воспитания Организация музеев патриотической направленности Технология формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе метода проектов - музей «Русские народные сказки», - музей «По сказам П. Бажова», Целевой модуль Цель Задачи Содержательный модуль Содержание технологии строится по проектам: «Моя семья» «Мой детский сад» - музей «Мой город – Екатеринбург», - музей «Куклы моей бабушки», – музей «Матрешка», музей «Животные Урала», музей «Расписная игрушка» «Край родной» «Большая семья» «Земля – наш общий дом» Процессуально-деятельностный модуль Система работы по формированию основ патриотизма у детей дошкольного возраста через реализацию проектов Работа с детьми Работа с педагогами Совместная деятельность воспитателя и детей. Работа с родителями Привлечение родителей к участию в реализации проектов. Диагностико-результативный модуль Результат Диагностические методы Мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей 1.Педагогический совет. 2.Семинары-практикумы. 3.Консультации по организации родительских встреч в нетрадиционной форме. 4.Мастер-классы. 1.Родительские встречи. 2.Привлечение родителей в пополнении экспозиций музеев. 3.Участие в выставках сотворчества, акциях, праздничных мероприятиях. 4.Использование информационно коммуникационных технологий: сайта образовательной организации, выпуск газет, памяток, буклетов. Оценка качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма Основу модели развития патриотического воспитания составляют: 1) актуальные практики патриотического воспитания – это организация деятельности музеев патриотической направленности, являющиеся центром воспитательной работы по патриотическому воспитанию в Учреждении: музей «Русские народные сказки», - музей «По сказам П. Бажова», - музей «Мой город – Екатеринбург», - музей «Куклы моей бабушки», – музей «Матрешка», - музей «Животные Урала», - музей «Расписная игрушка». 2) второй специфический ресурс - эффективные технологии патриотического воспитания, в частности, технология формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе метода проектов, содержательный, процессуально-деятельностный модули которой представлены 5-ю проектами: «Моя семья», «Мой детский сад», «Край родной», «Большая семья», «Земля – наш общий дом». Работа проводится в трех направлениях: работа с детьми осуществляется в совместной деятельности воспитателя и детей. Разработанное содержание логично интегрируется в различные виды детской деятельности; успех реализации технологии обеспечивается построением системы работы с педагогами; задачи по формированию основ патриотизма у детей в полной мере невозможно решить без взаимодействия с родителями. Технология ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде. Данная технология, реализуя принцип развивающего образования, предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В рамках реализации модели развития патриотического воспитания проводятся мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей: с педагогами проводится теоретико-практическая подготовка по вопросам внедрения метода проектов в образовательный процесс; происходит обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов на мастер-классах; сотрудничество с родителями подразумевает тесный контакт c семьей, опору на ее традиции и опыт. Вовлечение родителей в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Мы считаем, что работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, когда сведения усваиваются самым экономным способом – путем запечатления. В дальнейшем это станет фундаментом будущих понятий, представлений, которые будут дополняться, усложняться и развиваться. Реализация модели развития патриотического воспитания рассчитана на 3 года. Этапы Первый этап – диагностико-организационный (май-август 2018 г.): Второй этап – практический, этап реализации (сентябрь 2018- апрель 2021 гг.): Третий этап - итогово-аналитический (май 2021 г.): В рамках первого этапа – диагностико-организационного (май-август 2018 г.): в учреждении создан и действует Координационный совет по реализации модели; создана нормативно-правовая база; организована предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая выстраивается с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствие с требованиями Стандарта дошкольного образования и способствует формированию основ патриотизма у дошкольников; усовершенствована система оценки качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма у детей дошкольного возраста; разработана педагогическая технология формирования основ патриотизма на основе метода проектов; был подобран и оформлен материал для музеев патриотической направленности. В рамках второго этапа – практического (сентябрь 2018 - апрель 2021 гг.): апробируется педагогическая технология формирования основ патриотизма на основе метода проектов; осуществляется деятельность музеев патриотической направленности: музей «Русские народные сказки», - музей «По сказам П. Бажова», - музей «Мой город – Екатеринбург», - музей «Куклы моей бабушки», – музей «Матрешка», - музей «Животные Урала», - музей «Расписная игрушка» Деятельность каждого музея курирует ответственное лицо учреждения. Помимо действия музеев, расположенных в пространстве учреждения, созданы минимузеи в групповых ячейках. Конечно, в условиях группы невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, отсюда и название «минимузей». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции. Самое главное, что дети сами были активными участниками в создании групповой музейной экспозиции: они совместно с воспитателем обсуждали ее тематику, приносили из дома экспонаты, пополняли ее рисунками и поделками сотворчества с родителями. В мини – музеях можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. осуществляется методическое сопровождение педагогических кадров в реализации педагогической технологии: с педагогами были проведены: педагогический совет, семинары-практикумы, консультации по организации родительских встреч в нетрадиционной форме, мастерклассы; работа с родителями по повышению уровня компетентности в вопросах формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста предусматривает применение различных форм и методов работы: были проведены родительские встречи, идет привлечение родителей в пополнении экспозиций музеев, родители активно участвуют в выставках сотворчества, акциях, праздничных мероприятиях, мы используем информационно коммуникационные технологии: сайт дошкольного учреждения, выпуск газет, памяток, буклетов; отслеживаются результативность. В процессе третьего этапа - итогово-аналитического (май 2021 г.): будет проведен анализ результатов внедрения педагогической технологии формирования основ патриотизма; анализ деятельности музеев патриотической направленности; обобщены результаты. Промежуточные срезы на данном этапе уже позволили выявить позитивные изменения в результате используемой нами модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики. Описание позитивных изменений в результате реализации модели 1. Показатель уровня сформированности компонентов основ патриотизма у дошкольников имеет устойчивую динамику развития, о чем свидетельствует мониторинг качества образования по данному направлению. 2. Созданы оптимальные условия (программно-методические - банк методических разработок по данному направлению; кадровые, материально-технические) для повышения качества образования по вопросам развития патриотического воспитания детей дошкольного возраста. 3. Педагоги и родители (законные представители) активно вовлекаются в деятельность, что способствует повышению компетентности в результате практической деятельности. Устойчивость результатов. Возможность реализации модели развития патриотического воспитания, включая механизмы ее ресурсного обеспечения. Возможности модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации связаны с довольно высокой гарантией достижения воспитательных результатов всех компонентов патриотизма. Модель предполагает в конечном итоге продукт осуществленной деятельности, а именно создание практического материала, что впоследствии может быть использовано в качестве наглядного, дидактического материала по формированию основ патриотизма у дошкольников. Таким образом, полученные результаты подтверждают необходимость реализации модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики, если работа в ДОУ будет комплексной, систематичной и плановой. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575831 Владелец Костицына Людмила Михайловна Действителен С 05.03.2021 по 05.03.2022