Семья глазами ребенка
19.01.2024
2024 год
в России объявлен Годом семьи.
Президент РФ
Владимир Путин подписал указ 22 ноября 2023 года. Цель — популяризация государственной
политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей.
Семейное воспитание процесс двусторонний. Растут в семье дети, и вместе с ними учатся их растить и воспитывать родители. С того момента, как родился ребёнок, он начал обживаться в мире, начал обучаться. Обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру — к обществу, к людям, к самому себе. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Особую роль в жизни человека, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Родители первые воспитатели и учителя ребёнка. Впервые, кого ребёнок видит в своей жизни, кому отдаёт свою любовь и привязанность, рядом с которыми шлифует свой разум и приобретает чувственный опыт, а главное без кого не может обойтись – это мама и папа. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится значительную часть своей жизни. Как же мы строим отношения с нашими детьми? Обычно любовь ребёнку даётся нам легче, чем уважение к нему. Да это и понятно: не любить своё дитя противоестественно. Что касается уважения, то, по нашему мнению, ребёнок так мал и неопытен, что должен повиноваться любому нашему указанию. Мы не замечаем, что в этом случае мы выступаем в роли диктатора, а ребёнок пассивного исполнителя. Проявляем чувство меры в любви и требовательности к ребёнку, доброты и строгости – вот необходимо. И ещё: важно видеть в малыше развивающуюся личность, относиться к нему уважительно, как к взрослому человеку, но не забывать об особенностях детства. Чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в руководстве. Руководство взрослого не должно быть навязчивым, а направляющим, рассчитанным на развивающееся детское сознание и самолюбие.
Всегда ли
родительское слово авторитетно для ребёнка? Одних людей ребёнок с готовностью
слушает, других нет. От кого это зависит от взрослого или ребёнка? Родители
склонны винить ребёнка. «Такой уж у него характер: растёт непослушным, упрямым»
Причина иная. Взрослый, умеющий сочетать, требовательность с уважением к
ребёнку всегда более авторитетен. А тот, кто любит сына или дочь слепой любовью
и готов идти на любые уступки, не пользуется авторитетом. А.С. Макаренко
говорил, что в отношениях между взрослыми и детьми нужна не только близость, но
и некоторые расстояния. Это не означает, что исключается доверительность,
задушевность, ласка, нежность.
Мы воспитываем
ребёнка и своим отношением к нему, его поведению. Педагогическое воздействие
эффективно в том случае:
1) если взрослый
умеет найти из многообразия методов самый нужный;
2) если существует
контакт и взаимопонимание;
3) если взрослый
пользуется авторитетом у ребёнка;
4) если ребёнок
растёт в обстановке положительных внутрисемейных отношений;
5) если в
воспитании опираются на сильные стороны ребёнка. Вся жизнь в семье — это
образовательный процесс для ребёнка и педагогический для родителя.
Учите своим
примером! Семья первая, кто приобщает ребёнка к разным видам деятельности —
познавательной, предметной, игровой, творческой, образовательной,
коммуникативной. Семья поддерживает ребёнка, стимулирует и развивает в нём то,
что находится в зачаточном состоянии. Самое главное в этом — не забывайте
поощрять своего малыша, хвалить, даже награждать за какое-либо действие,
поступок.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.09.2024
Дата обновления: 11.09.2024
Дата публикации: 19.01.2024