Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 527
(МБДОУ детский сад № 527)
пер. Утренний, д. 6, Екатеринбург, Свердловская область, 620025
Тел./факс: (343) 226-89-10
е-mail: mdou527@eduekb.ru; https://527.tvoysadik.ru
ОКПО 95003774; ОГРН 1069672044640; ИНН/КПП 6672207536/668501001
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол от «29» августа 2025 г.
№1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МБДОУ детского сада № 527
от «29» августа 2025 г. № 38/2 - о
Заведующий
МБДОУ детским садом № 527
___________ Л.М. Костицына
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
художественной направленности
кружок «Нетрадиционные техники рисования»
Разработчик: Гусева Александра
Владимировна
Возраст воспитанников 2-3 лет
Срок обучения: 1 год
Екатеринбург
2025
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте
является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В
процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга
задач воспитательно - образовательного характера.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической
психологии является проблема развития мелкой моторики.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные
для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в
пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга,
отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их
нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют
маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и
психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация
движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.
В данной программе большое внимание уделено различным техникам
работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование
кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последовательности
и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного
усложненияматериала.
Рабочая
программа
является
«открытой»
и
предусматривает
вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной
необходимости.
Актуальность.
Заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который
позволяетформировать в ребёнке такие личностные качества, как:
• Умение одухотворять живую и неживую природу.
• Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями
природы иокружающего мира.
• Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им.
• Стремление заботиться о других.
• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм,
замечать внеприметном значительное и в неказистом выразительное.
• Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений,
выражать своё отношение к ним.
• Готовность эмоционально переживать образную форму произведений
искусства.
С другой стороны, ребёнок набирается опыта изо деятельности:
• Учится быть оригинальным.
• Учится использовать средства выразительности.
• Учится давать оценку своей и чужой деятельности.
• Учится проявлять инициативу, самостоятельность.
• Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в
примененииразличных техник.
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно,
какотдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.
Основная цель программы.
Создание условий для развития мелкой моторики у детей через
нетрадиционные техники рисования. Формирование у детей раннего возраста
художественно- творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи.
Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения
формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой
рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя
свободу выбора содержания изображения.
Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным
линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они
нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий,
которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного
изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее
получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить
различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить
рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные,
наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам,
дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию
предметов округлой формы.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не
наклоняться низконад листом бумаги).
Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить
держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше
отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на
кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к
краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к
салфетке.
Новизна и отличительные особенности программы.
Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к
искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование
ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика,
набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый
толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной
обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность.
Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития
художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый
изобразительный материал, место для выставки детских работ.
Техника рисования.
В ходе реализации программы, дети знакомятся со следующими техниками
рисования:
Кляксография с трубочкой: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой
краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно
дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При
необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска
смывается.
Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или
окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют
и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки
вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и
ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.
Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация
фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск печатками: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке
с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и
мисочка и печатка.
Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет
мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от
маленького (ягодка
)до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек
опускается в клей и приклеивается на основу.
Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку.
Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага
любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся
другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага
любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить
другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на
белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Рисунок мелками остается не закрашенным.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие),
кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева
красками разныхцветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге
для полученияотпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев
можно дорисоватькистью.
Правильные технические навыки и умения у детей формируются
постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения
рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих
упражнений, а решая интересныедля себя разнообразные изобразительные задачи.
Принципы программы.
системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов
во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной
программе;
наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного
материала; цикличность построения занятия – занятия составлены на основе
предыдущего занятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных
особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск
разрешения проблемных ситуаций;
развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие
эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Подходы и методы результативности программы:
• Систематические занятия.
• Игры, игровые приемы.
• Беседы, работа с наглядным материалом.
• Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
• Чтение и заучивание художественной литературы.
• Рассматривание репродукций картин.
• Организация и оформление выставок детских работ.
• Индивидуальная работа.
• Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с
работойкружка, и по каким направлениям ведется работа.
Используемые методы позволяют:
• развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка
кписьму;
• дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,
чтовлияет на полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально – положительное отношение самому процессу
рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия
и, какследствие, познавательных способностей.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности, от 2-х до 3-х
лет (1 младшая группа).
Форма организации детей на занятии.
Групповая.
Форма проведения занятия.
Комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и
практическая работа).
Организация занятий кружка.
Основной формой работы являются групповые занятия.
Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю в вечерний
отрезок времени продолжительностью 15-20 минут. В год проводится 72 занятия.
По окончанию каждого занятия организуются выставки детских работ для
родителей, и тематические выставки в ДОУ. Педагогическая диагностика
художественно – эстетических навыков детей (мониторинг) проводится два раза в
год (вводный в сентябре, итоговый в мае.)
Направления работы.
Программа содержит перспективное планирование, которое представлено
помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием
нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное,
декоративное рисование, рисование по замыслу. Методика организации работы
детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на
принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Качество детских работ зависит от:
• грамотного методического руководства со стороны взрослых;
• уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти,
воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы,
адекватно оценивать результат своего труда и т.д.)
• степени сформированности у детей конкретных практических навыков и
уменийработы с материалом;
• развития у ребёнка таких качеств как настойчивость,
целеустремлённость ивнимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
План работы с родителями:
Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих
наиболееполному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на
кружке.
Формы работы с родителями:
1. Родительское собрание «Игры с красками»
2. Анкетирование «Развитие творческого потенциала ребёнка»
3. Показ презентации «Нетрадиционные техники рисования»
4. Консультация «Творчество детей».
5. Оформление выставки детских работ.
Перспективное тематическое планирование
занятий
сентябрь
№
Тема занятия
Программное содержание
Выявить уровень владения карандашами.
Познакомить детей с правильным способом
действия
карандашами:
держать
тремя
«Как мы рисуем»
пальчиками, не близко к отточенному концу, не
1, 2 ,3 (знакомство с разными сжимать карандаш слишком сильно; учить
техниками рисования) рисовать только на бумаге, использовать
разные цвета; формировать интерес и
положительное отношение к рисованию.
Познакомить с разными нетрадиционными
техниками рисования.
Вызвать у детей интерес к теме, к процессу
«Домашние
рисования; учить держать кисть в правой
руке, тремя пальчиками; учить делать широкие
животные»
4, 5
(рисование кистью,
плавные движения; вызывать и поддерживать
чувство удовлетворения от процесса в
аппликация)
результате деятельности.
Познакомить детей с гуашевыми красками;
«Орехи для белочки» продолжать учить детей пользоваться
кисточкой; закреплять знания основных
6 (рисование
поролоновым тычком) цветов, знакомить с новыми цветами;
формировать интерес и положительное
отношение к рисованию.
октябрь
7, 8
«Осенние листочки»
(отпечаток листьев)
«Дождливая погода
заокном»
1, 2
(рисование
пальчиками; кистью)
«Поможем жучкам
спрятаться в траве»
3, 4 (рисование восковыми
мелками; дорисовка
деталей)
октябрь
«В мире грибов»
(рисование кисточкой;
5, 6
ватной палочкой)
«Пушистые облака»
7, 8 (аппликация,
примакивание)
Учить детей правильно держать в руке
восковый
карандаш,
рисовать
прямые
вертикальные линии; закреплять знания цветов;
вызывать интерес к рисованию цветными
карандашами.
Предложить рассмотреть картинку мухомора
(обратить внимание на белые точки на шляпке
гриба). На вырезанных из картона грибах они
отсутствуют. Предложить детям нарисовать их,
объяснить технику рисования пальчиком
(примакивание).
Развивать
воображение,
мелкую
моторику
рук,
художественное
восприятие.
Рассмотреть иллюстрации облаков. Беседа с
детьми о технике рисования пальчиком. Учить
располагать рисунки (облака) по всему листу
бумаги (небо). Развивать эмоциональночувственное
восприятие.
Воспитывать
эстетический вкус.
Формировать умение компоновать изображения
в ограниченном пространстве, формировать
видение композиции, развивать воображение и
фантазию.
Продолжать
учить
детей
рисовать
«Ягодки на веточках» пальчиками; набирать краску; радоваться
(рисование пальцами; полученному результату; закреплять знания
3, 4
дорисовка
основных цветов; развивать
интерес
и
деталей)
положительное отношение к рисованию.
Формировать умение смешивать основные
«Цветы»
цвета и получать новые. Совершенствовать
5, 6 (Рисование мелками,
умения в техниках. Вызвать интерес к
рисование ладошками) рисованию.
«Вот такие овощи»
1, 2 (рисование кисточкой;
штамп)
ноябрь
Продолжать знакомить детей с гуашевыми
красками. Познакомить с техникой печатания
листьев.
Развивать
наблюдательность,
внимание,
мышление,
память,
мелкую
моторику, речь, учить различать кленовые
листья; формировать интерес и положительное
отношение к рисованию.
Учить
рисовать
пальчиками.
Закрепить
данные навыки рисования. Развивать чувство
композиции,
формировать
интерес
и
положительное отношениек рисованию.
декабрь
«Птички на веточке»
(рисование штампом;
7, 8
рисование по
трафарету)
Учить детей ритмично наносить рисунок с
помощью штампа (старые кисточки или мятая
бумага); учить пользоваться штампом: окунать
его в густую гуашь, а затем прижимать к листу
бумаги; развивать эстетическое восприятие,
желание рисовать.
«Вот и зима
1, 2 наступила»
(рисование кисточкой)
Учить проводить линии сверху вниз по
ворсу; обмакивать кисть в краску по мере
надобности; воспитывать у детей отзывчивость,
доброжелательность.
Продолжать
совершенствовать умения в разных техниках
рисования
«Снег идёт»
3, 4 (рисование ватными
палочками)
«Ёлочка - зелёная
иголочка»
5, 6
(рисование
фломастерами)
январь
«Открытка к Новому
году»
7, 8 (рисование пальцами;
дорисовка
деталей)
Закреплять
навыки
рисовании
красками,
используя ватные палочки; уточнять и
закреплять знания цветов; развивать эстетическое
восприятие, желание рисовать.
Упражнять
детей
в
рисовании
хвои
штрихами, используя фломастеры; поощрять
самостоятельность,
инициативность
детей;
закреплять знания основных цветов; вызывать
желание общаться по поводу рисунка с
воспитателем и детьми.
Учить
детей
располагать
фонарики
определённого цвета, используя дидактическую
игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение
рисовать пальчиками, используя разные цвета;
закреплять знания основных цветов; развивать
эстетическое восприятие, желание рисовать.
Продолжать учить детей правильно держать
карандаш; закреплять приобретённые ранее
«Зимний узор»
1, 2 (рисование восковыми навыки рисования; закреплять знания цветов
(синий, белый); продолжать формировать
карандашами)
интерес к рисованию; развивать эстетическое
восприятие.
Учить детей закрашивать контур кисточкой
«Снеговик и его
путём примакивания; передавать в рисунке образ
3, 4 друзья»
снеговика; закреплять знание цвета; напоминать
(рисование кисточкой) онеобходимости работать аккуратно.
Закреплять с детьми умение создавать
«Покормим птичек» изображение ритмом мазков, осваивая всё
5, 6 (рисование кисточкой, пространство листа; познакомить с чёрным
цветом; воспитывать у детей заботливое
рисование крупой)
отношение к птицам.
март
февраль
«Украсим зимнюю
одежду»
7, 8
(рисование кисточкой;
дорисовка деталей)
Учить детей правильно держать кисть,
ритмично
наносить
мазки
на
силуэт;
развивать
восприятие цвета; закреплять знание основных
цветов; развивать интерес и желание рисовать.
«Лесные звери»
Учить детей рисовать линии слева направо,
(рисование кисточкой;
вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо
1, 2
дорисовка
набирать краску на кисть, развивать восприятие
деталей)
цвета.
Продолжать
учить
детей
рисовать
фломастерами, правильно держать его в руке,
«Снежинки»
сильно не сжимать и не нажимать; украшать
3, 4 (рисование мятой
снежинки - рисовать прямые линии, дуги;
бумагой)
формировать
интерес
и
положительное
отношение к рисованию.
«Рисуем подарок для
Продолжать
учить
детей
пользоваться
папы»
кисточкой, рисовать круги от пятна, повторять
5, 6 (рисование кисточкой,
изображение, заполняя свободное пространство
разные техники
листа; поддерживать игровое отношение к
рисования)
образу.
Продолжать учить детей аккуратно наносить
«Рыбки разные в
краску на ладонь и делать отпечаток,
аквариуме»
7, 8
знания
цветов;
воспитывать
(рисование ладошками, закреплять
обрывная аппликация) эстетическое восприятие.
Воспитывать у детей нежное, заботливое
отношение к маме; закреплять умение рисовать
«Букет для мамы»
слитные круги круговыми движениями, не
1, 2 (рисование
отрывая карандаша от бумаги, правильно
карандашами)
держать его.
Продолжать учить детей рисовать предметы
«Светит солнышко в округлой формы, от пятна; рисовать прямые
линии (лучики), аккуратно работать кистью,
окошко»
3, 4
(рисование кисточкой; снимая краску о краешек баночки; закреплять
знание геометрических форм (круг); понятий
дорисовка деталей)
«один», «много».
Продолжать учить детей правильно держать
кисть, обмакивать её всем ворсом в краску;
«Капель»
5, 6
(рисование кисточкой) учить передавать в рисунке впечатления от
окружающей жизни, изображать капель ритмом
мазков.
«Домашние
Закреплять с детьми умение рисовать замкнутые
животные»
линии, похожие на круги; учить вести кисть по
7, 8 (рисование кистью;
ворсу неотрывно, хорошо набирая краску на
рисование по
кисть; вызывать интерес к полученному
трафарету)
результату.
ь
Продолжать
знакомить
детей
с
нетрадиционной изобразительной техникой
«Цветущая
весна»
рисования. Учить прижимать пенопласт к
7, 8
(оттиск пенопластом,
блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.
техника набрызг, тычок Учить рисовать щетинной кистью цветы
жесткой кистью)
цветущих деревьев (черёмуха, жасмин); вызвать
желание полюбоваться цветущей веткой,
желание нарисовать; воспитывать эстетическое
восприятие.
май
апрел
май
Продолжать учить детей ритмично проводить
«Плывёт кораблик по линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу;
1, 2 весенним ручейкам» учить ориентироваться на листе бумаги;
(рисование кисточкой) развивать интерес к рисованию.
Продолжать учить детей правильно держать в
«Яблоки»
руке фломастер, рисовать небольшие по размеру
(рисование
круги, располагать круги равномерно, не
3, 4
фломастерами;
выходить за пределы контура; формировать
дорисовка деталей)
интерес к рисованию.
Упражнять детей в быстрых, ритмичных
«Трава на лужайке»
изобразительных
действиях
кистью;
5, 6 (рисование кистью,
продолжать учить рисовать вертикальные линии
рисование пальчиками) (траву);воспитывать любовь к живой природе.
Продолжать учить детей правильно держать
кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать
лишнюю о край баночки; учить передавать в
«Деревья
рисунке впечатления от окружающей жизни,
проснулись»
наблюдаемых явлений; изображать листочки,
7, 8 (рисование кистью;
прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и
рисование по мятой
обмакивая
её
в
краску
по
мере
бумаге)
необходимости; закреплять знания цветов;
развивать желание рисовать.
Продолжать учить детей рисовать красками;
закреплять умение заполнять узором готовый
«Бабочки и стрекозы» силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с
1, 2
новым способом рисования (монотипия);
(рисование кистью;)
уточнять и
закреплять
знания
цветов;
развивать желание рисовать.
«Забавные зверюшки Закреплять
умение
рисовать
кисточкой;
- полосатые
проводить прямые линии в разных направлениях
игрушки»
(слева направо и сверху вниз), соблюдая
3, 4
(рисование кистью;
движение кисти по ворсу; воспитывать у детей
разные техники
отзывчивость.
рисования)
«Цветочная поляна» Продолжать учить детей рисовать красками,
используя ватные палочки; закреплять знания
(рисование ватными
5, 6
формировать
интерес
и
палочками, рисование цветов;
положительное отношение к рисованию.
по мокрой бумаге)
Список литературы
Веселя школа живописи для детей от 4-х лет. Алекс Бернфельс
Издательство «Ниола- пресс».2010.
Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
2.- М.: « Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с.
Изобразительная деятельность в детском саду. И.А.Лыкова. Издательский
дом «Цветной мир». Москва 2012.
Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и
дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией
М.А.Васильевой,В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой
Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Л. А. Парамоновой. Москва.
ОЛМА МедиаГрупп. 2011г.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование,конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера,
2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
«Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией
Р.Г.Казаковой Москва2005
«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс»
2003
Шайдурова Н.В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие
для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
«Яркие ладошки» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 200