Индивидуализация образовательного процесса
29.08.2022
Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода. Педагоги ДОО организуют учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, который позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Воспитателями ДОО разработаны индивидуальные образовательные маршруты воспитанников.
В общих положениях ФГОС ДО
Пункт 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные
на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и амплификация
(обогащение) детского развития, и построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В требованиях к условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Пункт 3.2.5. - раскрыты условия, необходимые для
создания социальной ситуации развития детей.
· Создание
условий для свободного выбора детьми деятельности; принятия самостоятельных
решений детьми;
· Выражения
своих чувств и мыслей.
· Поддержку
детской инициативы и самостоятельности (игровой, проектной, исследовательской,
познавательной и т.д.).
Индивидуализация – процесс создания и осознания
индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта
собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные
цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей
деятельности.
Неправильно
отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом.
Индивидуальный подход –
организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных
особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии
ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. Попробуем
сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход.
Рассмотрим различия индивидуализации образования и
индивидуального подхода в образовании.
Индивидуальный подход |
Индивидуализация
образования |
|
Цель: |
Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом
индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции
недостатков в развитии |
Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных
возможностей развития личности |
прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми;
требование и оценка результата |
признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение
целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах
личности |
|
Тактика: |
диктат и опека |
сотрудничество и партнерские отношения |
«Хороший ребенок» |
следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу)
выполнения действия |
инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели,
желания, творческий |
Убеждение: |
ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых
наиболее ценный способ развития |
ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим
миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение
ребенком собственного опыта |
Вывод: |
Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы;
от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания
(проблемы и недостатки в развитии) и знание норм (стандарт, требование
программы), подготовить для занятия разноуровневые задания |
Индивидуализация распространяется на каждого ребенка:
от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность
к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень
профессионализма |