Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена
для обучения и воспитания детей 5-7 лет (с I уровнем - ІV уровнем общего недоразвития
речи, осложнѐнного дидизартрическим компонентом), принятых в дошкольное
учреждение на два года, по заключению ТМППК.
Срок реализации программы 2 года.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.
Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом
подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития
детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Планирование данной рабочей программы составлено на основе:
1. Программы Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание
детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи».
2. Учитываются положения общеразвивающей программы «От рождения до школы» Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Рабочей программы воспитания МБДОУ
детского сада № 527.
3. Логокоррекционного опыта работы, представленного в современных коррекционноразвивающих программах Министерства Просвещения РФ, соответствующих ФГОС,
научно-методических рекомендациях: Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.В. Нищевой, Н.В.
Курдвановской, Т.Р. Кисловой и др.
4.Методики О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».
Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
1. «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих
нормативно-правовых
документов
и
программно-методических
материалов.
Министерство образования РФ, Москва, 2001г.
2. Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об
учителях-логопедах и педагогах-психологах»
(о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
4. Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»
5. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от
24.07.1998.
7. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом
России 14 ноября 2013 г. № 30384);
8. Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013
года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования». Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября
2013 г. № 30038.
10. Письмо Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации».
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей
работы в логопедическом пункте для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до
7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех
специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и
психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Основные задачи:
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков,
звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха
(способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих
звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по
дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с
ОНР.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи старших дошкольников.
6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Планируемый результат – достижение каждым ребѐнком уровня речевого развития,
соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в
усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим
его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов
и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей,
комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов,
адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и
стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов
обеспечивают речевое развитие ребѐнка с ОНР.
Таким образом, данная программа является действенной, в чѐм можно убедиться,
сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического
обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)