ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОБЛЕМАМ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
01.03.2022
Личностно-ориентированный
подход в образовании предполагает ориентацию на воспитание, образование и
развитие всех детей с учетом их личных особенностей (возрастных, физических,
психологических, интеллектуальных), образовательных потребностей, а также
отношение к любому ребёнку как к неповторимой индивидуальности. Личностный
подход базируется на том, что любая личность универсальна и основной задачей
работы становится формирование индивидуальности и создание условий для
становления творческого потенциала. Личностно-ориентированный подход в
образовательном процессе - это необходимое условие для раскрытия природных
возможностей и задатков каждого ребенка, гармонизации его развития.
Дошкольный
возраст (3 - 7 лет) - это сензитивный период развития творческого потенциала
ребенка. Почти все известные ученые, музыканты, художники и писатели проявили
свои выдающиеся способности в раннем возрасте. В то же время, одаренность,
рассматриваемая как потенциал личности, характерные личностные свойства,
которые при определенных обстоятельствах могут остаться нереализованными.
Однако,
с психологической точки зрения следует отметить, что одаренность
представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены
познавательная, эмоциональная, волевая, психофизиологическая и другие сферы
психики человека.
Поэтому
одной из актуальных проблем психолого - педагогического сопровождения одаренных
детей (как в условиях детского сада, так и в системе дополнительного
образования) является организация консультативно - просветительской работы с родителями
(законными представителями) воспитанников. В МБДОУ детском саду № 527 этому
вопросу уделяется особое внимание.
Создание
в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала
одаренных детей. Включение одаренного ребенка в игровую, художественную,
познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных
сферах способствует активному развитию способностей дошкольника. Система
семейного воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его
потенциал и уменьшать его трудности. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает
ему самостоятельно преодолевать свои слабости.
Необходимо
создать условия детско-родительских отношений для осуществления организации
деятельности одаренного ребенка:
·
признание
безусловной ценности ребенка;
·
выработка
гибкой адекватной воспитательной стратегии;
·
рациональный
подход в прогнозировании развития и реализации особых творческих и
образовательных возможностей ребенка. предоставление ребенку свободы выражения;
·
отсутствие
попустительской позиции в отношении развития у ребенка социально-бытовых,
регуляторных навыков, а также видов деятельности не относящихся к области
интересов, связанных с одаренностью.
Зачастую,
все участники воспитательного процесса сталкиваются с проблемами, которые
являются следствием неравномерного развития психики одаренных детей. При
опережающем развитии отдельных функций, одаренный ребенок в других отношениях
не только не отличается от своих ровесников, а иногда даже уступает им.
Происходит нарушение мелкой моторики, снижение коммуникативной активности,
повышенная тревожность и т.д. Появляется диссинхрония - неравномерность
развития отдельных способностей и личностных свойств человека. Распространенными видами диссинхронии являются
различия темпов развития интеллектуальных и социально-коммуникативных процессов
или неравномерность развития интеллектуальной и психомоторной сферы одаренного
ребенка. Также встречаются дети, психическое развитие которых отличается
неравномерностью в уровне сформированности эмоциональных, регуляторных,
личностных и других сторон психики. Сверхчувствительность такого ребенка,
способность улавливать причинно-следственные связи окружающих явлений и событий
могут способствовать формированию эмоциональной лабильности. Одаренные дети не
только больше видят и тоньше чувствуют, они способны подмечать сходства и
различия сразу нескольких явлений, предметов.
Но
самой особой, самой трудной, с точки зрения помощи одаренным детям, является
проблема формирования волевых установок, навыков саморегуляции, самоконтроля,
планирования собственной деятельности. Нередко родители обеспокоены такой ситуацией:
ребенок, проявляет склонность к любимому делу, но не умеет трудиться в случаях,
когда требуются выраженные волевые усилия.
Педагоги
детского сада отмечают, что часто у одаренных детей, возникают проблемы общения
со сверстниками, отсутствуют навыки социального поведения. Это выражается в
излишней конфликтности или даже в отчужденности ребенка от группы сверстников. Такие
особенности развития одаренных детей во многом обусловливает необходимость оказания
им педагогической и психологической помощи, а также моральной поддержки со
стороны родителей и педагогов.
Одной
из форм оказания необходимой помощи родителям одаренных детей в нашем
Учреждении является оказание консультативно-просветительской работы.
Все
формы консультативно-просветительской работы с родителями в полной мере учитывают
личностные особенности одаренного ребенка, его родителей (законных
представителей) и ориентируются на эффективную помощь в решении проблем.
Направления
и формы взаимодействия педагогов с родителями в Учреждении:
1. Организация работы по
изучению семьи. Составление характеристики семьи воспитанника (состав семьи,
сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень семьи ребенка и
др.).
Формы
взаимодействия:
анкетирование, собеседование, наблюдение.
2. Организация
психолого-педагогического просвещения родителей.
Формы
взаимодействия:
проведение лекционных занятий по актуальным вопросам воспитания и обучения одаренных
детей, размещение информации на стендах Учреждения, индивидуальная работа,
консультирование.
3. Организация совместной общественно
значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников.
Формы
взаимодействия:
семейные экскурсии, организация детских праздников, мастер-классы.
4. Вовлечение родителей в совместную с детьми творческую,
социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Формы
взаимодействия:
организация творческих мастерских (совместно с родителями и детьми) по разным
видам деятельности.
5.
Активное
включение в работу с семьей специалистов Учреждения.
Формы
взаимодействия:
индивидуальное и групповое консультирование.
6. Оказание помощи родителям в
развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, повышения
мотивационно-волевых установок, находящихся за рамками сферы одаренности
ребенка.
Форма
взаимодействия:
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.
Проектирование
воспитательного процесса в семье одаренного ребенка, направленное на развитие
способностей ребенка и сглаживание его трудностей (стереотипности
коммуникативных тактик, трудности социальной адаптации в коллективе
сверстников) требует участия профессиональных педагогов.
В то же время, педагоги, организующие групповые занятия, имеют возможности в ходе наблюдения за ребенком определить сферу его интересов, наличие выраженных способностей и условий их актуализации, проанализировать особенности поведения и эмоционально-волевой регуляции в познавательной, игровой и коммуникативной видах деятельности.
Дошкольный возраст - это огромная планета, где каждый ребёнок имеет свои таланты: художественные, актёрские, музыкальные. Важно беречь и уважительно относится к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. А еще очень важно помочь родителям принять своего ребенка, как уникальную и одаренную личность, помочь сделать все возможное для его развития.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.12.2022
Дата обновления: 11.09.2024
Дата публикации: 01.03.2022