ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО УЧРЕЖДЕНИЕМ КОСТИЦЫНОЙ Л.М. ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

08.09.2021

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным гражданином своей страны. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мы объединили усилия всех участников образовательного процесса, скоординировали и направили работу в рамках единой государственной политики в этой области. В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». А дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.  Именно  дошкольный   возраст благоприятный период воспитания  патриотизма, любви к малой Родине, воспитания  таких нравственных качеств, которые позволят вырасти дошкольнику человеком-гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. 

Решение проблемы патриотического воспитания дошкольников состоит в совместной работе ДОУ и семьи, направленной на привитие любви к Родине у ребенка, на хорошее усвоение знаний традиций, истории своей страны и семьи.

    Работа по созданию мини-музея в каждой группе МБДОУ детского сада № 527 началась в 2017 году, с подготовки к написанию новой программы развития учреждения на 2018-2021 г. В ходе подготовки, проведя свод-анализ, мы выявили проблему - недостаточное патриотическое воспитание дошкольников. Проведя дополнительное социологическое исследование, педагогическую диагностику, анкетирование выяснили:

1.     Родители заинтересованы в развитии этого аспекта воспитания, но в силу своей занятости не уделяют патриотическому воспитанию должного внимания. Многие с грустью рассказывали о том, какие у них были традиции в семье, во времена их детства и  том, что в настоящее время их дети не знают имен прадедушки и прабабушки, историю семьи.

2.     Среди наших воспитанников есть дети, которые не знают в каком городе и микрорайоне они живут, чем знаменит наш край.

3.     У педагогов имелись достаточные теоретические знания в области патриотического воспитания, был накоплен большой практический опыт работы, но методы и приемы работы не были разнообразны.

    Следующим шагом был поиск эффективных методов работы. Мы обратились к музейной педагогике. Музейная педагогика - достаточно известное направление современной педагогики. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность позволяет систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности. Организация мини-музеев формирует у детей духовно-нравственные, патриотические и социально-коммуникативные качества. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию детского сада с семьей и социумом. Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор  МГПУ Наталья Александровна Рыжова выделяет следующие задачи и функции музеев:

  • Образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к окружающему миру;
  • Развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
  • Просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
  • Воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

     Как инновационный метод - музейная технология раскрывает цели и задачи в каждой образовательной области:

 - «Социально-коммуникативное развитие»;

 - «Познавательное развитие»;

 - «Речевое развитие»;

 - «Художественно - эстетическое развитие»;

 - «Физическое развитие».

     Выделенные Н.А. Рыжовой принципы интеграции, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, культуросообразности,  гуманизации, динамичности и вариативности, разнообразия, глобализма и регионализма, непрерывности позволили более грамотно построить работу мини-музея в Учреждении.

     В ходе работы педагогами ДОУ были добавлены следующие принципы организации мини-музея:

1. Принцип партнерства. Мини-музей-это результат сотрудничества взрослых и детей.

2. Принцип креативности. Проявился в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

3. Принцип экологичности. В экспозиции мини-музея должны преобладать экологически безопасные для здоровья ребенка материалы. Весь материал должен быть чистым (даже если он бросовый).

4. Принцип безопасности. Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея. Если экспонаты все же стоят на верхних полках, то дети должны знать, что заниматься самостоятельно в мини-музее они могут только с доступными для них предметами. Экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.д.

    В нашем учреждении работают следующие виды мини-музеев:

1. Мини-музеи природы: мини-музей «Животные Урала».

2. Исторические мини-музеи:

·        мини-музей, посвященный истории родного города: «Мой родной город», «Екатеринбург-столица Урала»;

·        мини-музей, посвященный истории одного предмета: «Куклы наших бабушек», «Матрешка».

3. Литературные мини-музеи:

·        мини-музей «Русская народная сказка»;

·        мини-музей «Сказы П.П. Бажова».

5. Мини-музеи искусства: мини-музей декоративно-прикладного искусства «Расписная игрушка».

     Мини-музей в группах Учреждения - это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:

- беседы;Хочу такой сайт

- рассказ педагога;

- «беседы-пятиминутки» (короткие беседы, когда вся информация разделена на несколько под тем);

- дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди пять отличий», «Разрезные картинки», «Лабиринт», «Угадай, что в мешочке», «Узнай по силуэту», «Найди, кто спрятался» (из контурных изображений найти и назвать нужные).

- викторины, КВН;

- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;

- игры-экспериментирования;

- чтение и обсуждение произведений;

- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);

- упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;

- экскурсии по мини-музею;

- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;

- вечера загадок;

- народные праздники;

- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;

- музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах);

- занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, экологии, изобразительной деятельности и др.;

- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.

   В ходе работы столкнулись с большой проблемой: где расположить мини-музей. Народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет-ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. В МБДОУ детском саду № 527 мини-музеи расположены в групповом помещении. Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогли стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и высоты, тумбы. Однако расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы: постоянный доступ к музею получают дети только одной группы, удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями (законными представителями) по темам музея. Из этой ситуации вышли благодаря записи виртуальных экскурсий.

      В каждом мини-музее создан паспорт, где предоставлен информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) (описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми), какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование). Развивающая среда мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки.  В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.

     Обязательно в мини-музее представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее.

Примерный вариант правил:

1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.

2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

4. Можно и даже нужно задавать вопросы.

5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.

       Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, принимают активное участие, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей-результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
         Необходимо воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.10.2021

Дата обновления: 10.11.2021

Дата публикации: 08.09.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».