Проект по патриотическому воспитанию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 527
620025 г. Екатеринбург, пер. Утренний, д. 6, тел./факс: (343) 226-89-10
e-mail:mbdou527@mail.ru

Практико-ориентированный проект
«Психолого-педагогическое сопровождение
нравственно-патриотического развития дошкольников»

Екатеринбург

В настоящее время социокультурная ситуация в стране ставит перед дошкольными
учреждениями задачу нравственного воспитания подрастающего поколения. Важнейшим
достижением системы российского народного образования за последние десятилетия
является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего
поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются
две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России
и педагогическая - формирование элементарной патриотической культуры юных членов
общества.
Обращение
в
образовании
к
нравственно-патриотическому
воспитанию
обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и
уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и
традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего
Отечества, соответственно представления о русской культуре часто отрывочны и
поверхностны. Анализируя современное состояние проблемы – патриотического
воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего
общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к
индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально
зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями, любящая своѐ отечество,
уважающая традиции и ценности своего народа. А это является одной из основных задач
системы российского образования.
Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к
воспитательной деятельности, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса
через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве,
уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его
самореализации в качестве социального субъекта.
Значительный вклад в развитие теории, методики и практики патриотического
воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества
внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики, в работах
Г.С.Виноградова, К.Д.Ушинского, Г.Н.Данилиной, Ю.Е.Антонова
нашли отражение
вопросы патриотического воспитания дошкольников.
Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на
формирование нравственного сознания и поведения, являются идеи А.С. Макаренко.
Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых
педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа
сотрудничества взрослых и детей.
Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать
вывод: несмотря на наличие, довольно обширной литературы по проблемам
патриотического воспитания, не все теоретические аспекты разработаны в равной степени.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея
воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное
значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в
качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в
патриотическом воспитании дошкольников рассматривают воспитание любви к родному
дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историкокультурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у
них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей
Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в
детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Исходя из этого основными задачами патриотического воспитания являются:
1) обеспечить
историческую
преемственность
поколений,
сохранение,
распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к
историческому и культурному наследию народов России;

2) воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства,
способных к социализации в условиях гражданского общества;
3) формирование позитивной картины мира и межличностных отношений;
Актуальность работы по патриотическому воспитанию подтверждается следующими
еѐ характеристиками:
а) совокупность вопросов умственного, нравственного, эстетического, правового и
патриотического воспитания;
б) междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной
педагогики, детской психологии, юридических наук;
в) отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека,
позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ
планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам
человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим
людям).
Процесс нравственно-патриотического развития детей дошкольного возраста
напрямую зависит от созданных в Учреждении необходимых для этого условий.
Анализ состояния инфраструктуры дошкольного Учреждения (кадровых,
материально-технических условий, развивающей предметно - пространственной среды и
организации методического сопровождения педагогов в сфере нравственнопатриотического развития воспитанников) позволил сделать вывод о необходимости
реализации комплекса мероприятий, направленных на совершенствование условий для
обеспечения нравственно-патриотического развития воспитанников. Задача воспитания
чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в Учреждении, но
результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении,
наполнение ее новым содержанием. Решением является разработка и внедрение в работу
проекта: «Я живу на этой земле».
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск
решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и
мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников,
помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь
только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна
быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками
образовательных отношений. Семья занимает ведущее место в системе воспитания. В семье,
как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности,
формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в
образовательных учреждениях.
Цель проекта:
Разработать программу воспитания гражданских чувств для детей дошкольного
возраста; практическим путем проверить ее доступность; определить педагогические
условия формирования у дошкольников системы патриотических представлений.
Задачи проекта:
1) определить сущность и специфику патриотического воспитания дошкольников в
условиях дошкольного учреждения;
2) определить основные педагогические условия, формы и методы работы по
воспитанию гражданских чувств.
3) на основе разработанных критериев определить эффективность и уровень
доступности проекта.
Направления проектной деятельности:

Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание
познавательных рассказов.

Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием
развивающего обучения.

Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.
Участники: дети дошкольного возраста, родители (законные представители)
воспитанников, педагоги групп, специалисты Учреждения.
Сроки реализации: в течение года (в каждой возрастной группе).
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ».
Управление ДОУ, 2002, № 6.
2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
Управление ДОУ, 2004, № 4.
3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление
ДОУ, 2006, № 8.
4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста». Управление ДОУ, 2006,№ 8.
5. М.Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
Управление ДОУ, 2005, №1.
6. Н.Г. Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 № 1.
7. И.В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через
музейную педагогику». Управление ДОУ, 2008, № 4.
8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
9. Г.Н.Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России», М.,2004
10. М.Ю.Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.,2003
11. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»,
М.,2005
12. С.А.Козлова «Социальное развитие дошкольника», М.,2003
13. М.А. Дозорова «Семья», М.,2008
14. Материалы Интернет-ресурсов.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. подбор исторической литературы,
2. подбор произведений русского народного творчества,
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
4. подготовка разного вида бросового материала
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6. дидактические игры,
7. выставки книг, рисунков, поделок,
8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой
комнаты, музыкального зала).
9. совместная работа с общественными организациями.
10. организация мини-музеев в группах.


Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:

Разработка цикла познавательных занятий

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический:
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию выглядит
следующим образом и включает в себя как непосредственно организованную деятельность

(НОД), так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы,
дидактические игры, и т.д. В каждом блоке даны примерные темы бесед и консультаций, но
это не ограничивает воспитателей групп в творческом подходе к решению образовательных
и воспитательных задач.

ЭТО Я
МОЯ СЕМЬЯ
МОЙ ДЕТСКИЙ САД
МОЙ РАЙОН
МОЙ ГОРОД
МОЙ КРАЙ
МОЯ СТРАНА

III. Презентационно - завершающий
Открытое занятие «Моя Родина – Уральский край!», «Моя Россия!»
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Оценка знаний детей, по разработанным критериям.
Необходимые условия реализации проекта:
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки,
3. интеграция со специалистами детского сада, общественными организациями.
Предполагаемый результат:
1. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на
происходящее, оказывать посильную помощь.
2. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
3. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со
взрослыми (проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание
посильной помощи).
4. Учитывается активное участие детей и их родителей в выставках, конкурсах,
спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Методы проекта:
1. наблюдение,
2. совместные игры,
3. анкетирование,
4. познавательные игровые занятия,
5. беседы.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».