Список литературы по одаренным детям
02.09.2024
Нормативно-правовая база по работе с одаренными детьми
и талантливой молодежью
1. Ведомственная целевая программа «Одаренные дети» на 2017–
2019 годы (утв. приказом управления образования г. Череповца от
12.12.2016 № 1917 [Эл. рес.]. – Режим доступа: http: //cherepovetsuo.edu35.
ru/
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [Эл. рес.]. – Режим доступа: http: //sta№dart.edu.
ru/.
3. Концепция поддержки одаренных детей [Эл. рес.]. – Режим доступа: http: //www.me№obr.ru/materials/164/30058/
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Эл.
рес.]. – Режим доступа: http: //www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/ Центр образовательного законодательства
5. Федеральный государственный образовательный стандарт (утв.
приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки
РФ). – [Эл. рес.]. – Режим доступа: http: //sta№dart.edu.ru/
6. Феденко, Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» /
Л.Н. Феденко [Эл. рес.]. – Режим доступа: http: //www.isiorao.ru/№ews/
i№dex.php?№ews=3043
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–
2015 гг. [Эл. рес.]. – Режим доступа: // http: //www.fcpro.ru/
8. Сайт Министерства образования и науки [Эл. рес.]. – Режим доступа: http: //sta№dart.edu.ru/.
Одаренные дети: к постановке проблемы
1. Абатурова, В.В. О системе работы с одаренными школьниками в
России / В.В. Абатурова // Профильная школа. – 2010. – № 3. – С. 10–13.
2. Азаров, Ю. Сверхзадача и развитие таланта / Ю. Азаров // Воспитание школьников. – 2004. – № 1. – С. 45.
142
3. Азаров, Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований
/ Ю. Азаров // Воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 25–30.
4. Алейникова, И. Если за партой – гений...: учителя не прощают детям их одаренность / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом
«Первое сентября». – 2010. – № 21. – С. 20–23.
5. Арсланьян, В. Гении или чудаки? / В. Арсланьян // Математика:
изд. дом Первое сентября. – 2006. – № 21. – С. 21–22.
6. Бабушкина, О.В. Использование открытых образовательных технологий в рамках реализации программы «Одаренные дети» / О.В. Бабушкина // Завуч. – 2010. – № 8. – С. 11–16.
7. Бозюн, Е.К. Социально-психологические аспекты работы с одаренными детьми / Е.К. Бозюн // Дополнительное образование. – 2005. – № 11.
– С. 33–37.
8. Боровик, В.Г. Роль инновационных общеобразовательных школинтернатов в работе с одаренными детьми / В.Г. Боровик // Администратор образования. – 2010. – № 14. – С. 3–7.
9. Букатов, В. Тяжкая ноша одаренности / В. Букатов // Директор
школы. – 2005. – № 10. – С. 67–74.
10. Верхозина, О.А. Пути и способы повышения квалификации педагогов в сфере готовности к эффективному межличностному взаимодействию с одаренными учащимися / О.А. Верхозина // Методист. – 2009. –
№ 7. – С. 5–7.
11. Виннер, Э. Необычные таланты: одаренные дети, вундеркинды и
умники / Э. Виннер // Физика: изд. дом «Первое сентября». – 2001. – № 8,
13, 17, 21, 25.
12. Винокурова, Д.В. Одаренные дети в глазах общества / Д.В. Винокурова // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. – № 3. –
С. 32.
13. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика: из Послания Президента России Федеральному
Собранию РФ 12 ноября 2009 года // Народное образование. – 2010. –
№ 1. – С. 11–13.
14. Данилова, Л.Н. Одаренные школьники: обучение в германоязычных странах / Л.Н. Данилова // Народное образование. – 2010. – № 1. –
С. 220–226.
15. Коноплева Н. Легко ли быть вундеркиндом? / Н. Коноплева //
Директор школы. – 2004. – № 3. – С. 54.
16. Кулемзина, В. «Ловушки» в педагогике детской одаренности /
В. Кулемзина // Учитель. – 2003. – № 4. – С. 76.
143
17. Лейтес, Н. Что значит «одаренный ребенок»? / Н. Лейтес // Искусство в школе. – 2003. – № 3. – С. 3–7.
18. Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес //
Завуч. – 2009. – № 8. – С. 45–51.
19. Мелик-Пашаев, А. О художественной одаренности возрастной и
индивидуальной / А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. – 2003. – № 3.
– С. 7–12.
20. Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одаренности / А.А. Мелик-Пашаев // Завуч. – 2009. – № 8. – С. 63–69.
21. Образование одаренных – государственная проблема / В.В. Рубцов [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 4. –
С. 5–14.
22. Одаренные дети / пер. с англ., предисл. В.М. Слуцкого; общ. ред.
Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
23. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя
/ под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
24. Одинцова, М.А. Я – целый мир: программа развития личности
подростков и юношества: учеб.-метод. пособие / М.А. Одинцова. – М.:
Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. – 208 с.
25. Ознобихин, А.И. Проблемы одаренных детей / А.И. Ознобихин //
Школа. – 2004. – № 2. – С. 64–67.
26. Основные современные концепции творчества и одаренности /
под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Мол. гвардия, 1997. – 416 с.
27. Панов, В. Не только дар, но и испытание / В. Панов // Директор
школы. – 2000. – № 3. – С. 56–62.
28. Панов, В.И. Одаренность как педагогический и психологический
феномен / В.И. Панов // Дополнительное образование. – 2003. – № 7. –
С. 3.
29. Парубок, Н. Быть самим собой – не простая задача / Н. Парубок
// Учитель. – 2010. – № 5. – С. 33–36.
30. Пасечник Л. Одаренность: эволюция понятия и диагностика /
Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С. 61–73.
31. Пасечник, Л. Одаренный ребенок – особая ценность для общества
/ Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 2. – С. 13–20.
32. Паутова, Л.А. Одаренность в России: феномен сквозь прицел социологических опросов / Л.А. Паутова // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 4. – С. 50–63.
33. Планида, О. Одаренный ребенок – счастье или головная боль учителя? / О. Планида // Учитель. – 2009. – № 5. – С. 15–17.
144
34. Программа «Одаренный ребенок»: основные положения / авт.:
Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. – М.: Новая школа, 1995.
– 64 с.
35. Степанов, С. Загадка одаренности: новая попытка разгадки /
С. Степанов // Школьный психолог: изд. дом «Первое сентября». – 2010.
– № 17. – С. 4–5.
36. Стрельцова, В. Станет ли вундеркинд гением? / В. Стрельцова //
Здоровье детей: изд. дом «Первое сентября». – 2003. – № 19. – С. 20.
37. Фролова, Т. Большие амбиции маленькой школы: школа для одаренных детей / Т. Фролова // Директор школы. – № 8. – С. 32–34.
38. Чудновский, В.Э. Одаренность: дар или испытание / В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич. – М.: Знание, 1990. – 80 с.
39. Шмелев, В. Социокультурный портрет будущей интеллектуальной элиты / В. Шмелев, С. Балабанов // Директор школы. – 2005. – № 2.
– С. 71.
40. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга
для учителей и родителей / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 1996. –
136 с.
41. Юркевич, В.С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий
потенциал общества / В.С. Юркевич // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 4. – С. 74–86.
42. Якимова, Т.В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей / Т.В. Якимова // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 3. – С. 87–96.
43. Яковлева, Е. В лаборатории одаренности танцуют смех и рисуют
печаль / Е. Яковлева // Первое сентября. – 2003. – № 61. – С. 7.
Психологические аспекты детской одаренности
1. Багоцкий, С.В. Психологи об одаренности / С.В. Багоцкий // Биология в школе. – 2006. – № 6. – С. 75–77.
2. Богломочева, О.А. Особенности образа мира у одаренных подростков / О.А. Богломочева // Психологическая наука и образование. – 2006.
– № 4. – С. 5–21.
3. Богоявленская, М. «Исчезновение» одаренности: школьные проблемы, связанные с опережающим ранним развитием / М. Богоявленская
// Школьный психолог: изд. дом «Первое сентября». – 2004. – № 46. –
С. 5.
4. Богоявленская, М. Право на ошибку: школьные проблемы одаренных детей. Мотивация / М. Богоявленская // Школьный психолог: изд.
дом «Первое сентября». – 2004. – № 45. – С. 24.
145
5. Богоявленская, М. Требуется помощь: школьные проблемы одаренных детей / М. Богоявленская // Школьный психолог: изд. дом «Первое сентября». – 2005. – № 3. – С. 6.
6. Виноградов, Е.С. Географическая широта и одаренность / Е.С. Виноградов // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 138–150.
7. Гусельцева, М.С. Культурно-аналитический подход к феноменам
креативности, неадаптивности и гениальности / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 17–29.
8. Дубынин, И.А. Особенности социальной адаптации художественно
одаренных учащихся / И.А. Дубынин // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 1. – С. 22–27.
9. Духанина, Л.Н. Инфраструктура одаренности, или Доживем ли до
понедельника 2020 года? / Л.Н. Духанина // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 4. – С. 31–40.
10. Ильин, Е.П. Способности и одаренность / Е. П. Ильин // Дифференциальная психофизиология. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. –
464 с.
11. Климонтова, Т.А. Открытость внутреннего мира учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности / Т.А. Климонтова
// Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. – С. 36–42.
12. Ландау, Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. – М.: Академия, 2002. –
144 с.
13. Левонтин, Р. Умственные способности / Р. Левонтин // Психология индивидуальных различий: учеб. пособие для студентов вузов / под
ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 273–294.
14. Лейтес, Н.С. Одаренные дети / Н.С. Лейтес // Психология индивидуальных различий: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.
Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 304–312.
15. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие
для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.С. Лейтес. – М.: Академия,
2001. – 320 с.
16. Маркелов Е.В. Организация школы для особо одаренных детей и
подростков / Е.В. Маркелов, В.С. Юркевич // Психологическая наука и
образование. – 2004. – № 2. – С. 92–96.
17. Маркова, Н.Г. Соотношение интеллектуального и творческого
компонентов одаренности: школьная психологическая служба / Н.Г. Маркова, Н.Н. Бац // Психологическая наука и образование. – 2002. – № 1. –
С. 51.
146
18. Обухова, Л.Ф. Современный ребенок: шаги к пониманию /
Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова // Психологическая наука и образование.
– 2010. – № 2. – С. 5–18.
19. Песков, В. Различие структуры представлений у интеллектуально
одаренных и среднеинтеллектуальных подростков / В. Песков // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. – С. 28–34.
20. Петрова, С.О. Психологические особенности одаренных подростков с разным соотношением вербальных и невербальных способностей /
С.О. Петрова // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. –
С. 71–79.
21. Савенков, А. Одаренные дети и творческие люди: особенности
психического развития / А. Савенков // Школьный психолог: изд. дом
«Первое сентября». – 2004. – № 30. – С. 11.
22. Тарасова, С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных
детей: школьная психологическая служба / С.Ю. Тарасова // Психологическая наука и образование. – 2002. – № 1. – С. 59.
23. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий: учеб. пособие для студентов вузов / под
ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 262–272.
24. Ушаков, Д.В. Цена интеллекта: от психологических категорий к
экономическим / Д.В. Ушаков, А.Г. Лобанов // Психологическая наука и
образование. – 2009. – № 4. – С. 15–30.
25. Шебеко, В. Одаренность и психомоторика / В. Шебеко, А. Буллах
// Обруч. – 2004. – № 3.
26. Штерн, В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного
возраста / В. Штерн ; авториз. пер. с нем.; под ред. В.А. Лукова. – СПб.:
Союз, 1997. – 128 с.
27. Шумакова, Н.Б. Гендерные особенности в развитии исследовательской позиции одаренных школьников / Н.Б. Шумакова // Вопросы
психологии. – 2010. – № 2. – С. 56–64.
28. Юнг, К.Г. Феномен одаренности / К.Г. Юнг // Психология индивидуальных различий: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.
Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 294–304.