Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 527 620025, г. Екатеринбург, пер. Утренний, д. 6, тел. 226-89-10 e-mail: mdou527@eduekb.ru Учебный план Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана: При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы с детьми. Учебный план разработан с учѐтом: - возрастных и индивидуальных особенностей детей; - выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ. Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 527 является локальным нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом специфики Учреждения, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности, а также регламентирует продолжительность ежедневных прогулок и самостоятельной деятельности детей. Содержание воспитательно-образовательного процесса включает совокупность образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - художественно-эстетическое развитие, - физическое развитие. В структуру учебного плана входят: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. В Учреждении функционируют 10 групп общеразвивающей направленности: группа раннего возраста (воспитанники с 2 до 3 лет); младшая группа (воспитанники с 3 до 4 лет); средняя группа (воспитанники с 4 до 5 лет); старшая группа (воспитанники с 5 до 6 лет); подготовительная группа (воспитанники с 6 до 7 лет). Режим дня в Учреждении соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 2-7(8) лет составляет 5,5-6 часов. Продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 часа. Продолжительность прогулок определяется Учреждением в зависимости от климатических условий. Прогулку организуют 2 раза в день в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня перед уходом детей домой. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. Суммарный объем двигательной активности, не менее 1 часа в день. Продолжительность занятий для детей от 2 до 3 лет – 10 минут, от 3 до 4 лет – 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – 25 минут, для детей от 6 до 7 лет – 30 минут. Максимально допустимый объем суммарной образовательной нагрузки в первой половине дня в группе раннего возраста, в младшей и средней группах не превышает 20, 30 и 40 минут соответственно, а в старшей группе – 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна, в подготовительной группе – 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерыв между занятиями не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Еѐ продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине занятий статического характера проводятся физкультурные минутки Занятия по физическому развитию организуется не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: в группе раннего возраста, 2-3 года – 10 минут; в младшей группе 3-4 года – 15 минут, в средней группе 4-5 лет – 20 минут, в старшей группе 5-6 лет – 25 минут, в подготовительной группе 6-7 лет – 30 минут. Один раз в неделю круглогодично проводятся занятия по физическому развитию на открытом воздухе. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях занятия по физическому развитию организуется на открытом воздухе. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50 % общего времени, отведенного на занятия. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия. Для достижения достаточного объема двигательной активности используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений. В середине года для детей организуются недельные каникулы, во время которых проводится занятия только эстетическо-оздоровительного цикла (музыкальная, физкультурно-спортивная, изобразительная деятельность) К организационным формам двигательной деятельности относятся: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т. д., увеличивается продолжительность прогулок. Занятия для детей раннего возраста основана на организации таких видов деятельности как: - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), - восприятие смысла музыки, - восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок, - двигательная активность. Занятия для детей дошкольного возраста основана на организации таких видов деятельности как: Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей группе игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игрыпутешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественнотворческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирования. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие детей применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникающей задачи. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени и в вечернее время, включает: - наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку); - индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.); - создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам; - трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.); - беседы и разговоры с детьми по их интересам; - рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания; - индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; - двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня; - работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья и др. Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает: - подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; - наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; - экспериментирование с объектами неживой природы; - сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); - элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; - свободное общение воспитателя с детьми. Учитель-логопед работает с воспитанниками, нуждающимися в логопедической помощи в соответствии с программами «Программа для обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» под редакцией А.В. Каше, Т.Б. Филичевой; «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, В.В. Чиркиной. Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю в течение времени пребывания воспитанников в Учреждении по графику, утвержденному заведующим. Образовательная область Вид детской деятельности Социальнокоммуникативная Формирование основ безопасного поведения Игровая, коммуникативная деятельность Трудовая деятельность Познавательная группа раннего возраста Познавательноисследовательская деятельность ФЭМП Музейная педагогика Речевая Художественно – эстетическая План образовательной деятельности детей по реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 527 возрастные группы Речевое развитие Восприятие худ. литературы и фольклора Подготовка к обучению грамоте Рисование Лепка/Аппликация/ Ручной труд Конструирование/ робототехника Музыкальная деятельность Физическое Двигательная развитие деятельность Коррекционно-развивающая работа ИТОГО Соотношение обязательной части к части, формируемой участниками ОО младшая группа средняя группа старшая группа время занятия/количество в год 25 мин 2 раза в месяц/450 Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов подготовительная группа 30 мин 2 раза в месяц/480 Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 10 мин/ 360 15 мин/ 540 20 мин/ 720 Реализуется: в совместной 15 мин/ 540 20 мин/ 620 деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, в режимных моментов Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 20 мин/ 720 15 мин/ 540 20 мин/ 700 Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов Реализуется: в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 10 мин/ 360 (180)* 15 мин/ 540 (270)* 20 мин 2 раза в месяц/ 320 20 мин/ 620 (360)* 10 мин/ 360 15 мин через неделю/ 540 20 мин/ 620 Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 20 мин/ 720 30 мин/ 1080 40 мин/ 1440 30 мин/ 1080 45 мин/ 1620 60 мин/ 2160 Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 100/ 3600 95%/5% 150/5400 95%/5% 200/7200 95%/5% 25 мин/ 900 30 мин /1080 25 мин/ 900 60 мин/ 2160 25 мин 2 раза в месяц/450* 30 мин 2 раза в месяц/480* 25 мин/ 900 25 мин / 900* 30 мин/ 1080 30 мин/ 960* 25 мин/ 525 30 мин/ 540 25 мин/ 900 30 мин/ 1020 25 мин через неделю/ 900 30 мин через неделю /1020 25 мин через неделю/ 900 (450)* 50 мин/ 1800 30 мин через неделю /1020 (540)* 60 мин/ 2160 75 мин/ 2700 90 мин/ 3240 25 мин/ 900 30 мин/960 375/ 13125 86/14% 450/16200 88%/12% * часть, формируемая участниками ОО