Нравственность - незыблемая основа человеческого общества

21.02.2023

Главное достижение человека разумного это интеллект, помноженный на высокую нравственность. Общечеловеческие ценности и названы общечеловеческими, поскольку приобретались всем человечеством и совершенствовались по мере становления культуры человечества. Но в последние годы общество всё чаще сталкивается с проблемой деформации общепринятых норм и ценностей. Что особенно тревожит, так это потеря нравственных основ среди подрастающей молодежи. Искажение моральных и нравственных основ ведут к жестокости, нетерпимости, агрессии, насилию к окружающим, включая и близких. Идёт подмена таких понятий как свобода, демократия, терпимость и уважение на вседозволенность, хамство, агрессию, браваду, жестокость, унижение и лицемерие. Как же уберечь нашу подрастающую молодежь от негативных последствий насаждающих пагубных идеологий? Когда надо знакомить детей с общечеловеческими ценностями, которые переходят от одного поколения, к другому, из одного века в другой.

Правила и нормы морали закладываются с самого раннего детства, с первых месяцев жизни ребёнка. Воспитание нравственности исходит от мамы, близких: это любовь и ласка, создание ребёнку благоприятных условий для его роста и развития: доброжелательный спокойный тон общения, без раздражения и досады, соблюдение определённого оптимального режима жизни малыша. С взрослением ребёнка, появлением его в общественных местах, поступлением в дошкольное учреждение к процессу становления нравственности присоединяются педагоги, общество.

Малыш слышит и понимает речь окружающих, видит их поступки, начинает по-разному проявлять своё отношение к увиденному. Всё больше людей задействовано в становление личности ребёнка, будущего гражданина своего отечества. Вот на этой стадии воспитания нравственности важна четко скоординированная работа всего общества, семьи и педагогов, которая поможет нашим детям усвоить общепринятые морально - нравственные основы. С каждым годом, при правильном воспитании, совершенствуются, расширяются, укрепляются, доводятся до автоматизма нравственные основы личности.

В дошкольном учреждении созданы условия для успешного развития общечеловеческих ценностей. Проводятся определённые игры, в том числе специально созданные ситуации, эпизоды общественных отношений, требующих от детей решения нравственных задач, поставленных педагогом (например,: уход за заболевшим членом семьи, кормление птиц в холодное время года, бережное отношение к растениям, исключение из общения ссор со сверстниками из-за игрушки и т.п.) Как в семье осуществлять становление и воспитание нравственных основ?

Обратимся к словам замечательного педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского: «В семье, где отец и мать отдают частичку своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными...». - Поэтому первое, что должно быть в каждой семье - личный пример взрослого. (не должны отличаться требования к поведению ребёнка с собственным поведением взрослого родителя. Сколько угодно можно говорить о соблюдении чистоты в доме, в городе где живёшь, но в то-же время выбросить использованный билет под ноги или бумажку от съеденной конфеты, результат один — в данном случае нулевой); - важно установить постоянно уважительное общение с ребёнком, и не только с ребёнком (не смотря на возраст, социальную разницу, семейный статус и т.п. говорить с ребёнком (в том числе и с посторонним) на равных, не унижая его, не оскорбляя, не вешая ярлыков — «ты плохой», «ты неряха», - но «ты поступаешь как не воспитанный»... ); - организовать посильный труд, обязанности по дому, усложнять поручения и их длительность по мере роста ребёнка. Труд в семье помогает почувствовать ребёнку свою значимость, своё взросление; - знакомить детей с культурным наследием общества, это литература мультфильмы, фильмы и музеи (в более старшем возрасте) музыкальные произведения и прочие культурные ценности как российские, так и мирового значения. Конечно, знакомя детей со сказками или просмотрев мультфильм необходимо помочь ребёнку разобраться в поведении героев (Маша шалит, Медведя обижает! Не знает Маша как надо вести себя, некому рассказать. Медведь не умеет говорить, но добрый, ждет, когда же Маша научится вести себя как положено воспитанной девочке...).

 

Более взрослого ребёнка, после посещения картинной галереи спросить, как ты относишься к картине И.И Шишкина «Утро в сосновом лесу»? Что художник хотел сказать нам через пейзаж своей картины? Может рассказать о вечной красоте природы, взаимоотношениях родителей и детей?... и т.д. -знакомство детей с природой неотъемлемая часть нравственно-патриотического воспитания (начиная с ранних лет- окружающая природа рядом с домом, затем, по мере взросления, дети знакомятся с малой Родиной, со страной, миром).

Какие же приёмы воздействия применять в воспитательном процессе:

- пример,

- приучение, Хочу такой сайт

- убеждение,

- разъяснение,

- обсуждение конфликтных ситуаций и опять же, приведение примера, как можно выйти из сложившейся ситуации, какие уроки извлечь? и т.п.

Вот так постепенно, но неизменно и постоянно, окружая ребёнка вниманием, создавая благоприятную развивающую среду, не оставляя без внимания как добрые поступки, так и злые (плохие), ребёнок постигает моральные принципы общества. И, прежде всего в семье, он должен найти ответ, (совет) при определённых обстоятельствах, а не искать их на улице, спрашивая сверстников или ещё каких то деструктивных лиц, как надо поступить. И в заключения хочу сказать ещё об одном высказывании В.А. Сухомлинского: «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.09.2024

Дата обновления: 11.09.2024

Дата публикации: 21.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».