Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 527
620025 г. Екатеринбург, пер. Утренний, д.6, тел.: 226-89-10
e-mail: mdou527@eduekb.ru
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МБДОУ детского сада № 527
Протокол от «28» августа 2023 г. № 1
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
детским садом № 527
__________ Л. М. Костицына
Приказ от «28» августа 2023 № 60-о
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Мастерилка»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Халилова Э.З.,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург
2023
Содержание:
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка……………………………………..………………………….…...3
1.2. Цель и задачи…………………………………………………….………………….....….. 4
1.3. Принципы и подходы к формированию программы…………………………….........….5
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста ……………..….7
1.5. Планируемый результат ………………………………………………………..………….8
2. Содержательный раздел
2.1. Методы и приемы………………………………………………………………..………….8
2.2. Этапы реализации программы……………………………………………………….……8
2.3. Модуль образовательной деятельности для воспитанников 6-7 лет…………………...9
2.4. Направления работы…………………………………………………………….…..…….15
2.5. Содержание программы…………………………………………………………..………15
2.6. Условия для реализации программы…………………………………………….………16
2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………...…16
2.8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ..………………....................17
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы…..……………………….…........17
3.2. Планирование образовательной деятельности……………………………….................18
3.2.1. Календарный учебный график……………………………………………………….…18
3.2.2. Учебный план……………………………………………………………………......…..19
3.2.3. Расписание занятий………………………………………………………………..…….19
3.2.4. Педагогическая оценка развития детей…………………………………….…….….…20
IV. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация………...............................................................................................21
2
1.
Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека.
Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром
людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к
творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение,
желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у
детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие,
совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического
мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики,
воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно
детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько
условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка
данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется
простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение
определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно
использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными
материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из
ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети
познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных
композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы
и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях
окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д.
Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что
передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и
прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению,
каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и
различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев,
коробок, семян, пластилина, теста и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и
великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка
стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что
дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не
позволяют другим испортить поделку.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Мастерилка» направлена на развитие у детей
творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых
физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение
разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и
появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации
программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем
3
сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она
рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих
способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации
программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем
сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается
глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной
деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций
способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память,
так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления
аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что
является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности
ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств,
целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Дети учатся анализировать собственную деятельность.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Конституция РФ, ст.43, 72.
Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)
Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.
№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования».
Устав Учреждения.
1.2.
Цель и задачи
Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной,
эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы,
выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности,
совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и
прикладной деятельности. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и
художественные способности в процессе деятельности с различными материалами.
Воспитывать
самостоятельность,
уверенность,
инициативность,
интерес
к
художественному экспериментированию.
Задачи по обучению технике работы по ручному труду:
1. Сформировать у детей интерес к разнообразным видам художественного
искусства.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы, приспособлениями
и инструментами, разнообразными видами техник, постепенно осваивать более сложные
приёмы работы, подвести к созданию работ по собственному замыслу.
4
4. Развивать общую ручную умелость. Координировать работу глаз и обеих рук.
5. Развитие творческих способностей детей, оригинальности подхода к решению
художественных задач.
6. Воспитание интереса к ручному труду, желания сделать поделки, украшения
своими руками.
Задачи по сенсорному воспитанию.
1. Повышать сенсорную чувствительность.
2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.
Задачи по развитию речи:
1. Активизировать пассивный словарь детей, обогащать словарь детей.
2. Развивать монологическую и диалогическую речь.
3. Учить активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства предметов;
объекты и явления природы. Называть материалы, используемые для работы.
Задачи по эстетическому воспитанию:
1. Учить создавать выразительные образы.
2. Развивать чувства цвета, цветового восприятия, учить подбирать цветовую
гамму в соответствии задуманным образом.
3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.
4. Формировать композиционные навыки. формировать эстетического отношения
детей к окружающему. развивать умение видеть и чувствовать красоту в искусстве,
понимать прекрасное;
5. Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
6. Формировать художественные умения и навыки работы в разных
изобразительных техниках.
Задачи по нравственному воспитанию:
1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.
2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность,
самостоятельность.
3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.
4. Развивать желание детей делать приятное для других детей, родителей.
5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа разработана в соответствии с возрастным, культурно-историческим,
личностным, деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей
дошкольного возраста.
Основные принципы:
1. Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского
развития.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание
соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики.
3. Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать
поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале,
максимально
приближаться
к
разумному
«минимуму»,
предполагает
сотрудничество ДОУ и семей воспитанников.
4. Принцип системности и непрерывности:
― полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,
― наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных
категорий в Учреждении,
― взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в
Учреждении,
5
5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса –
использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными
особенностями.
7. Принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего
решения программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов;
8. Принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности
ведущего вида деятельности – игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка;
9. Принцип культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление
различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа,
ближайшего социального окружения, на познании историко-географических,
этнических особенностей социальной, правовой действительности уральского
региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании.
Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух
основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность
взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей.
Программа предусматривает:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Формирование программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и
творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала,
обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития
воспитанников;
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта,
создание условий для самореализации;
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями,
создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом
индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой
они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;
6
- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные
знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность
детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и
действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей,
социальных групп, общества и человечества в целом.
1.4. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастная характеристика детей 6-7 лет
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результат деятельности.
Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает
положительное отношение к себе. К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в
себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной
деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения,
преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам,
данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора
между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение,
умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы,
предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения —
один из важнейших показателей психологической готовности к школе.
Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого
решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание,
уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование
простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и
т.п.). Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных
переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных
действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это
можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного
материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так
и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными.
Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться
постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа
бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного
материала. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет,
строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам
передать конкретные свойства предмета с натуры.
Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к
спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к
речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая
мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит
творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же
задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности
по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и
своих возможностях.
7
1.5. Планируемый результат
• Овладеют различными приемами преобразования материалов.
• Освоят обобщенные способы работы.
• Разовьют познавательные, конструктивные способности.
• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
• Разовьется поисковая-исследовательская деятельность.
• Освоят умение анализировать поделку.
• Сформируется положительное отношение к труду(как своему, так и других).
• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные
способности.
• Подготовится рука к письму.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки,
открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.
II. Содержательный раздел программы
2.1. Методы и приемы
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях
используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще
всего работа основывается на сочетании этих методов.
1.Словесные:
- рассказ;
- беседа;
- объяснение;
- чтение художественной литературы, художественное слово;
- образное слово (стихи, загадки, пословицы);
- поощрение;
- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные:
- использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное
взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в
одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в
других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для
подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический прием:
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки,
составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым,
поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели
эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить
ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций,
создавать условия для проявления собственной фантазии.
2.2. Этапы реализации программы
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий,
сбор различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап - обучение приемам изготовления.
4 этап - изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
8
Основной формой работы являются занятия с группой Индивидуальный подход
осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для
решения конкретных задач.
2.3. Модуль образовательной деятельности для воспитанников 6-7 лет
№
Месяц
Наименование раздела
Кол-во часов
1
Октябрь
Экопластика.
8
2
Ноябрь
Пластика (работа с пластилином,
8
соленым тестом, глина)
3
Декабрь
Изготовление новогодних поделок, 8
различные техники
4
Январь
Работа с бумагой.
8
5
Февраль
Различные техники рисования
8
6
Март
Работа с тканью и нитками
8
7
Апрель
Работа нетрадиционными материалами 8
8
Май
Смешанные техники (бумага, картон, 8
фольга)
Количество часов по программе
64
Учебно-тематический план
Материалы
Программное содержание
№
Тема занятия
1
«Подсолнухи»
Засушенные листья
березы, вяза, осины,
готовые шаблоны,
клей
2
«Семейство
ежей»
Шишки, пластилин
3
«Цветочная
полянка»
Каштаны, желуди,
семена клена, пробка.
4
«СтаричокЛесовичок»
Каштаны, палочки,
шишки, пластилин.
5
«Осенняя
открытка»
6
«Гусеница»
Засушенные листья
березы, вяза, осины,
готовые шаблоны,
клей
Свежие листья,
проволока, шаблоны,
палочки, клей,
пластилин
9
Учить детей создавать несложную
композицию, отрабатывать приёмы
наклеивания. Вызывать интерес к
самостоятельному поиску и выбору
изобразительно-выразительных средств.
Развивать мышление, фантазию, мелкую
моторику рук, развивать эстетическое
восприятие. Скатывание пластилина
«колбаской», шариком. Использование
приема примазывания, вытягивания.
Закрепление приемов работы с
пластилином, Совершенствовать технику
лепки: знакомство с новым способом
скрепления частей с помощью
пластилина.
Ознакомление с новыми приемами
работы с природным материалом,
соединение частей с помощью
деревянных палочек. Развивать
способности к формообразованию и
сюжет сложению.
Продолжать формировать аппликативные
умения в приложении к творческой
задаче, воспитывать художественный
вкус.
Знакомство с новым изобразительным
приемом нанизывание на палочку свежих
листьев. Развивать ручную умелость.
7
«Осенняя
фантазия»
Листья клена, дуба,
краски, кисти тонкие
8
«Насекомые»
Палочки, семена
клена, сушеные
листья, желуди,
пластилин.
910
«Дерево жизни»
Соленое тесто,
шаблоны листьев,
фруктов, шляпки от
желудей
11
«Розочки»
Пластилин, цветной
картон
12
«Крендельки»
Соленое тесто, стека
13
«Черепашка»
Глина, вода
14
«Золотая рыбка» пластилин, трафарет
1 часть
15
«Золотая рыбка» пластилин, трафарет
2 часть
16
«Веселые
зверята»
Соленое тесто,
пуговицы, бусинки,
цветной картон
10
Создание ритмичного рисунка.
Формировать точные графические
умения, показать зависимость декора от
формы листа. Познакомить с необычным
использованием знакомых материалов.
Продолжать знакомство с
разнообразными способами
присоединения деталей с помощью
пластилина. Развивать чувство цвета и
композиции
Знакомство с новым материалом, его
свойствами. Учить детей создавать в
лепке модели деревьев, передавая
пластическими средствами свои
представления об их внешнем виде.
Украшать композицию используя
разнообразный природный материал.
Закреплять приемы работы с
пластилином: скатывание,
расплющивание. Познакомить с новым
способом лепки из пластина методом
скручивания. Показать возможность
моделирования формы изделия. Развитие
фантазии, эстетического вкуса.
Учить детей использовать разнообразные
приемы лепки: скатывание, скручивание,
прищипывание, примазывание. Учить
декорировать изделие, создавая единую
композицию.
Учить детей лепить черепаху, передавая
характерные особенности внешнего вида,
экспериментировать с художественными
материалами для изображения панциря
черепахи. Знакомство с видом
изобразительного искусства
контррельефом.
Подготовка фона для создания
композиции. Обучение приемам
примазывания, смешивания разных
цветов пластилина для получения
необходимого оттенка, плавного перехода
от одного цвета к другому. Учить
работать с трафаретом.
Создание образа рыбки, передавая ее
характерные особенности (форма, цвет и
соотношение частей). Учить планировать
работу – отбирать нужное количество
материала, определять способ лепки.
Создание образов животных, учитывая их
характерные особенности. Закрепление
навыков работы с пластичным
материалом.
17
«Котята»
18
«Волшебные
снежинки»
19
«Письмо Деду
Морозу»
20- «Елочка»
21
22- «Новогодние
23 шары»
24
«Елочные
игрушки»
25
«Декорирование
игрушек»
26
«Новогодний
декупаж»
1 часть
27
«Новогодний
декупаж»
2 часть
28
«Снежинки»
Глина, стека
Продолжать учить детей создавать и
трансформировать выразительные лепные
образы скульптурным способом.
Пояснить связь между пластической
формой и способом лепки. Развивать
чувство формы и пропорций.
Макароны различных Составление композиции из различных
видов и форм, клей
повторяющихся элементов. Формировать
концелярский,
умение создавать ритмичные узоры,
акриловая краска
Воспитывать аккуратность при работе с
белая, блестки
клеем
Шаблоны открыток,
Формирование образа Деда Мороза
Вата, клей, цветная
используя шаблон, вату и цветную
бумага, фломастеры
бумагу. Учить дополнять работу
рисованными элементами.
Лента упаковочная,
Закрепление приемов бумагопластики,
шпажки деревянные, нанизывание ленты на деревянную
капсулы от киндершпажку. Развивать композиционные
сюрприза
умения, фантазию.
Нитки разноцветные, Знакомство с нетрадиционной техникой
клей ПВА, шарики
работы с нитками, накручивание ниток
воздушные
смоченных клеем на объемную основу шар. Побуждать к поиску средств
образной выразительности.
Мука, соль, вода,
Знакомство с соленым тестом, способом
формы для печенья и его приготовления, замешивания,
пластилина для
раскатывания, создание различных
формирования
силуэтов с помощью готовых форм.
игрушек
Расширить спектр скульптурных приемов
лепки.
Готовые формы
Закрепление приемов раскрашивания.
игрушек, краски,
Учить оформлять созданные формы
кисти, клей с
ритмом красочных мазков и пятен.
блестками
Развивать чувство цвета (находить
красивые сочетания цветов и оттенков в
зависимости от фона).
Основа пластиковая,
Знакомство с новой изобразительной
губки паралоновые,
техникой «декупаж». Обучение
краски акриловые.
нанесению акрилового слоя на
пластиковую основу, используя губку
примакивающими движениями,
равномерному нанесению белого
акрилового слоя на всю форму.
Фрагменты салфеток Нанесение фрагментов салфеток на
с новогодними
основу. Развивать композиционные
сюжетами, клей ПВА, умения, декорировать блестками форму
кисточки
частично перекрывая изображение.
Полоски из белой
Продолжать обучение приемам
бумаги, клей
моделирования из полосок бумаги в
технике бумагопластики. Развивать
воображение, чувство формы и
11
29
«Бабочка»
30- «Волшебные
31 узоры»
Картонные шаблоны,
цветная бумага
Декоративная
салфетка, бумага
креповая
разноцветная, клей
32
«Варежки»
Бумага цветная,
картонная основа,
вата
33
«Кошечки и
котики»
Бумага офисная
цветная, (или бумага
для оригами)
34
«Гусеница»
Основа из полоски
цветного картона,
Цветные салфетки,
клей ПВА
35- «Снежные
36 вершины»
Бумага белая, картон
цветной, клей
37
«Витраж»
1 часть
Бумага, гуашь, кисти
38
«Витраж»
2 часть
Бумага, гуашь, кисти
39
«Подводный
мир»
Бумага для акварели,
карандаши простые,
ластики
12
пропорций. Координировать движение
глаз и рук. Закреплять навыки
использования.
Закрепление приема складывания бумаги
«гармошкой», закрепление приемов
вырезания по контуру. Знакомство с
рациональным способом вырезывания из
бумаги силуэта.
Знакомство с приемом скручивания в
жгутик креповой бумаги, расположение
на салфетке спиралью. Учить, пользуясь
клеем, правильно закреплять элементы
композиции.
Знакомство с обрывной техникой
аппликации, Развивать мелкую моторику
рук, ручную умелость, терпение.
Воспитывать волевые качества, учить
доводить начатое до конца. Вызвать
интерес к созданию выразительного
цветового образа.
Закрепление приемов складывания
бумаги способом оригами, развитие
пространственного мышления.
Координация работы обеих рук.
Инициировать декоративное оформление
готовой работы.
Закрепление приема складывания
«гармошкой», скручивание шариков из
кусочков салфеток. Знакомство с новым
материалом (вата) и способами работы с
ним. Побуждать к декоративному
оформлению созданного образа с
добавлением элементов аппликации.
Формировать навыки создания объемной
композиции из мятой, жатой бумаги.
Воспитывать интерес к природе.
Расширить спектр технических приемов
работы с бумагой.
Знакомство с техникой витраж. Рисование
контура. Воспитывать интерес к
искусству. Обогащать кругозор детей.
Учить умело рисовать кистью, рисовать
кончиком кисти.
Развитие воображения. Учить детей
создавать образ из частей. Развивать
чувство цвета (находить красивые
сочетания цветов и оттенков).
Знакомство с новой техникой рисования с
помощью ластика по заретушированному
простым карандашом фону, развивать
чувство формы, пропорции. Учить детей
40
«Морозные
узоры»
Жидкое цветное
тесто, деревянные
шпажки, тарелки
одноразовые
41
«Ночной полет»
Часть 1
Бумага плотная,
цветные восковые
мелки, гуашь черная
+ ПВА (=акрил)
42
«Ночной полет»
Часть 2
Готовая основа,
деревянные шпажки
43
«Пушистики»
Нитки для вязания,
картонная основа для
создания помпонов,
ножницы
44
«Сердечко для
любимой
мамочки»
бумага цветная,
картонная основа,
шаблон, клей,
ножницы
45
«Кукла»
Разноцветные отрезы
тканей, нитки,
деревянные палочки
46
«Закладка»
Картон с контуром,
разноцветные
полоски ткани
47
«Цветиксемицветик»
Круглая основа из
картона с дырочками,
нитки для вязания,
ножницы, клей
48
«Яблочки»
Картонные основы,
разноцветные нитки,
пушистая проволока
13
регулировать нажим.
Знакомство с новой техникой рисования
по жидкому тесту контрастными цветами.
Познакомить с приемом «вливания
одного цвета в другой», познакомить с
новым приемом рисования деревянной
шпажкой по жидкому соленому тесту.
Знакомство с новой техникой рисования
граттаж. Подготовка фона (нанесение
фона-основы разноцветными мелками,
покрытие черной краской). Развитие
мелкой моторики, воображение,
усидчивость, самостоятельность.
Продолжение знакомства с новой
техникой рисования граттаж:
процарапывание узора заостренным
концом шпажки. Учить анализировать
особенности соотношения частей рисунка
по величине и пропорциям. Развивать
глазомер и чувство композиции.
Учить детей передавать форму и
придавать ей дополнительные черты
выразительности, в соответствии с
творческой задачей (знакомство с
приемом формирования помпонов,
накручивание на картонную основу
разноцветных нитей).
Познакомить детей с элементами техники
квиллинг. Учить детей скатывать полоски
бумаги. Ритмично располагать заготовки
на шаблоне. Развивать восприятие
объемных форм в трехмерном
пространстве.
Знакомство с приемами изготовления
тряпичной куклы,
складывание ткани, обучение навыкам
закрепления нитками с помощью узелков.
Знакомство детей с новой техникой –
плетение. Развитие мелкой моторики
руки. Синхронизировать работу обеих
рук.
Продолжать формировать умение детей
работать с ножницами и нитками с
использованием элементов макраме.
Синхронизировать работу обеих рук,
воспитывать усидчивость, терпение.
Продолжение обучения детей
использованию различных материалов и
уже знакомых техник при изготовлении
изделия, передавая его характерные
особенности. Развитие пространственного
49
«Мороженое
рожок»
50
«Леопард»
51
«НЛО»
52
«Дракончик»
53
«Макарония»
54
«Кит»
55
«Ромашки»
56
«Стрекозы»
мышления и воображения.
Продолжать формировать умение детей
работать с тканью ножницами. Обучать
умению плести косички и закреплять их с
помощью узелков. Обогащать опыт
сотрудничества и сотворчества при
создании композиции.
Распечатанный
Знакомство с новой техникой
рисунок леопарда на
аппликации с использованием
плотной бумаге, клей нестандартных материалов. Развитие
ПВА, пшено, гречка. глазомера, мелкой моторики рук.
Воспитывать интерес к живой природе,
прилежность, аккуратность.
Плотный картон,
Учить детей создавать различные
пластилин холодных летательные (космические) аппараты
оттенков, упаковки от конструктивным и комбинированными
йогуртов, деревянные способами используя разнообразные
палочки и др.
материалы и знакомые способы
соединения деталей. Развитие фантазии и
пространственного мышления.
Бумага цветная, клей, Учить склеивать прямоугольник в
ножницы, цветной
цилиндр, учить преобразовывать и
картон, глазки
дополнять цилиндрическую форму для
получения образа дракона, используя
полоски и разнообразные материалы.
Макароны разных
Развивать комбинаторные и
видов, картонная
композиционные умения детей:
основа, гуашь, клей.
составлять изображение из нескольких
частей, красиво размещать на основе.
Воспитывать самостоятельность
инициативность.
Бумага цветная, клей, Учить работать детей с шаблоном,
ножницы, цветной
придавать бумаге объемную форму путем
картон, глазки
складывания и склеивания в
определенных местах. Дополнять форму
деталями. Развивать воображение
пространственное, мышление.
Ватные диски, клей,
Учить использовать новый материал,
ножницы, цветной
работать с ним разными инструментами
картон
(складывать и наклеивать). Создавать
композицию используя одинаковые
части, развивать чувство ритма,
эстетический вкус.
Ложки деревянные
Продолжать знакомить с приемами
бумага с контуром
использования бросового материала.
крыльев, ножницы,
Продолжать учить детей самостоятельно
клей, гуашь
и творчески отражать свои представления
создаваемом образе разными
изобразительно-выразительными
средствами.
Разноцветные отрезы
ткани, синтепон,
нитки, клей, цветные
конусы из картона
14
57
«Мальвина и
Буратино»
Ложки пластиковые,
конус из картона,
гуашь, пластилин
58
«Рисование на
фольге»
Картон цветной для
основы, шаблоны с
готовыми рисунками,
ручки шариковые
59
«Рыбки»
Картон цветной с
разметкой, ножницы,
глазки
60 «Волшебные
-61 цветы»
Салфетки бумажные,
карандаши
62
«Пионы»
63
«Астры»
64
«Летний домик»
Шаблоны разных
размеров из цветной
оф. бумаги, голубая
бумага для фона
Журнальные
страницы, ножницы,
деревянные шпажки
Цветная бумага,
фломастеры
Учить создавать образ, используя
пластилин и ложки как основу.
Закреплять умения детей применять
разнообразные способы лепки для
получения художественного образа.
Дополнять работу деталями.
Знакомство с новой нетрадиционной
техникой рисования на фольге – чеканка,
метод продавливания. Укрепление связи
глаз-рука. Развитие внимания, мелкой
моторики.
Закрепление приемов работы с
ножницами, вырезывание по разметке,
создание образа рыбки путем
использование приемов
бумагопластики.Развивать воображение
пространственное, мышление.
Знакомство с нетрадиционной техникой
бумагопластики: накручивание салфетки
на карандаш, сжимание, формирование из
получившихся частей целостного образа.
Создание фантазийного образа.
Освоение способа объемной аппликации.
Закрепление приемов симметричного
вырезывания. Развитие мелкой моторики
рук, координация работы рук и глаз.
Моделирование образа цветка из
журнальной страницы, используя приемы
скручивания. Закрепление приемов
работы с ножницами: резание до отметки
на тонкие полоски. Развитие глазомера,
воспитание аккуратности.
Закрепление приемов складывания
бумаги способом оригами, развитие
пространственного мышления. Развитие
мелкой моторики рук, координация
работы рук и глаз. Декорирование
готовой работы.
2.4. Направления работы
1. Развитие творческих способностей
2. Художественно-эстетическое развитие
3. Познавательное развитие
2.5. Содержание программы
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов,
основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не
значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет
параллельно с развитием творческой инициативы детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и
бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении
15
различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди
используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.
На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий.
По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу.
При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется
поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе
интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и
творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных
моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие
трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции
детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет
варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более
значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и
дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники
учатся находить достоинства своих работ и поделок.
Содержание программы разделено по видам художественной обработки
материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности
выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и
сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется
обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое
мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают
объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.
2.6. Условия для реализации программы
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо
мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму,
обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию
предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с
данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы
Построение деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка является главным
условием развития и поддержки детской инициативы.
Сферы инициативы
Способы поддержки детской инициативы
(по Н.А. Коротковой)
- поддержка самостоятельности детей в
Творческая
инициатива
(включенность в сюжетную игру как специфических для них видах деятельности
основную творческую деятельность
ребенка,
где
развиваются
воображение, образное мышление)
- недирективная помощь детям, поддержка
Инициатива как целеполагание и
16
волевое усилие (включенность в детской самостоятельности в разных видах
разные
виды
продуктивной изобразительной, проектной, конструктивной
деятельности - рисование, лепку, деятельности;
конструирование, требующие усилий
- создание условий для свободного выбора
по преодолению "сопротивления" детьми деятельности, участников совместной
материала,
где
развиваются деятельности, материалов
произвольность,
планирующая
функция речи)
Коммуникативная инициатива - поддержка взрослыми положительного,
(включенность
ребенка
во доброжелательного отношения детей друг к
взаимодействие со сверстниками, где другу и взаимодействия детей друг с другом в
развиваются
эмпатия, разных видах деятельности;
коммуникативная функция речи)
установление
правил
поведения
и
взаимодействия в разных ситуациях
познавательная инициатива - - создание условий для принятия детьми
любознательность (включенность в решений, выражения своих чувств и мыслей;
экспериментирование,
простую
- создание условий для свободного выбора
познавательно-исследовательскую
детьми деятельности, участников совместной
деятельность,
где
развиваются деятельности, материалов
способности
устанавливать
пространственно-временные,
причинно
следственные
и
родовидовые отношения)
2.8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Направления участия
Формы участия
Периодичность
родителей в жизни ДОО
сотрудничества
В проведении
Анкетирование
2-3 раза в год
мониторинговых
Социологический опрос
По мере необходимости
исследований
В создании условий
Помощь в создании
По мере необходимости
предметно-развивающей
среды.
В просветительской
Наглядная информация
1 раз в квартал
деятельности, направленной (стенды, папки-передвижки)
на повышение
Создание странички на
Обновление постоянно
педагогической культуры,
сайте Учреждения.
расширение
Консультации, мастеринформационного поля
классы.
родителей
В образовательном
Участие в творческих
1 раз в год
процессе, направленном на
выставках, смотрахустановление
конкурсах
сотрудничества и
партнерских отношений
17
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Материалы:
Бумага разных видов:
картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага,
папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага
двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька и т.д.
ткань,
вата, ватные диски, ватные палочки,
свеча,
природный материал:
семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди,
каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.
крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия,
пластилин,
глина,
тесто соленое, тесто цветное,
бросовый материал:
коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и
материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда,
коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т.д.
фольга,
нитки:
мулине, джутовая, ирис и др.
краски:
гуашь, акварельные краски, акриловые краски,
карандаши простые, цветные,
фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т.д.
ножницы,
клеёнка,
клей: клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер,
кисти: беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5
стеки,
влажные салфетки,
непроливайки,
шаблоны.
Список литературы:
1. «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыковой,
2. «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н. Давыдовой,
3. «Волшебные полоски» И.М. Петровой, Т.М. Геронимус
4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г.
5. Лыкова И.А. «Дымковская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуз-дидактика»,
2007г.
6. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое
пособие», М., «Цветной мир», 2010г.
18
3.2.Планирование образовательной деятельности.
3.2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года
- с 01 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г.
- учебная неделя 5 дней (выходные дни – суббота,
воскресенье)
- 36 недель, исключая праздничные дни,
объявленные Правительством РФ выходными
(конкретные даты устанавливаются ежегодно):
День народного единства;
Новогодние каникулы,
Рождество;
День Защитника Отечества;
Международный женский день;
Праздник Весны и Труда;
День Победы.
Максимальное количество и
продолжительность платных
образовательных услуг в течение дня, в
неделю по возрастным группам
Продолжительность
одного занятия, мин.
Количество
занятий на
одного
ребенка в
неделю
Объем
нагрузки в
неделю на
одного
ребенка,
не более
30
2
60 мин
Подготовительная к школе группа
Минимальный перерыв между
разными видами организованной
образовательной деятельности
10 мин.
Открытые мероприятия по платным образовательным услугам для родителей проводятся
1 раз в год (май)
3.2.2. Учебный план
Программа предполагает проведение двух занятия в неделю, продолжительность
занятия 30 минут. Программа рассчитана на 9 месяцев обучения. Всего проводится 72
занятия. Некоторые темы не ограничены проведением 1 занятия, необходим цикл из 2-3
занятий.
Название
Форма
Возрастная
Количество Количество Количество
услуги
оказания
группа
часов в
часов в
часов за
услуг
неделю
месяц
курс
Кружок
групповая
Подготовительная
2
8
72
«Мастерилка»
к школе группа,
6-7 лет
3.2.3.Расписание занятий
День недели
Понедельник
ПОУ
Кружок «Мастерилка»
подготовительная к
школе группа,
6-7 лет
Вторник
*****
19
Среда
Четверг
*****
Пятница
3.2.4. Педагогическая оценка развития детей (критерии оценки результатов)
Показатель
Критерий
Достаточный уровень
Низкий уровень
(2 балла)
(1 балл)
Творческая
активность
Повышенный
интерес, творческая
активность.
Ребенок активен, есть
интерес к данному виду
деятельности,
но
выполняет работу по
указанию педагога
Новизна,
Субъективная
Ребёнок
правильно
оригинальность новизна,
выполняет
задание,
оригинальность
и внесение
новых
вариативность
как замыслов случайно, с
способов
решения подсказками педагога.
творческой задачи,
так и результата
детского творчества,
«индивидуальный»
подчерк
детской
продукции.
Сенсорные
Форма
передана Есть
незначительные
способности
точно. Разнообразие искажения. Отступления
(чувство цвета, цветовой
гаммы, от окраски.
формы)
передан
реальный
цвет,
выразительность
изображения.
Композиция
По всей плоскости На полосе листа с
листа, соблюдается незначительными
пропорциональность элементами.
между предметами.
Общая
ручная Хорошо
развита Ручная умелость развита.
умелость
моторика
рук,
аккуратность.
Самостоятельно Выполняет задание Требуется
сть
самостоятельно, без незначительная помощь.
помощи.
Ребенок
самостоятельно
выбирает
тему,
замысел,
умеет
планировать
свои
действия, выбирать
выразительные
средства, доводить
начатое дело до
конца.
20
Ребенок
не
активен,
выполняет работу без
особого желания.
Нет
новизны
и
оригинальности в работе,
выполняет задание по
образцу, с ошибками.
Форма
не
удалась,
искажения значительные.
Безразличие
к
цвету,
одноцветность.
Не продуманно, носит
случайный характер.
Слабо развита моторика
рук.
Не может самостоятельно
выполнять задания, без
помощи
педагога,
необходима поддержка и
стимуляция.
IV. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация
Общие сведения
Полное
наименование
общеобразовательного учреждения
(по Уставу)
Сокращенное наименование
Заведующий
Юридический/ Фактический адрес
Телефон/факс
Электронный адрес
Учредитель
Адрес учредителя
Организатор
и
деятельности
Местонахождение
образования
Возрастная группа
Режим работы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 527
МБДОУ детский сад № 527
Костицына Людмила Михайловна
620025 г. Екатеринбург, пер. Утренний, 6
620025 г. Екатеринбург, пер. Утренний, 6
620025 г. Екатеринбург, пер. Вечерний, 1
Контактная информация:
(343) 226-89-10
(343) 379-04-65
mbdou527@mail.ru
Департамент образования Администрации
Екатеринбурга
620014 г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24 а
координатор Управление образования Администрации
Екатеринбурга
Отдела 620075 г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 167
города
города
Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет)
С 07.30 до 18.00 (10,5 часов), пятидневная рабочая
неделя, выходные дни: суббота, воскресенье,
нерабочие
праздничные
дни,
установленные
законодательством РФ
21