Практико-ориентированный проект Модель содержания нравственно-патриотического развития дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 527
620025 г. Екатеринбург, пер. Утренний, д. 6, тел.: (343) 226-89-10

Практико-ориентированный проект
«Модель содержания нравственно-патриотического развития дошкольников»

Екатеринбург

Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
повлекли за собой изменения в содержании работы дошкольных образовательных организаций.
Одним из аспектов, рассматриваемых в Стандарте, является «…приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства …».
Наше учреждение посещают дети разных национальностей, поэтому воспитание чувства
любви и привязанности к своей культуре и своему народу, а также ценностного отношения к
представителям иных социокультурных групп, сохранение культурной самобытности каждого
народа, входящего в состав России, является одним из значимых направлений развития
образования дошкольников. Помимо всего данный аспект является основополагающим в
реализации миссии детского сада – патриотическое воспитание дошкольников.
Данный факт обосновывает необходимость разработки и реализации модели развития
патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации
с опорой на современные практики с учетом контингента воспитанников, особенностей
дошкольного учреждения, имеющихся традиций, кадрового потенциала.
Целью реализации модели является - формирование основ патриотизма у детей дошкольного
возраста.
Задачи:
1. Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников основ
патриотизма.
2. Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах
формирования основ патриотизма:
- разработать технологию формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на
основе метода проектов.
- создать образовательную среду, способствующую формированию основ патриотизма в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования.
3. Совершенствовать систему оценки качества образования по определению уровня
сформированности основ патриотизма у детей дошкольного возраста.
4. Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности
педагогов и родителей в вопросах формирования основ патриотизма детей дошкольного
возраста.
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды
дошкольной организации с опорой на современные практики
Оптимальные условия для повышения качества образования
Актуальные практики
патриотического
воспитания

Эффективные технологии патриотического воспитания

Организация музеев
патриотической
направленности

Технология формирования основ патриотизма у детей
дошкольного возраста на основе метода проектов

- музей «Русские народные
сказки»,
- музей «По сказам П.
Бажова»,

Целевой модуль
Цель
Задачи
Содержательный модуль
Содержание технологии строится по проектам:
 «Моя семья»
 «Мой детский сад»

- музей «Мой город –
Екатеринбург»,
- музей «Куклы моей
бабушки»,
– музей «Матрешка»,
музей
«Животные
Урала»,
музей
«Расписная
игрушка»

 «Край родной»
 «Большая семья»
 «Земля – наш общий дом»
Процессуально-деятельностный модуль
Система работы
по формированию основ патриотизма у детей дошкольного
возраста через реализацию проектов

Работа с детьми

Работа с педагогами

Совместная деятельность
воспитателя и детей.

Работа с родителями

Привлечение
родителей к участию в
реализации проектов.

Диагностико-результативный модуль
Результат
Диагностические методы
Мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и
родителей
1.Педагогический совет.
2.Семинары-практикумы.
3.Консультации по
организации родительских
встреч в нетрадиционной
форме.
4.Мастер-классы.

1.Родительские встречи.
2.Привлечение родителей в пополнении экспозиций
музеев.
3.Участие в выставках сотворчества, акциях,
праздничных мероприятиях.
4.Использование информационно коммуникационных
технологий: сайта образовательной организации,
выпуск газет, памяток, буклетов.

Оценка качества образования по определению уровня сформированности основ
патриотизма
Основу модели развития патриотического воспитания составляют:
1) актуальные практики патриотического воспитания – это организация деятельности
музеев патриотической направленности, являющиеся центром воспитательной работы по
патриотическому воспитанию в Учреждении:
музей «Русские народные сказки»,
- музей «По сказам П. Бажова»,
- музей «Мой город – Екатеринбург»,
- музей «Куклы моей бабушки»,
– музей «Матрешка»,
- музей «Животные Урала»,
- музей «Расписная игрушка».
2) второй специфический ресурс - эффективные технологии патриотического
воспитания, в частности, технология формирования основ патриотизма у детей дошкольного

возраста на основе метода проектов, содержательный, процессуально-деятельностный модули
которой представлены 5-ю проектами:
 «Моя семья»,
 «Мой детский сад»,
 «Край родной»,
 «Большая семья»,
 «Земля – наш общий дом».
Работа проводится в трех направлениях:
 работа с детьми осуществляется в совместной деятельности воспитателя и детей.
Разработанное содержание логично интегрируется в различные виды детской
деятельности;
 успех реализации технологии обеспечивается построением системы работы с
педагогами;
 задачи по формированию основ патриотизма у детей в полной мере невозможно решить
без взаимодействия с родителями.
Технология ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, в части умения ребенка работать в
материальной и информационной среде. Данная технология, реализуя принцип развивающего
образования, предполагает построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
В рамках реализации модели развития патриотического воспитания проводятся
мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей:
 с педагогами проводится теоретико-практическая подготовка по вопросам внедрения
метода проектов в образовательный процесс; происходит обмен опытом и
совершенствование профессионального мастерства педагогов на мастер-классах;
 сотрудничество с родителями подразумевает тесный контакт c семьей, опору на ее
традиции и опыт. Вовлечение родителей в образовательную деятельность, посредством
создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Мы считаем, что работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с
младшего дошкольного возраста, когда сведения усваиваются самым экономным способом –
путем запечатления. В дальнейшем это станет фундаментом будущих понятий, представлений,
которые будут дополняться, усложняться и развиваться.
Реализация модели развития патриотического воспитания рассчитана на 3 года.




Этапы
Первый этап – диагностико-организационный (май-август 2018 г.):
Второй этап – практический, этап реализации (сентябрь 2018- апрель 2021 гг.):
Третий этап - итогово-аналитический (май 2021 г.):

В рамках первого этапа – диагностико-организационного (май-август 2018 г.):






в учреждении создан и действует Координационный совет по реализации модели;
создана нормативно-правовая база;
организована предметно-пространственная развивающая образовательная среда,
которая выстраивается с учетом национально-культурных, климатических условий,
в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствие с
требованиями Стандарта дошкольного образования и способствует формированию
основ патриотизма у дошкольников;
усовершенствована система оценки качества образования по определению уровня
сформированности основ патриотизма у детей дошкольного возраста;




разработана педагогическая технология формирования основ патриотизма на основе
метода проектов;
был подобран и оформлен материал для музеев патриотической направленности.

В рамках второго этапа – практического (сентябрь 2018 - апрель 2021 гг.):

















апробируется педагогическая технология формирования основ патриотизма на основе
метода проектов;
осуществляется деятельность музеев патриотической направленности:
музей «Русские народные сказки»,
- музей «По сказам П. Бажова»,
- музей «Мой город – Екатеринбург»,
- музей «Куклы моей бабушки»,
– музей «Матрешка»,
- музей «Животные Урала»,
- музей «Расписная игрушка»
Деятельность каждого музея курирует ответственное лицо учреждения.
Помимо действия музеев, расположенных в пространстве учреждения, созданы минимузеи в групповых ячейках. Конечно, в условиях группы невозможно создать
экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, отсюда и название «минимузей». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены,
и размеры экспозиции. Самое главное, что дети сами были активными участниками в
создании групповой музейной экспозиции: они совместно с воспитателем обсуждали ее
тематику, приносили из дома экспонаты, пополняли ее рисунками и поделками
сотворчества с родителями. В мини – музеях можно самому менять, переставлять
экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Здесь он — соавтор, творец экспозиции.
Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей
— результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
осуществляется методическое сопровождение педагогических кадров в реализации
педагогической технологии:
с педагогами были проведены: педагогический совет, семинары-практикумы,
консультации по организации родительских встреч в нетрадиционной форме, мастерклассы;
работа с родителями по повышению уровня компетентности в вопросах формирования
основ патриотизма детей дошкольного возраста предусматривает применение
различных форм и методов работы: были проведены родительские встречи, идет
привлечение родителей в пополнении экспозиций музеев, родители активно участвуют
в выставках сотворчества, акциях, праздничных мероприятиях, мы используем
информационно коммуникационные технологии: сайт дошкольного учреждения, выпуск
газет, памяток, буклетов;
отслеживаются результативность.

В процессе третьего этапа - итогово-аналитического (май 2021 г.):


будет проведен анализ результатов внедрения педагогической технологии
формирования основ патриотизма;
 анализ деятельности музеев патриотической направленности;
 обобщены результаты.
Промежуточные срезы на данном этапе уже позволили выявить позитивные изменения
в результате используемой нами модели развития патриотического воспитания в условиях
образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики.
Описание позитивных изменений в результате реализации модели

1. Показатель уровня сформированности компонентов основ патриотизма у дошкольников
имеет устойчивую динамику развития, о чем свидетельствует мониторинг качества
образования по данному направлению.
2. Созданы оптимальные условия (программно-методические - банк методических
разработок по данному направлению; кадровые, материально-технические) для
повышения качества образования по вопросам развития патриотического воспитания
детей дошкольного возраста.
3. Педагоги и родители (законные представители) активно вовлекаются в деятельность, что
способствует повышению компетентности в результате практической деятельности.
Устойчивость результатов. Возможность реализации модели развития патриотического
воспитания, включая механизмы ее ресурсного обеспечения.
Возможности модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной
среды дошкольной организации связаны с довольно высокой гарантией достижения
воспитательных результатов всех компонентов патриотизма.
Модель предполагает в конечном итоге продукт осуществленной деятельности, а именно
создание практического материала, что впоследствии может быть использовано в качестве
наглядного, дидактического материала по формированию основ патриотизма у дошкольников.
Таким образом, полученные результаты подтверждают необходимость реализации
модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды
дошкольной организации с опорой на современные практики, если работа в ДОУ будет
комплексной, систематичной и плановой.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575831

Владелец

Костицына Людмила Михайловна

Действителен

С 05.03.2021 по 05.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».