ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО УЧРЕЖДЕНИЕМ КОСТИЦЫНОЙ Л.М. ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
24.05.2021
Проблема воспитания у детей любви к Родине была
актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Актуальность
проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном
городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким
людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно
недостаточной является работа с родителями по проблеме
нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в
детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые
помогут стать достойным гражданином своей страны. Воспитывать любовь и уважение
к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство
гордости за достижения страны, развивать интерес к доступным ребенку явлениям
общественной жизни.
Мы объединили усилия всех участников образовательного
процесса, скоординировали и направили работу в рамках единой государственной
политики в этой области. В государственном проекте «Национальная доктрина
образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана
обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,
социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». А дошкольное
учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи
нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Именно дошкольный возраст благоприятный
период воспитания патриотизма, любви к малой Родине, воспитания
таких нравственных качеств, которые позволят вырасти дошкольнику
человеком-гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь
историческое и культурное наследие русского народа.
Решение проблемы патриотического воспитания
дошкольников состоит в совместной работе ДОУ и семьи, направленной на привитие любви
к Родине у ребенка, на хорошее усвоение знаний традиций, истории своей страны и
семьи.
Работа по созданию мини-музея в каждой группе
МБДОУ детского сада № 527 началась в 2017 году, с подготовки к написанию новой
программы развития учреждения на 2018-2021 г. В ходе подготовки, проведя свод-анализ,
мы выявили проблему - недостаточное патриотическое воспитание дошкольников.
Проведя дополнительное социологическое исследование, педагогическую
диагностику, анкетирование выяснили:
1. Родители заинтересованы в развитии
этого аспекта воспитания, но в силу своей занятости не уделяют патриотическому
воспитанию должного внимания. Многие с грустью рассказывали о том, какие у них
были традиции в семье, во времена их детства и том, что в настоящее время их дети не знают
имен прадедушки и прабабушки, историю семьи.
2. Среди наших воспитанников есть дети,
которые не знают в каком городе и микрорайоне они живут, чем знаменит наш край.
3. У педагогов имелись достаточные теоретические
знания в области патриотического воспитания, был накоплен большой практический опыт работы, но методы и приемы работы
не были разнообразны.
Следующим
шагом был поиск эффективных методов работы. Мы обратились к музейной педагогике.
Музейная педагогика - достаточно известное направление современной педагогики.
Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения,
педагогики и психологии. Фундаментом педагогики музея является погружение
ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя
элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Вовлечение
педагогов в активную творческую деятельность позволяет систематизировать работу
по познавательно-исследовательской деятельности. Организация мини-музеев
формирует у детей духовно-нравственные, патриотические и социально-коммуникативные
качества. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность
образовательного процесса, способствует взаимодействию детского сада с семьей и
социумом. Доктор
педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор
МГПУ Наталья Александровна Рыжова выделяет следующие задачи и функции
музеев:
- Образовательная, предполагающая развитие
зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование
дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы,
стимулирующих интерес к окружающему миру;
- Развивающая, имеющая в своей основе
активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти,
сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- Просветительская, направленная на формирование
умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой
информации;
- Воспитательная, в рамках которой
осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных
качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему
отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и
других элементов социального опыта.
Как инновационный метод - музейная
технология раскрывает цели и задачи в каждой образовательной области:
- «Социально-коммуникативное
развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно
- эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Выделенные Н.А. Рыжовой
принципы интеграции,
деятельности и интерактивности, научности, природосообразности,
культуросообразности, гуманизации,
динамичности и вариативности, разнообразия, глобализма и регионализма, непрерывности позволили более грамотно построить работу
мини-музея в Учреждении.
В ходе работы педагогами ДОУ были добавлены
следующие принципы организации мини-музея:
1. Принцип
партнерства. Мини-музей-это результат сотрудничества взрослых и детей.
2. Принцип
креативности. Проявился в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке
творчества детей и взрослых.
3. Принцип
экологичности. В экспозиции мини-музея должны преобладать экологически
безопасные для здоровья ребенка материалы. Весь материал должен быть чистым
(даже если он бросовый).
4. Принцип
безопасности. Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и
безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка
мини-музея. Если экспонаты все же стоят на верхних полках, то дети должны
знать, что заниматься самостоятельно в мини-музее они могут только с доступными
для них предметами. Экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися
и т.д.
В нашем учреждении работают следующие виды
мини-музеев:
1. Мини-музеи
природы: мини-музей «Животные Урала».
2.
Исторические мини-музеи:
·
мини-музей,
посвященный истории родного города: «Мой родной город», «Екатеринбург-столица
Урала»;
·
мини-музей,
посвященный истории одного предмета: «Куклы наших бабушек», «Матрешка».
3.
Литературные мини-музеи:
·
мини-музей «Русская
народная сказка»;
·
мини-музей «Сказы
П.П. Бажова».
5. Мини-музеи
искусства: мини-музей декоративно-прикладного искусства «Расписная игрушка».
Мини-музей в группах Учреждения - это не
просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм
образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:
- рассказ
педагога;
- «беседы-пятиминутки»
(короткие беседы, когда вся информация разделена на несколько под тем);
-
дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди пять отличий», «Разрезные
картинки», «Лабиринт», «Угадай, что в мешочке», «Узнай по силуэту», «Найди, кто
спрятался» (из контурных изображений найти и назвать нужные).
- викторины,
КВН;
- ручной
труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;
- игры-экспериментирования;
- чтение и
обсуждение произведений;
-
продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);
- упражнения
по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;
- экскурсии
по мини-музею;
-
рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;
- вечера
загадок;
- народные
праздники;
- слушание,
разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;
-
музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах);
- занятия по
ознакомлению с окружающим, развитию речи, экологии, изобразительной
деятельности и др.;
-
самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.
В ходе работы столкнулись с большой
проблемой: где расположить мини-музей. Народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет
возможности, кто не хочет-ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при
желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. В МБДОУ детском саду № 527
мини-музеи расположены в групповом помещении. Этот вариант предоставляет
возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой
информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а
дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать
вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр,
пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за
экспериментальным столиком. Наиболее оптимальным является вариант размещения
экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу
помогли стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и
высоты, тумбы. Однако расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы:
постоянный доступ к музею получают дети только одной группы, удаленность от
раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями (законными
представителями) по темам музея. Из этой ситуации вышли благодаря записи
виртуальных экскурсий.
В каждом мини-музее создан паспорт, где
предоставлен информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием
экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.)
(описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация
об экспонате; как использовать в работе с детьми), какие виды деятельности
можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование). Развивающая среда мини-музея создавалась
совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы
домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой
деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились
самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные
поделки из разнообразных материалов.
Обязательно в мини-музее представлены
знаки, отражающие нормы поведения в музее.
Примерный
вариант правил:
1. В нашем
музее многие экспонаты разрешено трогать руками.
2.
Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
3. Экспонаты
нельзя ломать и забирать домой.
4. Можно и
даже нужно задавать вопросы.
5. Можно
пополнять музей новыми экспонатами.
Работа по созданию мини-музея сплачивает
коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться
педагогическим процессом, принимают активное участие, задают вопросы,
предлагают помощь. Каждый мини-музей-результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их родителей. Встреча с музеем в рамках деятельности
дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для
детей и взрослых.
Необходимо воспитывать наших
детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были
способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного
совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей
огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.10.2021
Дата обновления: 11.09.2024
Дата публикации: 24.05.2021